задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению
следующие:
1) однозначность цели, замысла;
2) системность в методах наблюдения;
3) объективность;
4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с
помощью эксперимента.
Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в
исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Наблюдение в современной
науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых,
усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки
наблюдаемых явлений.
Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает
операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной
(измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.
Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных
знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку
важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных.
Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его
результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к
изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и
соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи наряду с этим используют и
метод интроспекции самонаблюдения).
1Эксперимент 0 в отличие от наблюдения - это метод познания, при
котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.
Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы,
определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.
Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-
первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом
виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-
третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.
Различают несколько видов эксперимента.
1. Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие
или отсутствие предлагаемых теорией явлений.
2. Вторым, более сложным видом является измерительный или
количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо
свойства (или свойств) предмета, процесса.
3. Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является
мысленный эксперимент.
4. Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный
эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной
организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента
ограничена моральными и правовыми нормами. Наблюдение и эксперимент
являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого
рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания
науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез
и создания теорий.
Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний
эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез. Анализ - процесс
мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части
(признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является
синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в
единое целое.
Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов
принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения
данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (
частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и
неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция, движение
мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно
связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.
Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление
сходства и различия объектов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез
подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных
понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью
установления связей между объектами и классами объектов. Примеры
классификаций - таблица Менделеева, классификации животных, растений и т.д.
Классификации представляются в виде схем, таблиц, используемых для
ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов.
А теперь обратимся к методам познания, используемым на теоретическом уровне
научного познания. Это, в частности, абстрагирование - метод, сводящийся к
отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью
углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом
абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих
объекты с разных сторон.
В процессе познания используется и такой прием, как аналогия -
умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их
сходства в ряде иных отношений.
С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое
распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе
подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно
исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а
затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам
переносятся на сам объект.
Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо
труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д.
Различают ряд видов моделирования:
1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит
геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики
объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.
2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются
единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические
модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и
акустических явлений.
3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы,
чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением
масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей.
4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором
модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном
случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.
5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент
не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер
модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что
нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.
С моделированием органически связана идеализация - мысленное
конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не
осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий
прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных этим методом
идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости
и т.д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки -
идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация,
государство и т.д.
Существенное место в современной науке занимает системный метод
исследования или (как часто говорят) системный подход.
Этот метод и стар и нов. Он достаточно стар, поскольку такие его формы
и составляющие, как подход к объектам под углом зрения взаимодействия части
и целого, становления единства и целостности, рассмотрения системы как
закона структуры данной совокупности компонентов существовали, что
называется от века, но они были разрозненны. Специальная разработка
системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и
использованию на практике сложных многокомпонентных систем.
Системный подход - это способ теоретического представления и
воспроизведения объектов как систем. Основные понятия системного подхода:
"элемент", "структура", "функция" и т.д. - были рассмотрены ранее в теме
"Диалектика и ее альтернативы". В центре внимания при системном подходе
находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры
объекта и места элементов в ней. В целом же основные моменты системного
подхода следующие:
1. Изучение феномена целостности и установление состава целого, его
элементов.
2. Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е.
структуры объекта, что образует ядро системного подхода.
3. В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций
системы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный анализ системы.
4. Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими
системами.
Особое место в методологии науки занимают методы построения и
обоснования теории. Среди них важное место занимает объяснение -
использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний
для уяснения знаний более общих. Объяснение может быть:
а) структурным, например, как устроен мотор;
б) функциональным: как действует мотор;
в) причинным: почему и как он работает.
При построении теории сложных объектов важную роль играет метод
восхождения от абстрактного к конкретному. На начальном этапе познание идет
от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих
отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы
умерщвляет его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли.
Теперь встает на очередь следующая задача - воспроизвести объект, его
целостную картину в системе понятий, опираясь на выработанные на первом
этапе абстрактные определения, т.е. перейти от абстрактного к конкретному,
но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно-конкретному. Именно такой
путь от общих абстракций товара, денег и т.д. до целостной, богатой картины
капитализма проделывает Маркс в "Капитале". При этом само построение теории
может быть осуществлено либо логическим, либо историческим методами,
которые тесно связаны между собой. При историческом методе теория
воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до
настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением
сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии.
Выбор метода, естественно, не произволен, а диктуется целями исследования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76