Шпаргалка по философии

моральный закон во мне”. Отвергая религиозно-теологический тезис о

богоустановленности нравственных правил, Кант вместе с тем не допускал

возможности их социально-исторического формирования на основе жизненного

опыта людей. Кант трактовал “моральный закон” как наличный в сознании всех

людей в виде неизменной данности, имеющей абсолютную ценность и склонен

был усматривать в нем еще одну априорную форму сознания.

Понятие “добрая воля” имело фундаментальное значение в построении

кантовской “метафизики нравственности” как учении об априорных основаниях

последней. Суть доброй воли он видел в том, что она всецело и исключительно

определяется “моральным законом”, с которым она фактически сливается.

Кантовская “метафизика нравственности” делающая акцент на доброй воле,

вовсе не противопоставляет волю разуму и потому не приобрела

иррационалистического характера. Наоборот, она интелектуализирует волю

вплоть до отождествления ее с “практическим разумом”, т. к. “для выведения

поступков из законов требуется разум”. Необходимым компонентом кантовского

учения о доброй воле был тезис о ее автономии, понимаемой как полная

независимость этой воли от какого-либо внешнего по отношению к ней

обуславливания.

Практические основоположения, содержащие в себе общее определения

нравственной воли, Кант подразделял на максимы и императивы. Максима - это

“субъективный принцип воления” , значимый для одного лица, а императив -

“объективный” - смысле общезначимости “принцип воления”, имеющий силу для

воли каждого разумного существа. Императивы делятся Кантом на

“гипотетические”, исполнение которых связывается с наличием определенных

условий и “категорические”, которые обязательны при всех условиях, и

значит, независимы ни от каких условий. По Канту существует только один

категорический императив как высший закон нравственности. В итоговом виде

он звучит так: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время

иметь силу принципа всеобщего законодательства”.

Отвергая теологическое понимание истории, Кант был солидарен с

просветительской философией истории в установке на объяснении ее

исключительно естественными причинами. В проведении этой установки Кант был

настолько последователен, что из своей философии истории он исключил

объяснение человеческих поступков свободной волей людей. Какое бы понятие,

- писал Кант, - мы ни составим себе с метафизической точки зрения о свободе

воли, человеческие поступки, подобно всякому другому явлению природы,

определяются общими законами природы”.

Кант заявляет, что история совершается “согласно определенному плану

природы” и совершается потому, что все природные задатки живого существа

предназначены для совершенного и целесообразного развития”; социальный

характер история имеет вследствие того, что природные задатки человека...

развиваются полностью не в индивиде, а в роде”.

По своему содержанию его философия истории является культурно-

социальной. Становление и развитие человечества, его прогресс Кант понимает

как результат деятельности самих людей, создающих то. чего не существует в

природе, и благодаря этому освобождающихся от той подчиненности, в какой

находятся по отношению к ней животные.

В стимулировании созидательной деятельности Кант придавал важное

значение конфликтным отношениям между людьми, возникающих из-за присущих

им, с одной стороны, эгоистических побуждений, а с другой стороны,

властолюбия, честолюбие, корыстолюбие. По Канту, без негативных с моральной

точки зрения страстей “все превосходные природные задатки человечества

остались бы навсегда неразвитыми”. При характеристике этих страстей Кант

ставил диалектическую проблему роли противоречий и антагонизмов в

историческом прогрессе, оценивая ее позитивно и весьма высоко.

Раскрывая свой социальный идеал, Кант указывал, что “гражданское

устройство в каждом государстве должно быть республиканским”, понимая под

этим “устройство, согласно с принципами свободы членов общества(как людей),

во-вторых, в соответствии с основоположениями о зависимости всех (как

поданных ) от единого и общего законодательства, и, в-третьих, по закону

равенства всех (как граждан государства).Однако Кант проводил мысль о том,

что наилучшим образом принципы республиканского правления могут быть

осуществлены в государстве, возглавляемом монархом, который руководствуется

той общей волей граждан, какую адекватно выражают философы.

Важнейшее место в социально-исторической философии Канта занимали

проблемы войны и мира. По Канту, вечный мир - это столь же кардинальная

цель и задача всемирно-исторического прогресса, как и установление

всеобщего правового гражданского состояния: то и другое находится в

неразрывной связи между собой. Обеспечение этой цели Кант видит в

заключении договора о вечном мире между государствами.

Завершающее звено в цепи положений социально-исторической философии

Канта - это утверждение примата морали над политикой. В этом утверждении он

выражает точку зрения на практический разум как существенно этический,

состоящий в способности априори определять нравственность. Осуждая

прагматичного политика ,”для которого мораль есть только теория”, Кант

заявляет: Мораль уже сама по себе практика в объективном смысле как

совокупность безусловно повелевающих законов, в соответствии с которыми мы

должны вести себя”. Критерий оценки политических действий с точки зрения

нравственности - это “принцип публичности”. По его мнению “несправедливы

все относящиеся к праву других людей поступки, максимы которых несовместимы

с публичностью”.

23.2 Возникновение и развитие человеческого сознания, его социальная

природа. Сознание и язык.

Традиционно сознание определяют как высшую, свойственную только

человеку функцию головного мозга, сущность которой заключается в

целенаправленном отражении объективных свойств предметов внешнего мира, в

предварительном осмысленном построении действий и предвидении их

результатов, в предварительном регулировании и саморегулировании

взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью.

Схематически эволюция материи к формированию сознания предполагает

существование достаточно развитой и многообразной биосферы, которая на

определенном этапе эволюции начинает обладать психикой, иметь нервную

систему. Человекообразные обезьяны, появившиеся в конце плиоцена(около 5

млн. лет назад ) начинают обрабатывать камни, создавать орудия труда,

поэтому совместная деятельность, а вместе с ней и членораздельная речь

явились самыми главными стимулами. под влиянием которых мозг обезьяны в

течении многих сотен тысяч лет постоянно превращается в человеческий мозг.

Отличие мыслительной деятельности человека и животного заключается в

том, что человек обладает выработанной в процессе мышления речью,

сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление, Языковое

мышление является одной из форм действительного мышления человека, причем

такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает

идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений

и образов, а как “идеализированных предметов”, т.е., через значение слов,

знаков и символов, Абстрактное мышление внесло качественные изменения в

развитие человека и всего человечества,

Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание

выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с

миром. Таким способом человек является практика. Осуществляя практическо-

преобразовательную деятельность, человек создает свое “неорганическое

тело”, “вторую природу”, орудия и средства производств, специфически-

человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации,

короче говоря, созидает культуру .Опыт этого созидания и составляет

содержание тех характерных для общественно развитого человека и

отличающихся от психики животного форм отражения, которые образуют

человеческое сознание.

Возникновение сознания связано, таким образом , прежде всего с

формированием культуры на основе практически-преобразовательной

общественной деятельностью людей, с необходимостью закрепления, фиксации

навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную

деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и

заключается принципиальные основания общественной природы человеческого

сознания.

Сознание является достоянием человечества. Однако, носителем сознания

является конкретный индивид, личность, который при рождении обладает лишь

психикой и врожденными задатками к мышлению. С момента рождения ребенок

включен в социальную среду и подчинен традициям и нормам. На основе общения

со взрослыми ребенок осваивает и присваивает, делает своим внутренним

достоянием орудийные и знаковые системы деятельности, получает определенную

направленность своей жизнедеятельности и развивает свои способности к

рефлексии, самоконтролю и самообучению.

Вместе с тем было бы неправильно считать, что индивидуальное сознание

формируется только под влиянием общества. Человек всегда является субъектом

и носителем свободной воли, он ответственен за выбор направленности своей

жизнедеятельности и системы ценностной ориентации. Обстоятельства делают

человека, но и человек обстоятельства.

Высшая нервная (психическая ) деятельность человека включает три

уровня: сознание, подсознание и сверхсознание (творческую интуицию).

Сознание в этом случае отождествляется со знанием, которое может быть

передано другим людям, и в этом смысле оно обязательно должно быть облечено

в языковую форму,

Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей,

Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет в четкий конкретно-

исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью

людей, их общественными отношениями, культурными традициями и обычаями,

Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и

ценности общества и передает их из поколения в поколение,

С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т.е.,

реализуется прогностическая функция мышления, что отличает человека от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты