Кандидатский по философии

философии.

Еще отчетливее на разнородность современной философии указывает наличие

четырех главных философских школ. Сейчас мы их только назовем, а

обстоятельно они будут рассмотрены чуть ниже. В Англии, США, скандинавских

странах доминирует аналитическая философия, в которой первостепенное

значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ - стране, где очень

сильны философские традиции, доминируют феноменология и герменевтика. Во

Франции и США больше чем в других странах сторонников постмодернизма.

Итак, в наши дни можно выделить четыре главных направления философии

интернационального содержания – это феноменология, герменевтика,

аналитическая философия и постмодернизм.

феноменология

Феномен - это в переводе с греческого то, что является. В нашем случае

речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и

далее в процессе его осмысления. Феномен - это и ощущение, и восприятие, и

представление, и мысль. Феноменология - это учение о сознании, о феноменах

и их смыслах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она

культивируется в конце ХХ века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников

феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов

прекрасными феноменологами были Г. Г. Шпет и А. Ф. Лосев. Обозначим ту

проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское

направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает

действительно важную проблему, которая беспокоит многих.

Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека,

наполненный красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через

сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций,

оказывается чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, обезжизненным.

Почему это происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо

понимаем само сознание. Забвение жизненного мира - это результат плохого

философствования. Феноменология как раз и стремится восполнить этот

недостаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители других

философских направлений, не обращают должного внимания на работу сознания.

А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненного

знания, не только не избегает кризисных явлений, а наоборот, плодит их

(бесконечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание

жизни человека). Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать

забвения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый

феноменологический метод.

феноменологический метод

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким (как,

например, у Канта) противопоставлением субъекта объекту. При таком

противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к

субъективизму), либо объекта (что приводит к натурализму). Субъективизм

приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется

исключительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пассивное

отражение реальности, а между тем оно активно. Правильная точка зрения

состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект даны в их

соотносительности.

Эпохе, феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека

предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание

не закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной

работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир "заключить в

скобки", воздержаться от поспешных суждений о нем (такое воздержание со

времен древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир

"замкнут", сведен (редуцирован) к явлениям сознания. При этом нельзя

забывать, что в стратегическом смысле сознание всегда ориентировано,

направлено на предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е.

направлено на предмет.

Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменологический метод на

конкретном примере. Как воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек

рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия.

Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэтому

синтезирование выступает как идентирование, т.е. "схватывание" одинакового.

Так субъект формирует представление "об этой яблоне".

Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Кстати

Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эйдос - это идея, не

потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу "яблоня"

субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том

числе и такие ее свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате

достигается эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-

либо вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике переживаний

соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание

обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь

указывают на нечто, это бедные знаки. И есть высказывания подлинные,

полновесные знаки, в которых человек выражает свое отношение к

происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и приумножить полноту бытия, которая

реализуется в динамике созерцаний, переживаний, их смыслов (эйдосов),

высказываний. Но благодаря чему удается совершить переход от созерцания

отдельных предметов к их смыслу? Благодаря интуиции.

Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком

высказывании содержится больше того, на что указывает содержание. Допустим,

я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: "На этом столе лежит книга". Я

вижу два предмета - стол и книгу. Я никогда не увижу в словах "на", "этом",

"лежит" тот смысл, который вкладываю в слово "книга". Человек образует

смысл не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах

заключено больше, чем в созерцаниях.

Итак, феноменолог берет предмет созерцания "в скобки", затем он

обогащает созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос

возвращается предмету, что и означает сохранить полноту жизненного мира. В

этом смысле очень показательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая

гегелевскую диалектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по

сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыслоемки.

Основные положения феноменологии

- Начиная философствование, на время анализа самого сознания

абстрагируйтесь от внешнего мира, "заключите его в скобки".

- Обогатите материал созерцания своим воображением (представьте себе то,

что вы анализируете так и эдак).

- Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте высказыванием.

- На основе полученных эйдосов и высказываний интерпретируйте содержание

предмета анализа.

- Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека.

герменевтика

По древнегреческому преданию бог Гермес - вестник Зевса, владыки богов

и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их

понимание.

Исходя из изложенного, герменевтику часто определяют как способ

философствования, центром которого является интерпретация, понимание

текстов. Это соответствует тому обстоятельству, что в герменевтике языку

уделяется огромное внимание. Тем не менее содержание герменевтики много

шире приведенного определения. В связи с последним утверждением обратимся к

истории становления герменевтики как философского направления.

Выше при определении герменевтики мы использовали центральный для нее

термин "понимание". Что такое понимание? Как понимает человек,

бытийствующий в мире? Когда человек может с полным основанием утверждать,

что он понимает? Если человек задает вопросы, то это свидетельствует о том,

что он недопонимает. Вопрошание запускает процесс понимания. Но как в нем

добиться успеха? Как достичь истины - вот вопрос вопросов.

В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так

делают, когда решают задачи по математике, физике, другим учебным

дисциплинам. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а

присутствует всего лишь объяснение. Понимание должно быть по-настоящему

жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-

напросто абстрагируется. В критике "бескровных" идеалов науки герменевтик

согласен с феноменологом. Однако по принципиальным вопросам они расходятся.

Феноменолог в основном ориентируется на созерцание, он стремится к миру

посредством конструкции сознания. Но почему же не вступить в прямой контакт

с внешним миром? Надо, считает убежденный герменевтик, твердо держаться

вещи, не убегать от нее в сознание, не довольствоваться всего лишь

созерцанием и его обработкой в сознании.

Человек изначально находится в мире сущего, испытывает интерес к нему

(на латинском "среди сущего" - интерессе, иначе говоря, быть среди сущего

значит интересоваться им). Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои

границы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека.

Понимание будет достигнуто и истина откроется, если удастся добиться

слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояснят нам ситуацию.

Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему

возможность показать себя всесторонне, в совершенстве. А для это им надо

пользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негодность.

Основные положения герменевтики

- Бытие человека-в-мире.

- Соотносительность человека и мира (вещей).

- Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.

- Потаенность вещи, ее сокрытость.

- Философия как вопрошание.

- Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как истинность.

- Горизонты человека и вещи.

- Понимание как слияние границ человека и вещи.

- Герменевтический круг.

- Понимание как интерпретация на основе образования, вкуса, таланта,

вовлеченности в традиции интерпретатора.

- Историчность интерпретации.

- Сближение герменевтики с поэтикой.

- Главное дело человека.- понять суть дела.

аналитическая философия

Аналитическая философия - это философствование посредством детального

анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый

передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты