Шпаргалка по философии

В середине 18 в. Баумгартен, последователь Лейбница, указал на

необходимость выделения самостоятельного раздела философии, назвав его

“эстетика”, т.е. “теорией чувственного познания “. По пути, намеченного

Баумгартеном, пошли Кант, Гете, Гегель и т.д.

Гегель определяет искусство как первую и несовершенную форму

абсолютного духа. Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из

физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы - из

биологических закономерностей, из “природы” человека. Свое высшее развитие

домарксистская эстетика получила в трудах русских революционных демократов

Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Проблематика и задачи марксистско-

ленинской эстетики определяется главным образом тем, что ее специфический

предмет - эстетическое освоение человеком мира - состоит из 3 -х неразрывно

связанных между собой сторон:

1) эстетического в объективной действительности;

2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание);

3) искусства.

Эстетика изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех

этих сторон в их диалектическом единстве.

Основными эстетическими категориями является прекрасное и безобразное,

возвышенное и низменное, трагическое и комическое.

Прекрасное - характеризует такие свойства явлений природы,

общественной жизни, человеческой деятельности, которые способны вызывать в

человеке бескорыстную любовь, чувство радости, свободы.

Безобразное - понятие эстетики, отражающее такие свойства явлений,

которое враждебно противостоят прекрасному и обнаруживают всю свою

несостоятельность, необходимость уничтожения в процессе исторического

развития.

Для идеалистической эстетики источником прекрасного служит сознание,

человеческое или сверхчеловеческое (бог, абсолютная идея). Материалисты

видят источник прекрасного в самой действительности, воздействующей на

сознание человека. Марксистская эстетика также стоит на позициях

материализма, но материализма диалектического. Считая прекрасное

существующим в действительности, она, однако, не сводит саму

действительность лишь к чисто природным качествам предметов. В практической

деятельности и выявились те свойства явлений, которые люди воспринимают как

прекрасное. Почему, например, такие в биологических отношениях сходные

насекомые, как пчела и оса, эстетически воспринимаются по разному, хотя

жалят они одинаково неприятно? Очевидно, что эстетическая оценка пчел

обусловлена тем значением, которое они имеют в человеческой жизни.

Прекрасное выражает не лично-потребительскую, а общественно-практическую

ценность явлений, их духовное значение для человека. Свойством прекрасного

обладает прежде всего ТРУД, как свободная, творческая, общественно-значимая

деятельность. Прекрасны также результаты такого труда. Достоинством

прекрасного обладают высокие моральные качества людей, проявляющиеся в

конкретных поступках и действиях. Эстетическое восприятие безобразного не

может быть без эстетического идеала, ставящее “ на свое место” безобразное

в жизни и в искусстве. Безобразное, обнаруживая нелепость своего

существования, является комическим и возбуждает смех. Но оно становится уже

не комическим, а отвратительным, если представляет собой прямую угрозу

прекрасному.

Возвышенное - характеризует прекрасные явления, которые отличаются

необычайной значительностью и могуществом, возбуждают поэтому чувство

радостного изумления, восхищения и воодушевления, причем форма возвышенных

явлений может не быть внешне красивой. Возвышенное в природе все то, что

превышает масштаб обычных, соразмерных с человеком явлений и предметов, но

в то же время не подавляет, а возвышает. Возвышенное в обществе - явление,

люди, события, их свершения и героические влияния.

Противоположность - низменное.

Трагическое - понятие, отражающее эстетическое значение большого

страдания или гибели. При трагическом мы испытываем чувство сострадания,

скорби. Прекрасные возможности в любом человеке, задушенные условиями

жизни, делают его трагическим лицом. В трагической ситуации красота людей,

явлений проявляется с необычной силой и особенно ярко и остро запечатляется

в памяти. Поэтому через трагическое раскрывается прекрасное.

Комическое - понятие, отражающее эстетическое значение явлений,

сущность которых противоречит логике развития жизни. Комическое есть

смешное, но смешное лишь тогда поднимается до уровня комического, когда оно

не определяется формальными нелепостями, носящими внешний характер

(случайное падение человека в воду), а выражает общественное содержание.

Понятие эстетичности неодинаково у разных народов и зависит от эпохи.

Эстетика подвержена процессу развития, следовательно она меняется во

времени.

Вне человека эстетики не существует.

Эстетическая оценка объекта зависит от эстетических идеалов которые

сформированы у субъекта.

Эстетические идеалы меняются на протяжении жизни человека.

Эстетический идеал - идеал должного на уровне обычного сознания

возникающий из объективной

неудовлетворенности человеком его жизнью.

Человек дает эстетические оценки сравнивая рассматриваемый объект со

своим субъективным

эстетическим идеалом этого объекта.

Но, очевидно, существуют и общественные эстетические идеалы, которые

принимаются большинством людей.

25.1 Антропологический материализм Фейербаха. Социальная философия.

В середине 19 в. с острой критикой идеализма выступил немецкий философ

Людвиг Фейербах. Первоначально Фейербах увлекался философией Гегеля, однако

уже в 1839году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха,

идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и

религия по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу.

В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии -

знание стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую

задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разоблачении тех

иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и

идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения

человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые

в действительности принадлежат самому человеку. Так возникает

трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец бога - человек -

рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от последнего и,

таким образом, лишается свободы и самостоятельности. Фейербах говорит, что

необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и при том

наиболее совершенная - вечной природы. Материализм Фейербаха неслучайно

характеризуется как антропологический. Он существенно отличается от

материализма 18 в. В центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие

материи, как у большинства французских материалистов, а человек как

психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания

человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой

человек рассматривается прежде всего, как духовное существо. Согласно

Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность

человеческого “Я”; духовное начало в человеке не может быть отделено от

телесного. Человеческая природа толкуется Фейербахом преимущественно

биологически, и отдельный индивид для него - не исторически- духовное

образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Маркс,

признавая важное историческое значение материализма Фейербаха, особенно его

критику религии, в то же время отмечал, что у Фейербаха “человеческая

сущность может рассматриваться только как “род”, как внутренняя, немая

всеобщность, связующая множество индивидов природными узами”. Согласно

Марксу, человек является историческим и социальным существом, а потому его

сущность “ не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей

действительности она есть совокупность всех общественных отношений”. А

поскольку общественная жизнь людей является по существу практичной,

поскольку Фейербах, отвлекающийся как раз от социально-исторического

определения человека, упускает из виду именно роль практики как и в ходе

исторической жизни человека, так и в процессе познания. Критикуя

идеалистическую трактовку познания и будучи не доволен абстрактным

мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Только то, что

дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняния - обладает

по Фейербаху подлинной реальностью. Антропологический принцип Фейербаха в

теории познания выражается в том, то он по-новому интерпретирует само

понятие “объект”. По Фейербаху понятие объекта первоначально формируется в

опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека -

есть другой человек. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь

отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви - к другим людям.

“Человек и природа неотъемлемы по Фейербаху. Человек у Фейербаха - это лишь

представитель рода человечества, это не античный человек, а немая

всеобщность”. Человек - это гносеологический Робинзон. Он получает

информацию из природы, перерабатывает и делает выводы. Человек у Фейербаха

абстрактен. Социальную сущность человека он не определяет. Выводы: 1) У

Фейербаха философия не только антропологическая, но и метафизическая. Он

отрицает немецкий классический идеализм. 2) Новое отношение к религии: -

плод бессилия человека. - отчужденная сущность человека. 3) Отношение к

любви, вместо религии у него стала любовь. Человек не может быть монологом

он должен стать на позиции диалога.

2 Структура знания. Чувственное и рациональное познание.

Знание - отражение объективных характеристик действительности в

сознании человека. Понятие “знание” и “информация” часто отождествляются.

Знание - это всегда информация, но не всякая информация - знание. В

превращении информации в знание участвуют целый ряд закономерностей,

регулируемых деятельность мозга. Благодаря этому знание становится

достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Большинство

философских систем выделяли 2 основных этапа познания: - чувственное

познание ( эмпирическое знание); - рациональное познание ( теоретическое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты