Кандидатский по философии

Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии.

Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная

преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи

и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения

предметного мира, всякого мышления.

Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется

такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция

рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения

результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию

философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта

роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля,

Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в

построении моделей будущего.

Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает

интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм

человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного.

Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации

общественной жизни.

Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта

роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени

приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и

природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период,

другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение

обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный

момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-

материалистической философии.Этот момент - историзм, который проявляется в

подходе практически ко всем проблемам философии.

Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в

диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы

общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике.

Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее

приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам,

обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что

поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения,

а в реальной жизни.

Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-

историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся

вместе с ней.

2. История философии: направления и этапы.

Человеку, пытающемуся вникнуть в изучение историко-философского

процесса, в глаза прежде всего бросается многообразие философских учений,

школ, течений и направлений. И прежде чем осваивать это многообразие,

уточним ряд исходных понятий, определим критерии типологизации и типы

философствования.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ - это система определенных, логически связанных друг

с другом воззрений того или иного мыслителя.

ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА - это совокупность философских учений, объединенных

какими-либо базовыми идейными принципами (платонизм, аверроизм, томизм,

картезианство и т.д.).

ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - совокупность различных модификаций одних и тех же

идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами

(неокантианство, позитивизм, персонализм и т.д.).

ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - совокупность философских течений (а,

следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом,

отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения

(материализм, идеализм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм и

т.д.).

Философия, таким образом, развивается как столкновение различных идейных

подходов, принципов и личностей. Поэтому трудность в уяснении предмета

философии в значительной мере связана с тем, что ее как таковой просто нет.

Реально существовало и существует множество различных учений, школ, течений

и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то

опровергают друг друга. Причем, с развитием историко-философского процесса

предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем

меняются.

Именно разнообразие философских проблем и способов их решения поставили

перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений.

В ее основе лежат содержательный и временной принципы.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ:

В зависимости от способа решения основного вопроса философии, как мы уже

установили, образовались и постоянно соперничают друг с другом два основных

направления - материалистическое и идеалистическое, каждое из которых

представлено своими историческими школами, имеющими собственные истоки и

традиции.

Другая линия типологизации определяется отношением мыслителей к основным

формам и видам познания: чувственного и рационального (разумного,

рассудочного). Философы, настаивающие на главной роли чувств, ощущений в

процессе познания, получили в истории философии название СЕНСУАЛИСТОВ (от

лат. сенсус - ощущение, чувство). Противоположность сенсуалистическому

направлению в гносеологии - РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. рацио - разум), когда

чувственные знания не отвергаются, но рассматриваются они как "темные",

несовершенные, неспособные постичь сущность вещей.

Еще один водораздел в истории философии проходит по линии противостояния

иррационализма рационализму. ИРРАЦИОНАЛИСТЫ ограничивают или даже

полностью отрицают роль разума в процессе познания, отводят ее

внерациональным формам психики: мистической интуиции, откровению,

сверхчувственному созерцанию и т.д. Они исходят из постулата абсурдности,

алогичности самого бытия, не поддающегося, по их мнению, ни разумному

обоснованию, ни объяснению.

философские учения различаются и по МЕТОДУ. По этому критерию как прошлое,

так и современное состояние мысли может быть отнесено (по преимуществу) к

одной из двух концепций: МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ. Метафизической

философией (со времен Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать

однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложившихся понятиях.

Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из

состояния покоя, придать им движение может лишь ВНЕШНЯЯ сила (как это имеет

место в обычной, ньютоновской механике).

Диалектический метод исходит из признания подвижности, текучести

философских понятий. При этом источник движения и развития находится не

вне, а ВНУТРИ, т.е. в самом явлении. В мире, считают диалектики, нет

готовых вещей, а есть ПРОЦЕССЫ.

Можно назвать иные критерии типологизации философских учений. Они могут

быть религиозно-идеалистическими и атеистическими (по отношению к религии),

сциентическими (от лат. сциентиа - наука) и антисциентическими (по

отношению к науке) и т.д.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО ВРЕМЕННОМУ ПРИНЦИПУ: Для того же, чтобы высветить

изменчивый характер самого процесса философского творчества, его

обусловленность объективными факторами духовного производства вообще, есть

смысл провести типологизацию по временному принципу и ввести понятие

"исторический тип философствования". Он объединяет не единомышленников, а

современников, т.е. философов разных взглядов и убеждений, но

сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры. Поэтому каждая

крупная эпоха знает свой исторический тип философствования (и свой

характерный тип философа).

В античности сложился СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (и

соответственно - созерцательный социально-психологический тип личности

философа). Это вполне соответствовало тем условиям, в которых протекал

тогда процесс духовного производства; жесткому отделению и

противопоставлению умственного и физического труда, когда единственно

достойным занятием для гражданина полиса признавался только труд умственный

(абстрактно-духовный). Высшими ценностями, идеалом свободного человека

считались безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной

истины. При этом социальная роль философа сводилась к объяснению уже

прошедших событий.

Близким к созерцательному является УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ,

ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания

(интуицию, откровение). Он особенно характерен для религиозной и религиозно-

мистической философии Поздняя античность, средневековье, русский

религиозный ренессанс конца XIX - начала XX вв.). Цель его - выход за

пределы чувственно-воспринимаемого мира, нахождение интимной связи между

верой и знанием, религией и наукой.

Марксистская философия знаменует собой становление и утверждение

социально-преобразовательного, ДЕЯТЕЛЬНОГО ТИПА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ, цель и

смысл которого - изменение мира. Правда, и до Маркса были философы,

мечтавшие о радикальных социальных переменах. Однако только марксизм нашел

конкретный субъект социального действия - народные массы, рабочий класс.

Новейший, СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (учение Н. Ф.

Федорова о регуляции природы, идеи В. И. Вернадского о ноосфере,

теоретические заключения Римского клуба) предполагает уже не изменение, а

СОХРАНЕНИЕ мира.

Итак, изучение истории философии начнем с созерцательного типа

философствования, характерного для древних цивилизаций.

В VI в. до н.э. в трех очагах древней цивилизации - в Китае, Индии и

Греции - практически одновременно возникает философия. Ее рождению

предшествовал длительный процесс перехода от мифологического мировоззрения

к мировоззрению, опиравшемуся на знание, обретенное в интеллектуальном

поиске. Становлению философии способствовали развитие производительных сил

(замена бронзы железом), появление товарно-денежных отношений, ослабление

родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост научных

знаний и усиление критического духа. Общность генезиса (от греч.

генесиспроисхождение, возникновение) однако не исключает своеобразия

философского мышления в каждом из названных очагов цивилизации.

В Индии, несмотря на контакты с другими древнейшими культурами, мысль с

самого начала развивалась более или менее самостоятельно. Предпосылки и

начальные формы философского мышления здесь постепенно кристаллизовались в

цельные философские системы, развитие которых можно проследить на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты