Шпаргалка по философии

человеком продукт приобретает общественно значимые свойства, а потребности

и чувственность все более развиваются. Поэтому биологическое в человеке -

это не только то, что генетически сближает и роднит человека с животным

предком, но и то новое (обусловленное морфофизиологическими особенностями

организма), чем он отличается от животного. Уникальность человека

обусловлена тем, что в отличие от животных, он наряду с генетической

программой имеет возможность благодаря наличию сознания путем воспитания

передавать опыт предыдущих поколений каждому следующему поколению. Человек,

таким образом, включен сразу в два мира - в мир общества и в мир

органической природы порождает немало проблем, как касающихся актуального

существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

Из последних рассмотрим две, которые можно считать ключевыми. Аристотель

называл человека “политическим животным”, подчеркивая тем самым наличие в

человеке двух начал: животного (биологического) и политического

(социального). Проблема же заключается в том, какое из этих начал является

доминирующим, определяющим формирование способностей, чувств, поведения,

действий человека и коим образом осуществляется взаимосвязь биологического

и социального в человеке. Суть другой проблемы заключается в следующем:

признавая, что каждый человек уникален, в практической жизни мы, однако

группируем людей по различным признакам из которых одни определяются

биологически, другие социально, а некоторые - взаимодействием

биологического и социального. Возникает вопрос, какое же значение в жизни

общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами

людей. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в

человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя

крайними точками зрения: концепциями человека, которые принято называть

биологизаторскими, или натуралистическими, сторонники которых

абсолютизируют роль биологических начал в человеке; и социологизаторскими

концепциями в которых человек представлен как всего лишь слепок с

окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение. К

биологизаторским концепциям относятся расизм, а также довольно влиятельный

в конце прошлого и начале нынешнего столетия социал-дарвинизм. Его

сторонники пытались объяснить явления общественной жизни опираясь на учение

Дарвина о естественном отборе и эволюции. Социологизаторские концепции

рассматривают биологическое как нечто второстепенное, от чего возможно

абстрагироваться при изучении человека, и более того, как сырой материал,

которым можно бесконечно манипулировать во имя достижения того или иного

социального идеала. Характерное для социологизаторских трактовок

пренебрежение к биологическому в человеке отчасти коренится в христианской

традиции, в которой духовное резко противопоставляется телесному,

плотскому, как возвышенное - низменному. Позиция марксизма в вопросе о

соотношении социального и биологического следующая: Маркс подчеркивал, что

определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны:

только в обществе он реализуется как человек. Сознание и мышление человека

возникают как общественный продукт и следовательно оказываются вторичным по

отношению к общественному бытию. Человек и естественная среда обитания.

Естественная окружающая среда охватывает геосферу и биосферу, т.е. те

материальные системы, которые возникли и существуют независимо от человека,

но вместе с тем могут со временем стать объектами его деятельности. В связи

с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести

также и определенную часть солнечной системы. Маркс выделял в естественной

среде обитания человека две группы явлений: n естественные источники

средств жизни; n естественные богатства, являющиеся предметами труда.

Характер взаимодействия человека с естественной средой обитания

определяется уровнем развития производства. Важнейшим результатом этого

производства является создание искусственной среды обитания -

неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе и

живые организмы. По мере развития общества роль искусственной среды

вырастает, она постепенно наступает на естественную и поглощает ее. “Не

характер естественной среды определяет характер социальной среды, как

ошибочного явления,” - считают сторонники “географического детерминизма”, а

наоборот - “характер социальной среды определяет характер естественной

среды, вовлекаемой в сферу трудовой деятельности человека”. Во

взаимодействии человека с природой, активной стороной всегда выступает

человек.

28.1 Критическая философия И. Канта. Критика чистого разума. Единство

чувственности и рассудка.

Кант осуществил переворот в философии, рассматривая познание как

деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не

характер, а структура познаваемой субстанции, а специфика познающего

субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и

конструирующий предмет знания. Кант анализирует структуру субъекта для

того, чтобы решить вопрос, что же такое истинное знание. Предметом

теоретической философии по Кату, должно быт не изучение вещей самих по себе

- природы, мира, человека, а исследования законов человеческого разума и

его познавательной деятельности. В этом смысле Кант назвал свою философию

трансцендентальной. Он назвал свой метод также критическим, в отличие от

догматического метода рационализма XVII века предпринять критический анализ

наших познавательных способностей для того, чтобы выяснить их природу и

возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, тем

самым осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта.

Создание трансцендентальной философии было ответом на целый ряд трудностей,

возникших в науке и философии в XVII и первой половине XVIII века, с

которыми не сумели справиться и представители до кантовского рационализма и

эмпиризма. Одной из них была проблема обоснования объективного научного

знания, прежде всего механики, основанной на математике и эксперименте,

предполагавшем конструирование идеального объекта. Для обоснования

законности применения математических конструкторов к природным процессам,

необходимо было доказать, что процесс конструирования имеет некий аналог в

самой природе; для решения этого вопроса Кант меняет саму его постановку.

Он спрашивает: “Какими должны быть характер и способности познающего

субъекта для того, чтобы предмет познания согласовался с нашим знанием о

нем.” Философское открытие Канта состоит именно в том, что основу научного

познания он усмотрел не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в

деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты.

Кант хочет придти к определению условий, при которых возможно

действительное познание, а тем самым - к определению границ действительного

познания. Выражение “критика чистого разума” означает критику всего

познания к которому можно придти априори, т.е. способом доказательств.

Критика чистого разума является критикой “силы разума вообще относительно

ко всем познаниям, к которым разум может направляться независимо от опыта и

тем самым он является решением относительно возможности метафизики вообще”.

В качестве образца “научного” познания Кант принимает Ньютоновское

естествознание и математику, и границы познания устанавливаются условиями

научно достоверного познания. Кант в “Критике чистого разума” дает

подробную критику замыслов предшествующей метафизики. Он решает следующие

вопросы: 1. Как возникла “чистая математика”; 2. Как возникло “чистое

естествознание”; 3. Как вообще возможна математика; 4. Как вообще возможна

метафизика, как наука Этот способ постановки вопроса (постановка вопроса о

возможном) Кант называет трансцендентальным, а свои ответы -

трансцендентальной теорией. Кант говорит, что ни чувства, ни опыт не могут

дать достоверного знания о мире. Чувства вводят разум в заблуждение.

Существует априорное (до-опытное) знание и существует опытное

(эмпирическое) знание. Говоря об априорном знании, он замечает, что оно не

тождественно идеям Декарта: априорны только формы знания, а содержание мы

получаем из опыта. Априорные знания имеют свою историю: каждый человек в

своих действиях опирается на некое априорное знание, накопленное до него.

Априорное знание имеет всеобщий характер, эмпирическое знание единично.

Знание выступает как суждение. Суждение аналитично, если в нем нет ничего

нового об объекте. Утверждение: “Все тела протяженны,” - не новое знание,

т.к. все тела протяженны. Иной пример: “Вчера был дождь,” - это суждение

ново, то есть оно синтетическое. Кант ставит вопрос о том, возможны ли

априорные синтетические суждения и делает вывод, что они существуют.

Примером подобных априорных суждений являются математические аксиомы: “В

каждой науке столько науки, сколько в ней математики”. Далее рассуждения

Канта касаются научного знания, которое изучается трансцендентальной

эстетикой, аналитикой и диалектикой, которые объединяются в аналитическую

логику. Рассуждения Канта идут о чувственном знании и о логике. Говоря о

чувственном знании Кант выдвигает тезис о существовании априорных форм

чувственности. Подобными априорными формами являются пространство и время.

Он не противоречит реальности пространства и времени, но ставит вопрос о

возникновении этих понятий и приходит к выводу, что они возникли априорно,

как продукт воображения. Пространство является внешней формой организации

чувственности, в то время как время - внутренней. Пространство и время

существуют в субъекте и являются результатом воображения. Однако познание

не может ограничиваться суждением. Результатом познания является

формирование категорий. Кант критикует как сенсуалистов, рассматривающих

рациональное, как результат усовершенствования чувственного познания, так и

рационалистов, недооценивающих роль чувств. Кант задает вопрос о том, что

такое научное знание и делает вывод, что это синтез разума и чувств, на

уровне рассудка, выступающего организатором чувства и мысли. Кант выделяет

три ступени синтеза: 1. эвгезия - процесс формирования восприятия и

представлений 2. ......... - процесс, связанный с ассоциациями 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты