длительных временных отрезках. Индийская философская традиция никогда
полностью не прерывалась. Она существовала в обществе как устойчивый
элемент вечно живого культурного наследия.
Древнекитайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни
китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно. Можно только
говорить о существенном влиянии буддизма (сущность учения см. ниже), но
следует иметь ввиду, что он в течение ряда веков был приспособлен к местной
традиции. Так что китайскую философию можно характеризовать как единое
целое, способное интегрировать в себе новые внешние влияния.
3. Философия Древней Индии и Китая.
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Важнейшей специфической чертой древнеиндийской философии является ее
неразрывная связь с религией. Здесь философские системы выступали то как
органический элемент религиозных учений, то как учение, резко критикующее
ту или иную религию. Не случайно одним из первых источников информации о
жизни древнеиндийского общества, о степени познания окружающего мира
является т.н. ВЕДИЧЕСКАЯ (от санскр, веда, букв. - знание, ведение от вид -
знать) ЛИТЕРАТУРА. Речь идет об обширном наборе текстов индусской культуры,
которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет
до н.э.).
Веды - ценный источник древнеиндийского умозрения. Традиционно их делят
на определенные группы текстов:
Древнейшая часть Вед - четыре Веды: "Ригведа" (гимны), "Яджурведа"
(жертвенные формулы), "Самоведа" (напевы), "Атхарвоведа" (заклинания).
Брахманы - руководства ведического ритуала, толкование их сокровенного
смысла, прежде всего - жертвоприношений.
Араньяки - тексты спекулятивного характера, предназначенные для
отшельников.
Заключительный этап ведийского периода (веданта, т.е. конец Вед) составляют
Упанишады (от санскр, упанишад, букв. - сидение около, т.е. вокруг учителя
с целью познания истины, отсюда позже - сокровенное знание, тайное учение)
- трактаты религиозно-философского характера, объясняющие тайный,
внутренний смысл Вед. Корпус Упанишад составляет 108 текстов, древнейшие из
них восходят, видимо, к VI-III вв. до н.э., а позднейшие - к XIV-XV вв.
н.э. Центр тяжести, в отличие от Вед, здесь переносится с внешней,
ритуальной на внутреннюю сторону явлений.
Отношение к авторитету Вед определило и классификацию систем
древнеиндийского умозрения. Школы древнеиндийской философии принято делить
на ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (брахманские), которые сформировались непосредственно на
текстах Вед (миманса, веданта) и образованные на независимом опыте и
размышлении (санкхья, йога, ньяя, вайшешика). Другой вид школ -
НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (шраманские), отвергавшие авторитет Вед: локаята, чарвака,
джайнизм, буддизм. Эти школы не сменяли друг друга, а существовали
параллельно, причем каждая из них тщательно рассматривала аргументы всех
других и стремилась к энциклопедичности изложения своих мыслей.
При всем многообразии философских воззрений и концепций мироустройства в
древнеиндийской мысли выделяется ряд общих моментов в подходах к решению
проблем.
Прежде всего для древнеиндийской Философии характерен крайний
природоцентризм и теоцентризм (от греч тео - Бог).
Согласно ее воззрениям, существует огромная Вселенная, бесконечная в.
пространстве и времени. Она то миллионы лет находится в первозданном хаосе
(в древнегр, мифологии - стихия, якобы существовавшая до возникновения
мира, земли с ее жизнью - Ночь Брахмы) то приобретала упорядоченность,
гармонию и жизнь (День Брахмы). Эти смены бесчисленны и бесконечны. Земля -
лишь малая песчинка во вселенском круговороте, а дух Человека - лишь
искорка мировой идеальной субстанции, частичка абсолюта, заключенная в
человеческом теле и жаждущая освобождения от него. Освободившись от него,
она либо без остатка растворяется в этом абсолюте, либо полностью
преобразуется, меняя свое содержание и структуру, становится совершенно
иной (сансара - санскр., буквально - прохождение через что-либо,
перерождение, беспрерывное перерождение личности или души). Элементы учения
сансары можно найти уже в брахманах, но в Упанишадах эта мысль
абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов.
ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ (карма - от санскр. - действие, дело, жребий; в широком
смысле - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков, в узком
- влияние этих поступков на характер настоящего и последующего
существования) диктует постоянное включение в этот круговорот перерождений
и детерминирует (от лат. детермино - определяю) будущее рождение, которое
является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот,
свидетельствуют тексты, кто совершал благие действия, жил в согласии с
действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман (от санскр. -
священник и монах), кшатрия (от санскр. - воины и представители прежней
племенной знати) или вайшья (от санскр. - земледельцы, ремесленники и
торговцы). Тот, чьи действия не были правильны, в будущей жизни может
родиться как член низшей варны (от санскр. - сословие), либо же атман (от
санскр. - дыхание, душа, я сам) попадет в телесное хранилище животного. Не
только варны, но и все, с чем человек встречается в жизни, определено
кармой.
Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности
не существуют, впрочем как не существует и человек, ограниченный
пространством и временем. Атман, когда покидает дело, сожженное на
погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться в
этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят тексты,
идти путем отцов (санскр. - питръяна). Познание (одна из центральных тем
Упанишад) состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы (от санскр.
- безличное сущее). И лишь тот, кто это единство осознает, освобождается от
бесконечной цепи перерождений (сансары) и возносится над радостью и
скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к брахме,
где и остается вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это и есть, как учат
Упанишады, путь богов (санскр. - даваяна).
Попытка заменить представление о божественной предопределенности
нравственного порядка идеей естественного космического нравственного
миропорядка определяет другие общесодержательные моменты древнеиндийской
философской мысли:
абсолютный закон кармы по отношению ко всему живому выступает как вечный
миропорядок Вселенной, где каждому воздается по совершенному им;
мир выступает как арена для деяний, которые определяют будущее человека;
неведение кармических законов, устройства окружающей человека реальности
приводит к отрицательным последствиям, мешает освобождению, обусловливает
несчастья и страдания как в данной, так и в последующих жизнях человека;
поэтому знания не могут быть исключительно теоретическими, а должны
выступать в своей нравственно-практической ипостаси (от греч. ипостасис -
сущность), вырабатывать нормы правильного поведения и руководства в
повседневной жизни;
для этого необходимы специфические познавательные процедуры и действия
(непрерывная сосредоточенность над предметом и особый самоконтроль,
устраняющий страсти, и т.п.).
Названные выше древнеиндийские философские школы и концентрируют свое
внимание на одной или нескольких из этих проблем.
ВЕДАНТА убеждена в высшем авторитете Вед, содержание которых
рассматривает как откровение, источник истинного знания. Веды существовали
до начала мира и возникли из дыхания брахмана (сущность понятия см. ниже).
Веданта признает Бога как творца мира и развивает учение о Брахмане и
атмане, рите, дхарме, карме, сансаре, мокше:
Брахман - безликое, абсолютное духовное начало мира, высшая объективная
реальность, вне которой ничего нет. Им созданы вое миры, сам же он - вне
времени и пространства, вне причинно-следственных отношений;
атман - космическое духовное начало, "я", душа. Атман как высшая
субъективная реальность противоположна Брахману и одновременно совпадает с
ним. Атман - осознающий себя Брахман. В итоге они отождествляются. Атман
(Брахман) это и начало-мира, и его творец, и его завершение. Смерть -
слияние с атманом;
рита (санскр.) - универсальный космический закон, определяющий движение
светил, дождь, рост растений, жизнь животных и людей, деяния богов. Рита не
дает Вселенной впасть в хаос. Она обеспечивает порядок ее круговращения.
Множественность окружающего мира единичные вещей иллюзорна и порождена
авидьей (санскр.) - человеческим незнаньем,
сансара,- как вам уже известно, - учение о переселении душ, которые после
гибели тела вселяются в очередное новое тело. Душа бессмертна, ее
странствия не имеют конца;
дхарма (санскр.) - нравственный долг или закон, который имела каждая
древнеиндийская варна. В зависимости от индивидуальной кармы - общей суммы
совершенных в жизни поступков - определялась дальнейшая судьба души;
мокша (санскр.) - освобождение души из-под действия закона сансары в
случае точного исполнения дхармы представителем высшей варны - брахманом.
Душа становится независимой от мира и сливается со своим творцом атманом,
обретая истинное, бесконечное "я". Мокша возможна при жизни, для чего
необходимо преодолеть незнание - авидью, подавить страсти и желания,
освободиться от богатства, лжи, обрести отрешенное спокойствие.
Миманса. Эта школа развивалась с давних пор и первоначально была
системой правил, помогающих пониманию Вед. Первым ее сохранившимся текстам
является трактат Джаймини (жил, видимо, между II в до н.э. и II в. н.э.).
Она занималась доказательством непогрешимости и вечности Вед. Миманса
воспринимала ведические тексты не только как высший авторитет, но и видела
в них сверхчувственную универсальную субстанцию, которая существует вечно и
является абсолютной. Согласно этому учению, последовательное выполнение
того, чему учат Веды, является единственным путем освобождения из пут
сансары и кармы.
Миманса, в отличие от веданты, верила в истинность всех родов познания и
выступала против тезиса об иллюзорности воспринимаемых единичных предметов
и их свойств. Она признавала реальность материального мира и других
объектов (души, боги и т.п.). Мир, по учению мимансы, организуется из
атомов по моральному закону кармы. Душа понимается как вечная и бесконечная
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76