Кандидатский по философии

длительных временных отрезках. Индийская философская традиция никогда

полностью не прерывалась. Она существовала в обществе как устойчивый

элемент вечно живого культурного наследия.

Древнекитайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни

китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно. Можно только

говорить о существенном влиянии буддизма (сущность учения см. ниже), но

следует иметь ввиду, что он в течение ряда веков был приспособлен к местной

традиции. Так что китайскую философию можно характеризовать как единое

целое, способное интегрировать в себе новые внешние влияния.

3. Философия Древней Индии и Китая.

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

Важнейшей специфической чертой древнеиндийской философии является ее

неразрывная связь с религией. Здесь философские системы выступали то как

органический элемент религиозных учений, то как учение, резко критикующее

ту или иную религию. Не случайно одним из первых источников информации о

жизни древнеиндийского общества, о степени познания окружающего мира

является т.н. ВЕДИЧЕСКАЯ (от санскр, веда, букв. - знание, ведение от вид -

знать) ЛИТЕРАТУРА. Речь идет об обширном наборе текстов индусской культуры,

которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет

до н.э.).

Веды - ценный источник древнеиндийского умозрения. Традиционно их делят

на определенные группы текстов:

Древнейшая часть Вед - четыре Веды: "Ригведа" (гимны), "Яджурведа"

(жертвенные формулы), "Самоведа" (напевы), "Атхарвоведа" (заклинания).

Брахманы - руководства ведического ритуала, толкование их сокровенного

смысла, прежде всего - жертвоприношений.

Араньяки - тексты спекулятивного характера, предназначенные для

отшельников.

Заключительный этап ведийского периода (веданта, т.е. конец Вед) составляют

Упанишады (от санскр, упанишад, букв. - сидение около, т.е. вокруг учителя

с целью познания истины, отсюда позже - сокровенное знание, тайное учение)

- трактаты религиозно-философского характера, объясняющие тайный,

внутренний смысл Вед. Корпус Упанишад составляет 108 текстов, древнейшие из

них восходят, видимо, к VI-III вв. до н.э., а позднейшие - к XIV-XV вв.

н.э. Центр тяжести, в отличие от Вед, здесь переносится с внешней,

ритуальной на внутреннюю сторону явлений.

Отношение к авторитету Вед определило и классификацию систем

древнеиндийского умозрения. Школы древнеиндийской философии принято делить

на ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (брахманские), которые сформировались непосредственно на

текстах Вед (миманса, веданта) и образованные на независимом опыте и

размышлении (санкхья, йога, ньяя, вайшешика). Другой вид школ -

НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (шраманские), отвергавшие авторитет Вед: локаята, чарвака,

джайнизм, буддизм. Эти школы не сменяли друг друга, а существовали

параллельно, причем каждая из них тщательно рассматривала аргументы всех

других и стремилась к энциклопедичности изложения своих мыслей.

При всем многообразии философских воззрений и концепций мироустройства в

древнеиндийской мысли выделяется ряд общих моментов в подходах к решению

проблем.

Прежде всего для древнеиндийской Философии характерен крайний

природоцентризм и теоцентризм (от греч тео - Бог).

Согласно ее воззрениям, существует огромная Вселенная, бесконечная в.

пространстве и времени. Она то миллионы лет находится в первозданном хаосе

(в древнегр, мифологии - стихия, якобы существовавшая до возникновения

мира, земли с ее жизнью - Ночь Брахмы) то приобретала упорядоченность,

гармонию и жизнь (День Брахмы). Эти смены бесчисленны и бесконечны. Земля -

лишь малая песчинка во вселенском круговороте, а дух Человека - лишь

искорка мировой идеальной субстанции, частичка абсолюта, заключенная в

человеческом теле и жаждущая освобождения от него. Освободившись от него,

она либо без остатка растворяется в этом абсолюте, либо полностью

преобразуется, меняя свое содержание и структуру, становится совершенно

иной (сансара - санскр., буквально - прохождение через что-либо,

перерождение, беспрерывное перерождение личности или души). Элементы учения

сансары можно найти уже в брахманах, но в Упанишадах эта мысль

абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов.

ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ (карма - от санскр. - действие, дело, жребий; в широком

смысле - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков, в узком

- влияние этих поступков на характер настоящего и последующего

существования) диктует постоянное включение в этот круговорот перерождений

и детерминирует (от лат. детермино - определяю) будущее рождение, которое

является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот,

свидетельствуют тексты, кто совершал благие действия, жил в согласии с

действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман (от санскр. -

священник и монах), кшатрия (от санскр. - воины и представители прежней

племенной знати) или вайшья (от санскр. - земледельцы, ремесленники и

торговцы). Тот, чьи действия не были правильны, в будущей жизни может

родиться как член низшей варны (от санскр. - сословие), либо же атман (от

санскр. - дыхание, душа, я сам) попадет в телесное хранилище животного. Не

только варны, но и все, с чем человек встречается в жизни, определено

кармой.

Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности

не существуют, впрочем как не существует и человек, ограниченный

пространством и временем. Атман, когда покидает дело, сожженное на

погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться в

этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят тексты,

идти путем отцов (санскр. - питръяна). Познание (одна из центральных тем

Упанишад) состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы (от санскр.

- безличное сущее). И лишь тот, кто это единство осознает, освобождается от

бесконечной цепи перерождений (сансары) и возносится над радостью и

скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к брахме,

где и остается вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это и есть, как учат

Упанишады, путь богов (санскр. - даваяна).

Попытка заменить представление о божественной предопределенности

нравственного порядка идеей естественного космического нравственного

миропорядка определяет другие общесодержательные моменты древнеиндийской

философской мысли:

абсолютный закон кармы по отношению ко всему живому выступает как вечный

миропорядок Вселенной, где каждому воздается по совершенному им;

мир выступает как арена для деяний, которые определяют будущее человека;

неведение кармических законов, устройства окружающей человека реальности

приводит к отрицательным последствиям, мешает освобождению, обусловливает

несчастья и страдания как в данной, так и в последующих жизнях человека;

поэтому знания не могут быть исключительно теоретическими, а должны

выступать в своей нравственно-практической ипостаси (от греч. ипостасис -

сущность), вырабатывать нормы правильного поведения и руководства в

повседневной жизни;

для этого необходимы специфические познавательные процедуры и действия

(непрерывная сосредоточенность над предметом и особый самоконтроль,

устраняющий страсти, и т.п.).

Названные выше древнеиндийские философские школы и концентрируют свое

внимание на одной или нескольких из этих проблем.

ВЕДАНТА убеждена в высшем авторитете Вед, содержание которых

рассматривает как откровение, источник истинного знания. Веды существовали

до начала мира и возникли из дыхания брахмана (сущность понятия см. ниже).

Веданта признает Бога как творца мира и развивает учение о Брахмане и

атмане, рите, дхарме, карме, сансаре, мокше:

Брахман - безликое, абсолютное духовное начало мира, высшая объективная

реальность, вне которой ничего нет. Им созданы вое миры, сам же он - вне

времени и пространства, вне причинно-следственных отношений;

атман - космическое духовное начало, "я", душа. Атман как высшая

субъективная реальность противоположна Брахману и одновременно совпадает с

ним. Атман - осознающий себя Брахман. В итоге они отождествляются. Атман

(Брахман) это и начало-мира, и его творец, и его завершение. Смерть -

слияние с атманом;

рита (санскр.) - универсальный космический закон, определяющий движение

светил, дождь, рост растений, жизнь животных и людей, деяния богов. Рита не

дает Вселенной впасть в хаос. Она обеспечивает порядок ее круговращения.

Множественность окружающего мира единичные вещей иллюзорна и порождена

авидьей (санскр.) - человеческим незнаньем,

сансара,- как вам уже известно, - учение о переселении душ, которые после

гибели тела вселяются в очередное новое тело. Душа бессмертна, ее

странствия не имеют конца;

дхарма (санскр.) - нравственный долг или закон, который имела каждая

древнеиндийская варна. В зависимости от индивидуальной кармы - общей суммы

совершенных в жизни поступков - определялась дальнейшая судьба души;

мокша (санскр.) - освобождение души из-под действия закона сансары в

случае точного исполнения дхармы представителем высшей варны - брахманом.

Душа становится независимой от мира и сливается со своим творцом атманом,

обретая истинное, бесконечное "я". Мокша возможна при жизни, для чего

необходимо преодолеть незнание - авидью, подавить страсти и желания,

освободиться от богатства, лжи, обрести отрешенное спокойствие.

Миманса. Эта школа развивалась с давних пор и первоначально была

системой правил, помогающих пониманию Вед. Первым ее сохранившимся текстам

является трактат Джаймини (жил, видимо, между II в до н.э. и II в. н.э.).

Она занималась доказательством непогрешимости и вечности Вед. Миманса

воспринимала ведические тексты не только как высший авторитет, но и видела

в них сверхчувственную универсальную субстанцию, которая существует вечно и

является абсолютной. Согласно этому учению, последовательное выполнение

того, чему учат Веды, является единственным путем освобождения из пут

сансары и кармы.

Миманса, в отличие от веданты, верила в истинность всех родов познания и

выступала против тезиса об иллюзорности воспринимаемых единичных предметов

и их свойств. Она признавала реальность материального мира и других

объектов (души, боги и т.п.). Мир, по учению мимансы, организуется из

атомов по моральному закону кармы. Душа понимается как вечная и бесконечная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты