государство. Государство он характеризует как высшее развитие
объективного нравственного духа и подлинную основу экономических
отношений.
Искусство, религия и философия, по учению Гегеля. - высшие формы
самосознания “абсолютного духа”: в них завершается всемирная история и
мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию
Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины,
противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению
Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так
сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. по
Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с
содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом
познания оказывается “абсолютная идея”, выражающая в системе Гегеля и Бога
и мир в целом.
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания,
дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и
сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных
изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и
закон отрицания отрицания. СМ Б 14_2, 15_2,16_2
24.2 Гносеология: знание и познание. Субъекты и объекты познания.
Теоретические познания или гносеология - раздел философии, изучающий
взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности,
отношение знания к действительности, возможности познания мира человека.
Теоретическое познание как философская дисциплина анализирует всеобщее
основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как
знание, выражающее реально, истинное положение вещей.
В античности центральной в теоретическом познании выступала проблема
отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знание понималось в
единстве с его предметом. Исходя из того, что знание есть своеобразная
копия предмета, античная философия преимущественно изучала процесс,
посредством которого предмет переводится в состояние знания.
Тезис о единстве знания и предмета специфически сочетался с
непониманием активности субъекта в процессе познания:
- истинный объект может быть только “дан” познающему;
- все продукты его субъективной познавательной деятельности - лишь
неистинное мнение.
Крупный шаг в развитии теоретического познания был сделан европейской
философией 17-18 в., главными для которой стали проблемы связи “Я” и
внешнего мира. В этот период проблематика теоретического познания занимала
центральное место в философии.
Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания, которое было
бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной
совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их
ценности.
В немецкой классической философии проблемы теоретического познания
связывались с исследованием исторического развития форм практической и
познавательной деятельности. В философской системе Канта впервые
предпринималась попытка построить такое теоретическое познание, которая
была бы совершенно независима от всяких допущений о реальности - как
онтологических ( раздел философии, изучающий фундаментальные причины бытия,
наиболее общие сущности и категории сущего), так и психологических. Кант
постулировал зависимость реальности от самого познания: объект, по Канту,
существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта.
После Канта немецкая классическая философия стремилась преодолеть
разрыв гносеологической и онтологической проблематики. Наиболее полно в
домарксистской философии эта задача решалась Гегелем. Утверждая
диалектическую взаимозависимость субъекта и объекта, Гегель показал
несостоятельность их метафизического противопоставления. По Гегелю субъект
и объект по существу тождественны друг другу, т. к. в основе
действительности лежит саморазвитие абсолютного духа, который является
абсолютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Отвергая все
формы гносеологического идеализма, марксистско-ленинская философия
теоретического познания исходит из последовательно материалистического
решения основного вопроса философии, т.е. рассматривает познаваемый
материальный мир, объект реальность как существующую вне и независимо от
сознания. Опалектический материализм исходит из положения о том, что мир
познаваем, и решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, т.е.
агностицизм. Будучи последовательно материалистической, марксистско-
ленинской теоретическое познание не есть, однако, простое продолжение
сложившейся в домарксистской философии материалистической линии в решении
проблем гносеологии. Основная особенность диалектико-материалистического
теоретического познания определяется тем, что ее развитие осуществляется на
основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики,
логики и теоретического познания. “Диалектика и есть теория познания
(Гегеля) марксизма...” (Ленин.).
Диалектический материализм не только снимает противопоставление
теоретического познания и онтологии, но и кладет конец характерному для
немарксистской философии отрыву проблем теоретического познания от проблем
социального бытия. Сущность и природа познания носят социальный характер,
и, следовательно, не могут быть поняты в изоляции от предметно-практической
деятельности. Поэтому субъект познания производит от субъекта практики:
познающий субъект - это не изолированный от других людей индивид, а
человек, включенный в социальную жизнь, использующий общественно
выработанные формы познавательной деятельности как материальные ( орудия
труда, инструменты, приборы и т.д.), так и идеальные (язык и т.д.).
Исходные знания о мире даны человеку в чувственном познании - ощущениях,
восприятиях, представлениях. В качестве исходной основы познавательного
процесса выступает чувственный опыт. Общая схема процесса познания выражена
в положении Ленина: “От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него
к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объектной
реальности”.
Познавательный процесс рассматривается в марксистско-ленинском
теоретическом познании не только в форме, в какой он осуществляется в
голове индивида, но и главным образом в форме соц. - исторического процесса
развития знания. Н.Л.Т.П. признает конкретно-исторический характер
оснований знания, рассматривает изменение логической структуры систем
знания в процессе развития человеческого познания.
Существуют 2 модели познания:
I) Традиционная для метафизического материализма:
- у
Фейербаха (пассивная модель)
Субъект познания - общественный, социально развитый элемент.
Объект познания формируется субъектом. Отношения между субъектом и
объектом является познавательским и объектом познания является практика.
II) Ныне существующая модель:
- у Маркса
(активная модель).
Cубъектом познания выступает не субъект отдельный, а общество.
Субъект познания - это человек в обществе и общество в человеке.
Познать - значит сотворить новый мир.
Как писал В.И. Ленин “Человек не только отражает мир, но и творит
его”. Человек своими действиями изменяет мир.
Рассмотрим характер образа:
объект: субъект:
1) Источник (предмет внеш- 1) Форма (бытия, сущ-я образа)
него мира)
2) Содержание.
Что такое практика и какова ее роль в познании?
Познавательная деятельность духовная, но она возникает на базе
определенной предметной деятельности. Практика носит общественный характер.
Надо различать познавательное и практическое, хотя познавательное
возрастает на основе практики.
“Если у общества возникает техническая потребность, то она продвигает
знание значительно дальше, чем десятки универсалов ” (Маркс).
Практика сюда не входит, она является первичным элементом к обеим
составляющим.
Ощущение - это непосредственное реагирование;
Восприятие - целостный образ предмета (возникает на базе
ощущений);
Представление - образ предмета, который не действует на нас, а
подействовал
на нас когда-то, и мы можем представить
этот образ.
Понятие - образ отражающий сущность предмета.
Умозаключение- образ отражающий как сущность так и отдельные явления.
Суждение - последовательность умозаключений результатом
которой является
выделение субьектом себя по отношению к
обьекту .
24.3. Основные эстетические категории: прекрасное и безобразное,
возвышенное и низменное. Трагическое и комическое.
Эстетика - наука, изучающая всю область эстетического отношения
человека к миру, все стороны освоения человеком мира по законам красоты.
Эстетика зародилась около 2.5 т. лет назад, в эпоху рабовладельческого
общества - в Египте, Индии, Китае. Большое развитие получила в античной
Греции и в Древнем Риме.
История эстетики в собственном смысле началась с формированием научно-
теоретической мысли. На первом этапе своего развития, который продлился в
Европе до середины 18 в., эстетика не была еще самостоятельной научной
дисциплиной и не имела собственного названия. В античности, например,
эстетическая проблематика разрабатывалась, с одной стороны, в философских
сочинениях (Сократом, Платоном, Аристотелем), а с другой - в трактовках,
посвященных теории разных видов искусства (в трактатах Георгия, Горация).
Многие идеи античных мыслителей получили основополагающее значение для
всего последующего развития европейской эстетической мысли.
Христианская эстетика средневековья обосновывала спиритуалистические
(рассматривает дух в качестве первоосновы деятельности, существующего вне
материи и независимо от нее) понимание эстетических явлений и трактовала
структуру искусства в символическом духе (Августин, Аквинский). Только в
эпоху возрождения эстетическая мысль освободилась из теологического плена и
стала светской, гуманистической.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41