Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии.
Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная
преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи
и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения
предметного мира, всякого мышления.
Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется
такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция
рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения
результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию
философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта
роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля,
Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в
построении моделей будущего.
Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает
интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм
человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного.
Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации
общественной жизни.
Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта
роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени
приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и
природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период,
другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение
обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный
момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-
материалистической философии.Этот момент - историзм, который проявляется в
подходе практически ко всем проблемам философии.
Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в
диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы
общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике.
Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее
приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам,
обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что
поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения,
а в реальной жизни.
Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-
историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся
вместе с ней.
2. История философии: направления и этапы.
Человеку, пытающемуся вникнуть в изучение историко-философского
процесса, в глаза прежде всего бросается многообразие философских учений,
школ, течений и направлений. И прежде чем осваивать это многообразие,
уточним ряд исходных понятий, определим критерии типологизации и типы
философствования.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ - это система определенных, логически связанных друг
с другом воззрений того или иного мыслителя.
ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА - это совокупность философских учений, объединенных
какими-либо базовыми идейными принципами (платонизм, аверроизм, томизм,
картезианство и т.д.).
ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - совокупность различных модификаций одних и тех же
идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами
(неокантианство, позитивизм, персонализм и т.д.).
ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - совокупность философских течений (а,
следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом,
отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения
(материализм, идеализм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм и
т.д.).
Философия, таким образом, развивается как столкновение различных идейных
подходов, принципов и личностей. Поэтому трудность в уяснении предмета
философии в значительной мере связана с тем, что ее как таковой просто нет.
Реально существовало и существует множество различных учений, школ, течений
и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то
опровергают друг друга. Причем, с развитием историко-философского процесса
предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем
меняются.
Именно разнообразие философских проблем и способов их решения поставили
перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений.
В ее основе лежат содержательный и временной принципы.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ:
В зависимости от способа решения основного вопроса философии, как мы уже
установили, образовались и постоянно соперничают друг с другом два основных
направления - материалистическое и идеалистическое, каждое из которых
представлено своими историческими школами, имеющими собственные истоки и
традиции.
Другая линия типологизации определяется отношением мыслителей к основным
формам и видам познания: чувственного и рационального (разумного,
рассудочного). Философы, настаивающие на главной роли чувств, ощущений в
процессе познания, получили в истории философии название СЕНСУАЛИСТОВ (от
лат. сенсус - ощущение, чувство). Противоположность сенсуалистическому
направлению в гносеологии - РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. рацио - разум), когда
чувственные знания не отвергаются, но рассматриваются они как "темные",
несовершенные, неспособные постичь сущность вещей.
Еще один водораздел в истории философии проходит по линии противостояния
иррационализма рационализму. ИРРАЦИОНАЛИСТЫ ограничивают или даже
полностью отрицают роль разума в процессе познания, отводят ее
внерациональным формам психики: мистической интуиции, откровению,
сверхчувственному созерцанию и т.д. Они исходят из постулата абсурдности,
алогичности самого бытия, не поддающегося, по их мнению, ни разумному
обоснованию, ни объяснению.
философские учения различаются и по МЕТОДУ. По этому критерию как прошлое,
так и современное состояние мысли может быть отнесено (по преимуществу) к
одной из двух концепций: МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ. Метафизической
философией (со времен Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать
однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложившихся понятиях.
Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из
состояния покоя, придать им движение может лишь ВНЕШНЯЯ сила (как это имеет
место в обычной, ньютоновской механике).
Диалектический метод исходит из признания подвижности, текучести
философских понятий. При этом источник движения и развития находится не
вне, а ВНУТРИ, т.е. в самом явлении. В мире, считают диалектики, нет
готовых вещей, а есть ПРОЦЕССЫ.
Можно назвать иные критерии типологизации философских учений. Они могут
быть религиозно-идеалистическими и атеистическими (по отношению к религии),
сциентическими (от лат. сциентиа - наука) и антисциентическими (по
отношению к науке) и т.д.
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО ВРЕМЕННОМУ ПРИНЦИПУ: Для того же, чтобы высветить
изменчивый характер самого процесса философского творчества, его
обусловленность объективными факторами духовного производства вообще, есть
смысл провести типологизацию по временному принципу и ввести понятие
"исторический тип философствования". Он объединяет не единомышленников, а
современников, т.е. философов разных взглядов и убеждений, но
сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры. Поэтому каждая
крупная эпоха знает свой исторический тип философствования (и свой
характерный тип философа).
В античности сложился СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (и
соответственно - созерцательный социально-психологический тип личности
философа). Это вполне соответствовало тем условиям, в которых протекал
тогда процесс духовного производства; жесткому отделению и
противопоставлению умственного и физического труда, когда единственно
достойным занятием для гражданина полиса признавался только труд умственный
(абстрактно-духовный). Высшими ценностями, идеалом свободного человека
считались безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной
истины. При этом социальная роль философа сводилась к объяснению уже
прошедших событий.
Близким к созерцательному является УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ,
ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания
(интуицию, откровение). Он особенно характерен для религиозной и религиозно-
мистической философии Поздняя античность, средневековье, русский
религиозный ренессанс конца XIX - начала XX вв.). Цель его - выход за
пределы чувственно-воспринимаемого мира, нахождение интимной связи между
верой и знанием, религией и наукой.
Марксистская философия знаменует собой становление и утверждение
социально-преобразовательного, ДЕЯТЕЛЬНОГО ТИПА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ, цель и
смысл которого - изменение мира. Правда, и до Маркса были философы,
мечтавшие о радикальных социальных переменах. Однако только марксизм нашел
конкретный субъект социального действия - народные массы, рабочий класс.
Новейший, СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (учение Н. Ф.
Федорова о регуляции природы, идеи В. И. Вернадского о ноосфере,
теоретические заключения Римского клуба) предполагает уже не изменение, а
СОХРАНЕНИЕ мира.
Итак, изучение истории философии начнем с созерцательного типа
философствования, характерного для древних цивилизаций.
В VI в. до н.э. в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и
Греции - практически одновременно возникает философия. Ее рождению
предшествовал длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения
к мировоззрению, опиравшемуся на знание, обретенное в интеллектуальном
поиске. Становлению философии способствовали развитие производительных сил
(замена бронзы железом), появление товарно-денежных отношений, ослабление
родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост научных
знаний и усиление критического духа. Общность генезиса (от греч.
генесиспроисхождение, возникновение) однако не исключает своеобразия
философского мышления в каждом из названных очагов цивилизации.
В Индии, несмотря на контакты с другими древнейшими культурами, мысль с
самого начала развивалась более или менее самостоятельно. Предпосылки и
начальные формы философского мышления здесь постепенно кристаллизовались в
цельные философские системы, развитие которых можно проследить на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76