Шпаргалка по философии

объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки

отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный

характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения

продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит

общая цель—сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда

также следует, что принципиальные различия двух мировых социальных систем

не меняют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации, земной

цивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь от

ядерного уничтожения. Таким образом, цивилизация представляет собой

социокультурное образование. Если понятие “культура” характеризует

человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в

деятельности, творчестве, то понятие (“цивилизация” характеризует

социальное бытие самой культуры.

19.1 Проблема человека и общества в философии Просвещения

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения:

научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь

распространяется вширь, выходя за пределы университетов в светские салоны,

становясь предметом обсуждения. Уверенность в мощи человеческого разума, в

его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для

экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения.

На знамени просветителей написаны два лозунга - наука и прогресс. При

этом просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному,

который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков.

Оптимизм просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало

умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной

Просвещения стала Англия - раньше других вставшая на путь

капиталистического развития. В Англии философия просвещения нашла свое

выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза.

В своих работах Локк разработал принципы естественного права,

предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности

набирающего силу буржуазного класса.

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три

основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у

Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Локк как и

представители классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что

собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство

индивидов является необходимым следствием принятия неотчуждаемых прав, а

правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем

чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Из Англии идеи Локка были перенесены во Францию, где встретили

восторженный прием, благодаря прежде всего Вольтеру: человек в философии

XVIII века предстает как изолированный индивид, действующий в соответствии

со своими интересами, но с другой стороны философы, отменяя прежние,

добуржуазные формы общности предлагают новую - юридическую всеобщность,

перед которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности

просветители требуют освобождения от национальных и сословных границ.

В творчестве просветителей появился новый герой - “гражданин мира” :

ему чужда слепая приверженность своему узкому мирку, он находит “хороших

людей” в любом народе, сословии, вероисповедании. Главный вопрос, который

пытается разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости

“частного человека”, то есть индивида, который руководствуется только

собственными интересами, и “человека вообще” - носителя разума и

справедливости.

2 Практика как основа всех форм общественной жизнедеятельности человека.

Виды практики.

Тривиальные утверждения - вечные истины (фактуальные знания).

Истина связана с субъектом, субъективна по форме, но объективна по

содержанию. Истина всегда сопровождается заблуждением. Проблема критерия

истины актуальна в теории познания. Критерии истины находятся вне самой

истины- в практике. Только в практике заблуждение исчезает и остается

истина.

П. Валери: “Человек безумен, потому что ищет истину и мудр, потому что

находит ее”.

Практика- исходный пункт и основа процесса познания. Практика- это

активная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Основу её

составляет труд, материальное производство. Кроме того, к практике

относится политическая, классовая борьба.

Практика является исходным пунктом и основой познания, т.к. само

познание возникло на основе практики и главным образом под влиянием

материального производства.

Практика ставит перед познанием определенные задачи, способствует

решению этих задач. Тем самым она двигает познание вперед.

Практика вооружает научное познание приборами, инструментами,

оборудованием и тем самым содействует успехам познания.

Практика не только основа, но и цель познания. Человек для того и

познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать

результаты познания в своей практической деятельности.

Чувственное познание

Познание всегда начинается со знакомства с предметом внешнего мира при

помощи органов чувств. Основной формой чувственного познания является

ощущение.

Логическое мышление- качественно новый, высший этап в развитии

познания. Его роль состоит в том, чтобы вскрыть главные свойства и признаки

предмета.

Практика как специфически человеческий способ бытия в мире

представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной

организацией.

реальное преобразование внешней среды

общение людей в процессе этого преобразования

совокупность норм и ценностей обеспечивающих целенаправленный характер

практической деятельности.

19.3 Онтология: учение о бытие. Бог, сущее, бытие, небытие.

Философская категория бытия включает в себя комплекс различных

проблем.

Для философии жизни (Ницше, Бергсон) и философия Экзистенциализма,

бытие есть наше собственное существование, непрерывная смена наших

ощущений, желаний, эмоций.

Хайдеггер: “ Понятие бытия- неопределимо”. Один вид бытия- наше

собственное существование. Бытие- самосознающее бытие человека.

Гуссерель: “ Категория бытия- то, о чем говорим и пишем”. Он заменяет

понятие бытия понятием жизненного мира, на основе которого складывается

наука.

Жизненное миропонимание есть нечто объективное, а коррелиат сознания-

продукт творческой деятельности.

Понятие бытия превращается в психику, идеальное переживание.

Развитие науки и техники породило материальную концепцию бытия.

Материалистическая философия выделяет следующие формы бытия.

1. Природное- бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как

целое бытие вещей и процессов, производимых человеком.

2. Бытие человека-бытие человека в мире вещей; специфическое человеческое

бытие.

3. Бытие социальное- индивидуальное бытие; бытие общества.

Природное- бытие является реальностью особого типа. Она- объективная и

первичная реальность в том смысле, что человек и его дух рождаются

благодаря непреходящей форме. Важны различия между природой в целом и

отдельными сущностями.

Природа в целом бесконечна в пространстве и времени, но эта

особенность не присуща отдельным вещам, процессам, состояниям природы. Они

где-то существуют, возникают; бытие сменяется небытием.

Непреходящее бытие природы представляет собой диалектику приходящего,

непреходящего, отдельных вещей.

Вторая природа - совокупность предметно-вещественных ценностей,

производимых людьми.

Материал предметов второй природы - материал первой (независим от

человека). С другой стороны- в предметах второй природы воплощены знания и

труд человека. Бытие предметов и процессов второй природы представляет

собой нерастворимое единство природного материала и человеческой

деятельности.

Будучи созданными в качестве особой реальности, они являются

результатом творчества.

Другая специфика бытия второй природы- новая реальность- социально-

историческое цивилизованное бытие.

Первая природа дана каждому человеку поколением реальных людей, вещи и

процессы преобразованы, произведены людьми и бытие этих вещей как бы стоит

на грани бытия первой природы и человеческого мира.

Вместе с тем вторая природа - относительное самостоятельное бытие,

особая реальность.

Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования

общие для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид;

предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека- тело

его природы. Наличие тела делает его конечным, смертным. В чел. Бытие

первична предпосылка существования тела> его подвластность законам

наследственности и природы.,3

Что касается объективного бытия(общества), то его идеалы, нормы, языки

способны сохраняться, совершенствоваться, свободно перемещаться в

социальном пространстве и историческом времени. Выделяя главные сферы

бытия: природу, общество, сознание, возникает вопрос можно ли говорить о

единстве многообразного мира.

20.1 Французский материализм 18 века. Учение о природе, теория

познания (Дидро, Гольбах)

Во второй половине 18 века своих вершин достигает материалистические

тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Их

философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими

воззрениями.

Существуют два направления французского материализма: одно ведет

происхождение от Декарта, другое от Локка. Первый механистический

материализм, вливается во французское естествознание в собственном смысле

слова. Последние направление - французский образовательный элемент и ведет

прямо к социализму.

Философские воззрения Дидро перекликаются с воззрениями

механистических материалистов своего времени. Он считает мир объективным и

материальным. Материя и движение, согласно ему, являются единственной

существующей реальностью. Присутствует идея о материальном единстве и

бесконечности мира. Важнейший элемент - концепция постоянного развития. Как

и другие материалисты он отвергает любые вмешательства “извне” в развитие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты