Шпаргалка по философии

“глобальной катастрофы” при существующих тенденциях общественного развития,

а затем, с конца 70-х гг., - течение, отстаивающее необходимость перехода к

“новой цивилизации”. Ведущее влияние в буржуазной Ф. 70-х гг. приобрел

Римский клуб, по инициативе которого развернулось т. называемое Глобальное

моделирование перспектив человечества на основе использования ЭВМ.

Технократическая модель рисует будущее общество как очень сложный но

все же конечной сложности механизм действия которого можно предсказать

однозначно. Техника здесь решает все, чем больше техники тем выше

становится благосостояние людей тем легче им жить. Неудачи последнего

времени, техногенные аварии и т.д. объясняется невысоким уровнем развития

техники и неспособностью людей эффективно ее использовать вследствие малой

грамотности.

Технофобская модель ( Боязнь техники ) отрицает прямую зависимость

между ростом мощи техники и ростом качества жизни человека. Скорее

гипертрофированно-развитая техника и сейчас является основной причиной

несчастий человечества.

Информационная модель рисует будущее в котором обрабатывающее

оборудование достигнет такого уровня совершенства, что потребуется совсем

немного человеческого труда для производства средств производства ( роботы

будут изготавливать новые образцы техники при минимальном участии человека

). В связи с этим центр тяжести будет перемещаться в сферу умственного

труда в котором решающее значение приобретает обмен информацией

( научной, управленческой, и т.д. )

Философия истории - область знания, занимающаяся проблемами смысла

истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и

историческим познанием. В современной буржуазной Ф.И. особым влиянием

пользуются концепции Тойнби и Шпенглера. Буржуазные философы обычно

рассматривают историю как иррациональный поток событий, лишенный внутренней

логики, как хаотическое чередование случайностей, отвергают причинность,

закономерности в истории и социальный прогресс. В их воззрениях преобладает

дух пессимизма и агностицизма.

Философия истории может рассматриваться в контексте исторического

развития общественного способа производства. Тогда можно предложить такую

классификацию:

/ То флер /

1. Земледельческая

2. Индустриальная

3. Постиндустриальная или Информационная

Термин информационная цивилизация впервые предложил японец Масуда в

работе: "Постиндустриальное общество как информационное общество".

32.2 Понятие науки.

Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на

производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в

себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и

способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного

труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный

аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний,

выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата

научного производства.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности,

направленная на познание и преобразование объективной действительности.

Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство,

и практическая деятельность на их основе.

Предмет науки - окружающий мир.

Метод науки - построение согласующихся с экспериментом моделей мира в

виде теорий.

Теоретический и эмпирический уровни в науке.

Функция науки не только познание.

Функции науки:

1. Мировоззренческая ( сюда входит познание мира )

2. Управленческая ( зная законы развития мира мы можем управлять

собственной деятельностью для получения тех или иных результатов )

3. Культурологическая ( наука способна формировать не только отношение

человека к природе но, на основе новых знаний о самом человеке, отношения

между людьми в обществе )

32.3 Общество. Взаимосвязь общественных сфер. Проблема материального

и идеального в обществе.

- Существуют философский и общесоциологический подход к изучению

общества.

Философский включает рассмотрение развития всех сфер общества науки,

культуры, искусства, промышленности, производственных и других отношений,

отношений человека с природой и т.д.

Общесоциологический рассматривает более прикладные задачи, как

правило исключая процессы природы непосредственно общества не касающиеся. (

наука, как я думаю будет рассматриваться здесь не с позиций познания

человеком мира ( Ф. подход ) а с позиций влияния конкретных результатов

деятельности науки на стабильность или нестабильность жизни общества на то

как результаты науки могут изменить мировоззрение людей и таким образом

изменить само общество. А.А. )

3 основных подхода к объяснению закономерностей объединяющих людей в

общественный организм

1 - Натуралистический. Влияние солнечной активности, географии,

расовых и половых признаков.

2 - Идеалистический. Связующая роль идей, верований, мифов.

3 - Философский анализ межчеловеческих связей и отношений, которые

возникают в соответствующих природных условиях при наличии определенных

верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер.

- Атомистический подход - общество - сумма индивидов, связанных

общественным договором.

Суть общественного договора в том, что человек ограничивает свою

свободу поведения живя в обществе и выполняя его законы и взамен получает

определенную степень социальной защиты: пенсию, квалифицированное

медицинское обслуживание, полицию и армию для защиты жизни и имущества.

- Органистическая модель - общество - сумма частей, но к ним не

сводится поскольку нужно учитывать еще и связи между этими частями. Человек

реализует себя в зависимости от места в обществе. ( В зависимости от своего

желания А.А. ) Части общества разнообразны это может быть человек или

группа людей объединенных по какому либо признаку, например национальному

или социальному. ( Социальный - рабочий, железнодорожник, учитель и т.д. )

33.1 Основные черты и проблемы русской философии 19 - начала 20 в.

- Начало: Достоевский, Толстой, Соловьев.

Эти писатели выдвинули и сформулировали идею о связи прогресса с

христианской нравственностью. Только то может быть принято обществом что

прошло чистилище нравственности.

- Предельный гуманизм.

Знаменитое непротивление злу насилием. / Толстой /

Все достижения прогресса за слезу ребенка. / Достоевский/

- Вето на любой прогресс, если он связан с насилием над человеком.

Насилие понимается как превращение человека в производственную машину

за счет удушения уникальной, божественной души.

- Литература: жанр антиутопии.

Будущее основано на любви и искусстве и потому прекрасно. Пример: сны

Веры Павловны. Чернышевский "Что делать"

- Сверхнационалистический характер философствования.

Включение всего человечества в ожидаемый прогресс прекрасного

будущего.

- Постижение сущего дается лишь цельной жизнью духа, лишь в полноте

жизни.

Полностью православно-христианский подход к человеку и его месту в

природе. Есть Бог, есть человек и божественное предназначение последнего.

Выполнить это предназначение его задача. Задача решается обращением к Богу,

вере, христианской нравственности.

- Антипод русской философии - европейский рационализм - Гегель.

- Русский иррационализм (вера, православие) VS западный (воля) ->

деление на славянофилов и западников.

- Славянофилы (Киреевский, Хомяков) - самобытный путь развития России.

Земельная община и артель. Западные приобретения - скорее вред, так как

оплачены потерей целостности человеческой личности.

- Западники (Герцен, Грановский, Боткин) - Россия с петровских времен

привязана к западу. Прогресс не может обойти Россию, прогресс поможет нам

выбраться из отсталости.

- Примат христианского откровения, веры над рациональным знанием.

- Философия всеединства (Соловьев). Теория цельного знания.

Сверхрационализм. Цельность - характеристика и свойство человеческой души,

отличающая человека от животных. Это состояние души, придающее ей

цельность, - сердце, любовь..

Спасение в человеке человеческого через жертву эгоизма. = жертва

основного принципа западного прогресса.

2. Методы теоретического познания. Гипотезы и теории.

Философские методы (диалектический, метафизический) - Общенаучные

(системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный,

моделирование, формализация) - Частнонаучные ( метод теории упругости -

Физика твердого тела) - Дисциплинарные (метод расчета на прочность в

сопромате) - Методы междисциплинарного исследования( принцип подобия

процессов разной физической природы ) Научные методы теоретического

познания: - формализация, аксиоматический подход, гипотетико-дедуктивный

метод Общелогические методы: - анализ, абстрагирование, идеализация,

индукция, аналогия, моделирование, системный подход Гипотеза - форма

знания, содержащая предположение, которое сформулировано на основе ряда

фактов, а его истинное значение неопределенно и нуждается в доказательстве.

- Вероятностный характер. - В ходе доказательства одни гипотезы становятся

теорией, а другие отбрасываются, превращаются в заблуждения. - Новые

гипотезы выдвигаются на основе проверок старых, даже если они были

отрицательными. Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая

целостное отображение закономерных и существенных связей определенной

области действительности. Основные элементы структуры теории : - исходные

основания - фундаментальные принципы, понятия, законы, аксиомы и т.п. -

идеализированный объект данной теории. - логика и методология, применяемые

для ее построения. - философские установки и ценностные факторы. -

совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений. -

ключевой элемент теории - закон. Теория - система законов. Функции теории:

синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная,

практическая. Синтетическая - осуществить сбор знаний о проблеме.

Объяснительная - объяснить проблему исходя из современного уровня знаний о

мире. Методологичкская - выработать метод решения проблемы ( который может

быть использован и в других дисциплинах ) Предсказательная - предсказать

события которые могут произойти исходя из начальных условий которые даны.

Практическая - использовать новые знания для улучшения качества жизни

людей.

33.3 Будущее, его периодизация и критерии поведения.

Необходимость прогнозирования будущего очевидна.

Однако предсказать будущее можно только вероятностно и чем дальше мы

отходим от настоящего тем меньше точность нашего прогноза. В связи с этим

можно выделить три периода будущего.

1. Непосредственное будущее ( 1-25 лет )

2. Обозримое будущее ( в целом 21-й век )

3. Отдаленное будущее ( >21 века )

Критерии поведения и человека и общества определяются целями которые

человек или общество ставят себе в своем развитии. Эти цели находятся в

будущем но заставляют нас действовать сегодня определенным образом. Но

невозможно ставить цели в будущем без предположения прогнозируемости

будущего т.е. без предположения о том что определенные действия приведут к

определенному результату в рамках возможности ( вероятности ) его

наступления в будущем как следствия наших действий. Кроме того в

зависимости от периода будущего наши действия при одинаковых целях будут

различны.

Пример:

Хочу отдохнуть сегодня - иду в кино, клуб, на стадион и т.д. Хочу

иметь возможность отдыхать завтра, послезавтра и т.д. иду не в кино а на

работу.

Для предсказания будущего необходимо знать законы развития природы и

начальные условия. Однако все законы и все условия мы знать не можем отсюда

погрешность прогнозов.

Основные методы прогнозов

1. Метод экстраполяции

Основан на предположении что законы которые действуют сегодня будут

сохранять свою силу и в некоторый период времени в будущем. Это хороший

метод для неорганической материи но плохо подходит для живой природы и

общества.

2. Историческая аналогия

Основан на предположении о повторяемости исторических ситуаций и

следовательно способов их решения. Имеет ограниченное применение поскольку

не учитывает развитие, прогресс общества.

3. Компьютерное моделирование

Наиболее точный на сегодняшний день метод.

4. Сценарии будущего

Сценарии это в основном качественные оценки поскольку больше отвечают

на вопрос как было бы лучше а не как будет.

5. Экспертные оценки

Распространенный метод позволяющий объединить потенциал специалистов

из разных областей знаний. Минус значительный личностный фактор и зачастую

диаметрально противоположенные мнения опрашиваемых.

Инерционный анализ

- Экстраполяция устойчивых тенденций.

Трендовый анализ.

- Построение наиболее устойчивой тенденции.

Сценарный подход

- Игра

Ритмы и циклы в истории.

Олвин Тоффлер - футуршок.- историческое развитие опережает развитие

человека.

Диалектическое единство человека, как автора и актера в своей жизни.

Концепция устойчивого развития - стратегии человечества. Учет

глобальных проблем человечества.

-----------------------

Субъект

Природа

человек

Субъект

Практика

Объект

Субъект

Локк

Познание

Декарт

Абстрактное

Чувственное

Представление

Умозаключение

Понятие

Ощущение

Суждение

Восприяте

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты