философии.
Еще отчетливее на разнородность современной философии указывает наличие
четырех главных философских школ. Сейчас мы их только назовем, а
обстоятельно они будут рассмотрены чуть ниже. В Англии, США, скандинавских
странах доминирует аналитическая философия, в которой первостепенное
значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ - стране, где очень
сильны философские традиции, доминируют феноменология и герменевтика. Во
Франции и США больше чем в других странах сторонников постмодернизма.
Итак, в наши дни можно выделить четыре главных направления философии
интернационального содержания – это феноменология, герменевтика,
аналитическая философия и постмодернизм.
феноменология
Феномен - это в переводе с греческого то, что является. В нашем случае
речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и
далее в процессе его осмысления. Феномен - это и ощущение, и восприятие, и
представление, и мысль. Феноменология - это учение о сознании, о феноменах
и их смыслах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она
культивируется в конце ХХ века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников
феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов
прекрасными феноменологами были Г. Г. Шпет и А. Ф. Лосев. Обозначим ту
проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское
направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает
действительно важную проблему, которая беспокоит многих.
Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека,
наполненный красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через
сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций,
оказывается чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, обезжизненным.
Почему это происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо
понимаем само сознание. Забвение жизненного мира - это результат плохого
философствования. Феноменология как раз и стремится восполнить этот
недостаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители других
философских направлений, не обращают должного внимания на работу сознания.
А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненного
знания, не только не избегает кризисных явлений, а наоборот, плодит их
(бесконечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание
жизни человека). Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать
забвения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый
феноменологический метод.
феноменологический метод
Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким (как,
например, у Канта) противопоставлением субъекта объекту. При таком
противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к
субъективизму), либо объекта (что приводит к натурализму). Субъективизм
приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется
исключительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пассивное
отражение реальности, а между тем оно активно. Правильная точка зрения
состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект даны в их
соотносительности.
Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека
предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание
не закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной
работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир "заключить в
скобки", воздержаться от поспешных суждений о нем (такое воздержание со
времен древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир
"замкнут", сведен (редуцирован) к явлениям сознания. При этом нельзя
забывать, что в стратегическом смысле сознание всегда ориентировано,
направлено на предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е.
направлено на предмет.
Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменологический метод на
конкретном примере. Как воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек
рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия.
Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэтому
синтезирование выступает как идентирование, т.е. "схватывание" одинакового.
Так субъект формирует представление "об этой яблоне".
Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Кстати
Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эйдос - это идея, не
потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу "яблоня"
субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том
числе и такие ее свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате
достигается эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-
либо вмешательства предмета.
Акту переживания соответствует высказывание. Динамике переживаний
соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание
обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь
указывают на нечто, это бедные знаки. И есть высказывания подлинные,
полновесные знаки, в которых человек выражает свое отношение к
происходящему, делает себя ответственным за происходящее.
Феноменолог стремится сохранить и приумножить полноту бытия, которая
реализуется в динамике созерцаний, переживаний, их смыслов (эйдосов),
высказываний. Но благодаря чему удается совершить переход от созерцания
отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.
Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком
высказывании содержится больше того, на что указывает содержание. Допустим,
я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: "На этом столе лежит книга". Я
вижу два предмета - стол и книгу. Я никогда не увижу в словах "на", "этом",
"лежит" тот смысл, который вкладываю в слово "книга". Человек образует
смысл не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах
заключено больше, чем в созерцаниях.
Итак, феноменолог берет предмет созерцания "в скобки", затем он
обогащает созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос
возвращается предмету, что и означает сохранить полноту жизненного мира. В
этом смысле очень показательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая
гегелевскую диалектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по
сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыслоемки.
Основные положения феноменологии
- Начиная философствование, на время анализа самого сознания
абстрагируйтесь от внешнего мира, "заключите его в скобки".
- Обогатите материал созерцания своим воображением (представьте себе то,
что вы анализируете так и эдак).
- Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте высказыванием.
- На основе полученных эйдосов и высказываний интерпретируйте содержание
предмета анализа.
- Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека.
герменевтика
По древнегреческому преданию бог Гермес - вестник Зевса, владыки богов
и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их
понимание.
Исходя из изложенного, герменевтику часто определяют как способ
философствования, центром которого является интерпретация, понимание
текстов. Это соответствует тому обстоятельству, что в герменевтике языку
уделяется огромное внимание. Тем не менее содержание герменевтики много
шире приведенного определения. В связи с последним утверждением обратимся к
истории становления герменевтики как философского направления.
Выше при определении герменевтики мы использовали центральный для нее
термин "понимание". Что такое понимание? Как понимает человек,
бытийствующий в мире? Когда человек может с полным основанием утверждать,
что он понимает? Если человек задает вопросы, то это свидетельствует о том,
что он недопонимает. Вопрошание запускает процесс понимания. Но как в нем
добиться успеха? Как достичь истины - вот вопрос вопросов.
В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так
делают, когда решают задачи по математике, физике, другим учебным
дисциплинам. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а
присутствует всего лишь объяснение. Понимание должно быть по-настоящему
жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-
напросто абстрагируется. В критике "бескровных" идеалов науки герменевтик
согласен с феноменологом. Однако по принципиальным вопросам они расходятся.
Феноменолог в основном ориентируется на созерцание, он стремится к миру
посредством конструкции сознания. Но почему же не вступить в прямой контакт
с внешним миром? Надо, считает убежденный герменевтик, твердо держаться
вещи, не убегать от нее в сознание, не довольствоваться всего лишь
созерцанием и его обработкой в сознании.
Человек изначально находится в мире сущего, испытывает интерес к нему
(на латинском "среди сущего" - интерессе, иначе говоря, быть среди сущего
значит интересоваться им). Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои
границы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека.
Понимание будет достигнуто и истина откроется, если удастся добиться
слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояснят нам ситуацию.
Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему
возможность показать себя всесторонне, в совершенстве. А для это им надо
пользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негодность.
Основные положения герменевтики
- Бытие человека-в-мире.
- Соотносительность человека и мира (вещей).
- Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.
- Потаенность вещи, ее сокрытость.
- Философия как вопрошание.
- Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как истинность.
- Горизонты человека и вещи.
- Понимание как слияние границ человека и вещи.
- Герменевтический круг.
- Понимание как интерпретация на основе образования, вкуса, таланта,
вовлеченности в традиции интерпретатора.
- Историчность интерпретации.
- Сближение герменевтики с поэтикой.
- Главное дело человека.- понять суть дела.
аналитическая философия
Аналитическая философия - это философствование посредством детального
анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый
передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76