воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям
исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
б). Методы построения теоретического знания.
Формализация - это построение абстрактно-математических моделей,
раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.
Аксиомы - это утверждения, доказательства истинности которых не
требуется.
Гипотетико-дедуктивный метод - суть которого заключается в создании
системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся
утверждения об эмпирических фактах.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Исторический и логический методы исследования.
Методология - 1). Совокупность познавательных средств, методов,
приемов, используемых в к.-л. Науке; 2). Область знания, изучающая
средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически -
преобразующей деятельности.
Развитие методологии - одна из сторон развития научного познания в
целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и
методологическое содержание, т.к. оно связано с критическим пересмотром
существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации
изучаемого материала. Традиционно проблемы методологии разрабатывались в
рамках философии. Однако в связи с дифференциацией современного научного
познания, усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией
научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методов
дифференцируется и сфера методологии.
Современная методология выполняет 2 типа функций:
а). она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с др.
сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики,
культуры, человека.
б). методология решает задачи совершенствования, рационализации
научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на
разрабатываемые ею мировоззренческие и методологические ориентиры и
основоположения.
Логический метод более широкий чем научный т.к. им пользуются не
только ученые а все люди.
Законы логики - законы человеческого мышления. Все люди так или иначе
мыслят логически но не
все умеют это делать хорошо. Логический метод исторически появился
раньше научного.
Им пользовались и древние греки и теологи средних веков.
Логический метод послужил основой для научного но последний
качественно отличается от него. см выше.
31.1 Основные черты философии неотомизма. Католический модернизм
Жильсона.
Любое из вероисповеданий как в прошлом, так и в настоящем,
представлено идеологами - среди них и философы, которые играли и играют
здесь первую скрипку. Неотомизм (от латинского написания имени Фомы
Аквинского - Томас) как направление - детище официального католичества.
Зародилось оно в 70-х годах 19 столетия под влиянием решений Ватиканского
собора (1869-1870). В 1879 г. в энциклике папы Льва13 философия Аквината
была объявлена единственно истинной.
Основу неотомистического учения составляет принцип: . Неопозитивизм - теологическая форма современного
объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают , понимаемое как духовное, божественное первоначало. Для
доказательства религиозных догм неотомисты широко используют
аристотелевские категории формы и материи, потенции и акта (возможности и
действительности), существования и сущности. Результатом неотомистских
построений является признание бога первопричиной бытия и первооснованием
всех философских категорий.
В целом философия неотомизма представляет собой теологизированную
метафизику. По своей проблематике и терминологии неотомистская метафизика
значительно отличается от средневекового томизма, в ней эклектически
соединены основные элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и
разума и др.) с новейшими положениями новейших идеалистических систем.
С точки зрения неотомизма исторический процесс зависит от
сверхъестественных трансцендентных сил. Этим фактически исключается
возможность активного воздействия человека на ход мировой истории. С точки
зрения социальной философии неотомизма, секуляризация угрожает
существованию целостного человека, ведет его к моральной деградации, а
потому главную роль в нормальном, естественном развитии общества призваны
сыграть религия и церковь.
В целом философия неотомизма ставит перед собой задачу любой ценой
сохранить Бога в свете успехов естественных наук. С этой целью, как было
показано выше, неотомисты разворачивают критику неудач науки и основанного
на науке индустриального общества ( тем не менее используя для своих
проповедей все последние технические достижения этого общества ) пытаясь
объяснить собственно неудачи общества, которые всегда будут иметь место,
непослушанием догматам христианской церкви.
31.3 Уровни общественного сознания.
Сознание - способность человека оперировать образами социальных
взаимодействий, действий с предметами, природных и культурных связей,
отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности,
рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего
поведения.
Термин “общественное сознание” характеризует и реальное сознание
конкретного общества (массовое сознание), и идеальную модель общественного
сознания. Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой,
изучение которой имеет методологическое значение для анализа его различных
образований с учетом их специфики, социальных функций и т.п.
В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни
- обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология,
а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая
идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия.
Относительно четкое разграничение форм общественного сознания
прослеживается на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым
становится на его обыденно-психологическом уровне.
Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей,
стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности.
Теоретическое сознание представляет собой отражение ее существенных
связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах
сознания, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю
сторону действительности, требующую опосредствованного теоретического
познания.
Общественная психология также формируется в процессе повседневной
практической жизни людей. Но в общественной психологии как уровне
общественного сознания доминирующим является не само по себе знание о
действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности.
Идеология - сложное духовное образование, включающее в себя
определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и
механизмы распространения идеологических установок в массах. Идеология -
совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и
оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных
классов (лиц), разрабатываются, как правило, идейными представителями этих
классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование
существующих общественных отношений.
Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт,
выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения
областях общественной жизни. В морали потребности, интересы общества
выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и
оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая,
общественного мнения.
Религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным
признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей
господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид
неземных (Маркс). Религия - стремление человека и общества к
непосредственной связи с абсолютом.
Наука - специфическая форма человеческой деятельности, обеспечивающая
получение нового знания, вырабатывающая средства производства и развития
познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и
распространение его результатов.
Уровни общественного сознания по Егорову
А) Теоретический уровень
1.Научное мышление
/ Отражает природное и социальное бытие.
2.Идеология
/ Механизм поведения человека в обществе.
В) Эмпирический уровень
1.Массовое сознание
/ Реакция на действия государства.
2.Обыденное сознание
/ Обычаи
3.Общая психология
/ Оценка событий
32.1 Современная западноевропейская философия истории.
Футурологические модели общества (технократические, технофобские,
информационные).
Футурология (лат. Futurum - будущее и греч. Logos - учение, слово) -
представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая
перспективы социальных процессов. Термин “футурология” предложил в 1943 г.
нем. Социолог О.Флехтхейм, имея ввиду некую надклассовую “философию
будущего”, противостоящую идеологии и утопии. С начала 60-х гг. это понятие
распространилось на западе в смысле “истории будущего”, “науки о будущем”,
признанной выявить прогностические (предсказательные) функции всех научных
дисциплин. Поскольку перспективы социальных процессов изучаются многими
науками, термин “Ф.”, ввиду его многозначности и неопределенности, с конца
60-х гг. вытесняется понятием “исследование будущего”, которое охватывает
теорию и практику прогнозирования. В буржуазной Ф. Выделяются
апологетическое, реформистское, леворадикальное и др. течения. В 60-х гг.
господствовало первое, выдвинувшее теорию “постиндустриального общества”
(Белл, Г.Кан, Арон, Б. де Жувенель). Реформисты выступали с позиций
теории конвергенции (Ф. Бааде, Ф.Полак, И, Галтунг), леворадикалы
доказывали неизбежность катастрофы “западной цивилизации” пред лицом НТР
(А.Уоскоу и др.). С конца 60-х гг. буржуазная Ф. Переживает кризис, в ходе
которого сначала выдвинулось течение, доказывающее неизбежность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41