Кандидатский по философии

задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению

следующие:

1) однозначность цели, замысла;

2) системность в методах наблюдения;

3) объективность;

4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с

помощью эксперимента.

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в

исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Наблюдение в современной

науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых,

усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки

наблюдаемых явлений.

Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает

операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной

(измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных

знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку

важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных.

Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его

результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к

изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и

соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи наряду с этим используют и

метод интроспекции самонаблюдения).

1Эксперимент 0 в отличие от наблюдения - это метод познания, при

котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.

Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы,

определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.

Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-

первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом

виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-

третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

Различают несколько видов эксперимента.

1. Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие

или отсутствие предлагаемых теорией явлений.

2. Вторым, более сложным видом является измерительный или

количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо

свойства (или свойств) предмета, процесса.

3. Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является

мысленный эксперимент.

4. Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный

эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной

организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента

ограничена моральными и правовыми нормами. Наблюдение и эксперимент

являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого

рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания

науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез

и создания теорий.

Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний

эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез. Анализ - процесс

мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части

(признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является

синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в

единое целое.

Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов

принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения

данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (

частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и

неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция, движение

мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно

связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.

Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление

сходства и различия объектов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез

подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных

понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью

установления связей между объектами и классами объектов. Примеры

классификаций - таблица Менделеева, классификации животных, растений и т.д.

Классификации представляются в виде схем, таблиц, используемых для

ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов.

А теперь обратимся к методам познания, используемым на теоретическом уровне

научного познания. Это, в частности, абстрагирование - метод, сводящийся к

отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью

углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом

абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих

объекты с разных сторон.

В процессе познания используется и такой прием, как аналогия -

умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их

сходства в ряде иных отношений.

С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое

распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе

подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно

исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а

затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам

переносятся на сам объект.

Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо

труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д.

Различают ряд видов моделирования:

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит

геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики

объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.

2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются

единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические

модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и

акустических явлений.

3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы,

чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением

масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей.

4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором

модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном

случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.

5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент

не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер

модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что

нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.

С моделированием органически связана идеализация - мысленное

конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не

осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий

прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных этим методом

идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости

и т.д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки -

идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация,

государство и т.д.

Существенное место в современной науке занимает системный метод

исследования или (как часто говорят) системный подход.

Этот метод и стар и нов. Он достаточно стар, поскольку такие его формы

и составляющие, как подход к объектам под углом зрения взаимодействия части

и целого, становления единства и целостности, рассмотрения системы как

закона структуры данной совокупности компонентов существовали, что

называется от века, но они были разрозненны. Специальная разработка

системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и

использованию на практике сложных многокомпонентных систем.

Системный подход - это способ теоретического представления и

воспроизведения объектов как систем. Основные понятия системного подхода:

"элемент", "структура", "функция" и т.д. - были рассмотрены ранее в теме

"Диалектика и ее альтернативы". В центре внимания при системном подходе

находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры

объекта и места элементов в ней. В целом же основные моменты системного

подхода следующие:

1. Изучение феномена целостности и установление состава целого, его

элементов.

2. Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е.

структуры объекта, что образует ядро системного подхода.

3. В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций

системы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный анализ системы.

4. Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими

системами.

Особое место в методологии науки занимают методы построения и

обоснования теории. Среди них важное место занимает объяснение -

использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний

для уяснения знаний более общих. Объяснение может быть:

а) структурным, например, как устроен мотор;

б) функциональным: как действует мотор;

в) причинным: почему и как он работает.

При построении теории сложных объектов важную роль играет метод

восхождения от абстрактного к конкретному. На начальном этапе познание идет

от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих

отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы

умерщвляет его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли.

Теперь встает на очередь следующая задача - воспроизвести объект, его

целостную картину в системе понятий, опираясь на выработанные на первом

этапе абстрактные определения, т.е. перейти от абстрактного к конкретному,

но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно-конкретному. Именно такой

путь от общих абстракций товара, денег и т.д. до целостной, богатой картины

капитализма проделывает Маркс в "Капитале". При этом само построение теории

может быть осуществлено либо логическим, либо историческим методами,

которые тесно связаны между собой. При историческом методе теория

воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до

настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением

сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии.

Выбор метода, естественно, не произволен, а диктуется целями исследования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты