Кандидатский по философии

Материализм в дровней Греции, как отмечалось выше, не был единственным и

господствующим направлением в философии. Параллельно синим существовало

прямо противоположное философское направление-идеализм , "линия Платона".

Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик основоположника объективного

идеализма Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя - Аристокл, Платон -

псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он

получил его благодаря размашистому стилю письма и широкому лбу ("платос"

по-гречески означает полноту, широту, просторность). Платону принадлежат 36

философских сочинений (диалогов).

Главным в наследии Платона является учение об идеях. Платоновские идеи

не есть просто понятия, т.е. чисто умственные представления (это позже

термин принял такой смысл), это, скорее, целостность, сущность. Идеи - не

мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от

чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи -

сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон

употребляет термин "парадигма" (от греч. парадигма - пример, образец),

указывая, что идеи

образуют перманентную (от лат. перманео - остаюсь, продолжаюсь; здесь -

постоянную) модель каждой вещи (чем она должна быть). Мир идей,

следовательно, образует в своей совокупности "истинное бытие", а

чувственный, материальный мир Платон считал вторичным по отношению к нему.

Существует не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи - вот

главное в идеализме Платона. Материю он признает небытием, реально

существует только идея. Однако полностью мир вещей Платон не отвергал.

Движение, развитие, изменение чувственных вещей объяснялось взаимодействием

бытия (идей) и небытия (материи).

Реально существующий мир Платон, таким образом, подменял миром идей, на

вершине которого находится идея бога как высшего добра. В этом отношении

показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический,

теологический характер. Признавая творение мира богом, Платон обосновывает

взгляд, согласно которому существует лишь один мир, который управляется

демиургом (от греч. демиургос - мастер, ремесленник, творец) - творцом.

Теория познания Платона в своей сути прямо противоположна взглядам

древнегреческих материалистов. В ее основе лежит учение о бессмертии души.

Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться

к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и,

погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что

видела в мире идей. Источник знаний - в воспоминаниях души.

Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать

на них. Согласно его учению, движение и изменение является предметом, о

котором нельзя составить строгого знания, а можно иметь только "мнение". В

то же время он многое сделал для исследования природы понятия. Ведь чтобы

объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе

говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное (неизменное)

в нем, что не дано чувственному восприятию. Вообще к Платону вполне можно

отнести характеристику идеализма, данную В. И. Лениным? "Философский

идеализм есть ТОЛЬКО чепуха с точки зрения материализма грубого, простого,

метафизического. Наоборот, с точки зрения ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО материализма

философский идеализм есть ОДНОСТОРОННЕЕ, преувеличенное развитие

(раздувание распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в

абсолют, ОТОРВАННЫЙ от материи, от природы, обожествленный".

В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды

господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-

Государство должен состоять из 3-х классов:

1) крестьян, ремесленников и купцов;

2) стражей;

3) правителей.

В первом социальном слое должна преобладать умеренность, во втором -

мужество и сила, в третьем - мудрость. Практическое достижение названных

достоинств предполагало, по Платону, постановку в идеальном Городе-

Государстве совершенного образования и воспитания. Низший класс не

нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам учит практика.

Задача этого сословия - умножать богатство, заботиться о материальных

нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике

и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает

выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали

одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей

предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние

должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях.

Такая дерзкая концепция воспитания имела единственной целью построить

город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья,

сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и

навсегда победить "мое" и "твое". Все обязаны были говорить "наше". Частная

собственность должна была уступить место общественной.

Воспитание, достойное правителей, должно было соединять практические

занятия с освоением философии. Период пестования "истинного политика-

истинного философа" назывался "длинной дорогой", ибо продолжался он до 50

лет. Между 30 и 35 годами практические задания усложнялись, 35-50,

внедряясь в различных местностях, будущие правители начинали тесно

контактировать с реальной жизнью. Цель образования - максимальное познание

Блага, затем - лепка себя самого по образцу Блага, чтобы потом внедрять и

прививать Благо исторической реальности. Платоновское идеальное Город-

Государство основывалось на высшей ценности Правды и Блага, а

государственная власть должна принадлежать аристократии.

Философия Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире (Македония). Его отец

Никомах был придворным лекарем македонского царя Аминта II. В семье

Аристотель приобрел определенные знания и глубокий интерес к

естествознанию. В 17 лет под влиянием молвы об Академии Платона он покидает

Стагиру, перебирается в Афины и становится учеником Платона. В Академии

Аристотель в течение почти 20 лет развивает свои творческие способности.

Сначала на него заметно влияла философия Платона, в частности, учение об

идеях. Однако менее чем за десять лет пребывания в Академии он

"самоопределился" и занял критическую позицию по отношению к философии

академиков. Несогласие с академической философией в основных вопросах

заставило его в конце концов уйти из Академии, оставить Афины. На некоторое

время он поселился в македонской Пелле, исполнял обязанности учителя

Александра, сына македонского царя Филиппа II. Затем много странствовал и

только через тридцать лет возвратился в Афины, основал здесь собственную

школу в афинском Ликее (Лицее). При школе был сад с крытыми галереями для

прогулок. Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться

по этим галереям со своими слушателями. Поэтому школу стали называть

перипатетической (от греч. перипатео -прохаживаюсь), а ее учеников -

перипатетиками.

Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал

все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Он написал более 150

научных трудов и трактатов. Его сочинения делятся на две группы:

"экзотерические" (от греч. экзо - вне, снаружи), составленные в форме

диалога и предназначенные для широкой публики вне школы, и "эзотерические"

(от греч. эзо - внутри), - продукт творческой активности Аристотеля в

период преподавания, предназначенный не для публики, а только для учеников

внутри школы. Сочинения первой группы почти полностью утрачены, остались

лишь отдельные фрагменты или только названия работ. Зато хорошо сохранились

сочинения второй группы: до нас дошло множество работ шкалы по философской

проблематике и некоторым разделам естествознания. Логические труды

Аристотеля объединены под названием "Органон", философские проблемы

исследуются в "Метафизике", этические - в "Никомаховой этике",

психологические - в сочинении "0 душе", социально-политические -в

"Политике" и т.д.

В своей "первой философии" ("Метафизике") Аристотель подверг критике

учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и

единичного. Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь",

оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в

любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в

единичном, через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и

постигается умом.

Для объяснения того, что существует, Аристотель признавал четыре

причины; сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова

она есть (ФОРМАЛЬНАЯ ПРИЧИНА); материя и подлежащее (субстрат - от

позднелат. субстратум, букв. - подстилка) - то, из чего что-либо возникает

(МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИЧИНА); ДВИЖУЩАЯ ПРИЧИНА, начало движения; ЦЕЛЕВАЯ

ПРИЧИНА - то, ради чего что-либо осуществляется.

Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее

некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность

стать чем-либо). Всю же активность он приписывал остальным трем причинам,

причем сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником

всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога. Бог

Аристотеля - "перводвигатель" мира, высшая цель всех развивающихся по

собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о форме есть

учение объективного идеализма.

Движение по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в

действительность. Он различал 4 рода движения: качественное, или изменение;

количественное - увеличение или уменьшение; перемещение - пространственное

движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство

"материи" и "формы", причем "форма" -присущий самому веществу "вид",

принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может

рассматриваться и как. "материя", и как "форма". Медь есть "материя" по

отношению к шару ("форме"), который из меди отливается. Но та же медь есть

"форма" по отношению к физическим элементам, соединением которых, согласно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты