Кандидатский по философии

экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой.

Так, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и

способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного

развития производства, образования, медицины.

Велика роль технических изобретений. Так, изобретение и применение

паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем

вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью,

буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс техники, науки,

как убедительно показывает исторический опыт, изменяют все области

общественной жизни, структуру различных общностей людей - малых и больших,

- их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия.

Так, активный экспорт в Японию в XIX-XX вв. достижений науки из Западной

Европы и США содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический

срок Япония, несмотря на поражение во второй мировой войне, превратилась в

одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны немало примеров и

противоположного характера, когда проводимая господствующими силами

политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых

товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка:

устаревали их институты и социальные структуры.

Поскольку культурное творчество может создавать реальную угрозу

существующим институтам, социальным структурам и власти, постольку оно

постоянно контролируется обществом. История науки и техники, литературы и

искусства знает немало примеров сопротивления новым идеям и теориям

(дарвинизм), генетике, кибернетике), техническим изобретениям (внедрению

паровых машин, компьютеров), новым культурным ценностям.

Но при всем значении СОЦИАЛЬНЫХ предпосылок общественного развития -

экономических и культурных - нельзя не учитывать того, что все люди

являются живыми организмами, входящими в биосферу планеты Земля, телами,

подверженными силам притяжения, электромагнитным полям, космическим лучам,

термодинамическим воздействиям. Для природных феноменов надо искать и

природные причины. Поэтому правомерно говорить о социальной жизни как о

явлении, движущими силами которого являются также ПРИРОДНЫЕ, биосферные

факторы, такие, например, как исследованные Л. Гумилевым ритмы этногенеза,

включающие фазы подъема, депрессии и упадка.

Задачей социальной философии является исследование всех природных и

социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития

общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают могучие

реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс

глубоких социальных перемен.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ выражаются в коллективных, совместных действиях

людей, совершающихся более или менее организованно для достижения

определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений.

Причиной социальных движений являются неудовлетворенные экономические,

культурные, политические потребности людей. Именно они вызывают состояние

психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство

проявляется в усилении контактов, дискуссий, размышлений по поводу

сложившейся ситуации. Состояние беспокойства может охватывать большие или

меньшие общности - вплоть до целых классов и народов.

Состояние беспокойства, напряженности - исходный пункт социальных

движений. Характер этих движений определяется их целями, применяемыми

методами, а также количеством вовлеченных в них людей. По этим признакам

различаются реформаторские и революционные движения.

РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ обычно охватывают некоторые ограниченные круги

и общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и

поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны

властей. Реформаторы стремятся к достижению изменений, например, путем

улучшения законодательства. Таковы просветительские, профессиональные,

пацифистские и отчасти национальные движения. Несмотря на свой мирный,

легальный характер, реформаторские движения иногда приводят к глубоким

общественным изменениям.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ в начальных стадиях могут быть похожи на

реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия:

охватывают широкие массы, целые общественные классы, испытывающие

напряжение и беспокойство; затрагивают коренные, жизненные потребности

людей. Участники этих движений часто подвергаются преследованиям и

репрессиям со стороны властей.

Но основное отличие революционных движений - в целях и методах. Их цель

- не мирная реформа, а ниспровержение существующего социального строя путем

применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости,

наличия особых организаций, способных стать зачатками новой политической

власти.

В случае победы революционные движения вводят в жизнь новые порядки,

коренным образом изменяют строй общества, его классовую структуру, состав

социальных институтов, систему ценностей, обычаи, образ поведения. Наиболее

глубокие изменения в обществе вызывают революции, в которых участвуют

классы, народы. Таковы революции 1789-94 гг. во Франции, 1917 г. в России,

1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произошли и в результате

национально-освободительных революций, свершившихся в XX в., особенно после

второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Революции не только морально оправданны, но и необходимы, если они

направлены против отживших порядков, тиранических режимов и т.п. Но

неверно, видимо, считать, что только с революциями связано развитие

общества. Нельзя не учитывать, что революции всегда очень дорого обходятся:

сопровождаются страданиями и массовой гибелью людей.

Таким образом, социально-философский анализ включает в себя и статику

общества, и его динамику, т.е. рассмотрение составляющих его групп,

институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и

развития.

Проблемы современного информационно-технического общества.

Все то, что уже сказано об обществе и его развитии, дает нам основание

рассмотреть проблемы современного этапа эволюции этой глобальной системы. В

наши дни этот этап называют по-разному: научно-технической революцией,

технологической революцией, информационной, компьютерной,

телекоммуникационной и т.д. Дело не в терминах, а в существе процесса,

происходящего в обществе, которое с 70-х гг. XX в. чаще всего называют

постиндустриальным.

Эти дефиниции (определения) относятся в основном к западной и японской

цивилизациям, хотя определенные черты подобных процессов просматриваются и

в других общественных организмах. Главное здесь - РОСТ ЗНАЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор

определяли темпы развития мировой цивилизации. Появление в 30-е гг. XX в.

теории информации, а затем и кибернетики резко стимулировало развитие

компьютерной техники и технологии, что позволило в корне изменить

Производство.

Для философского анализа основное в данном процессе то, что ИЗМЕНИЛОСЬ

ПОЛОЖЕНИЕ И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЕ С ПРИРОДОЙ И

ТЕХНИКОЙ: появились информационное общество и информационный человек,

своеобразный коллективный интеллект обитателей планеты. Кричать "ура!" по

этому поводу или не торопиться с восторгами? Во всяком случае не мешает

прислушаться к высказываниям тех современных мыслителей, которые

обеспокоены нынешним состоянием дел в мировой цивилизации.

Так, Ортега-и-Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих

творческих способностях, но и не знает, что ему творить. Хозяин всего мира,

он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими

средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи,

наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению.

Нобелевский лауреат К.Лоренц еще четверть века назад обозначил восемь

"смертных грехов" цивилизованного человечества, назвав среди них:

перенаселенность планеты; опустошение жизненного пространства; безудержный

рост производства и потребления; разрыв традиции и вследствие этого

глубокое отчуждение между молодым и старым поколениями; научное

доктринерство; ядерное оружие.

Все названное заставляет по-новому взглянуть на ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА как интегральный показатель уровня развития общества. При всех

поражающих воображение успехах науки и техники, создании огромного по

масштабам мира вещей и банков информации в основном жизнь человека не стала

безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, впереди все

ощутимее маячит призрак превращения человека в слугу роботизированных

компьютерных систем, что волнует не только писателей-фантастов, но и

серьезных ученых, политиков.

Не случайно практически во всех современных цивилизациях набирают силы

КОНЦЕПЦИИ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА, сутью которых является фанатичное стремление

кардинально изменить личность и общество в соответствии с высшими

метафизическими представлениями и заповедями. Парадокс этого явления

состоит еще и в том, что, отвергая многие ценности современного мира -

демократию, либерализм, автономию личности и т.д., - фундаментаписты

охотно воспринимают и берут на вооружение все технико-технологические

достижения компьютерной революции. Они готовы железной рукой загнать

человечество в рай, устроенный, по их представлениям, на основе

тоталитарной идеологии.

Многие философы, политологи и социологи не без оснований полагают, что

фундаментализм сегодня являет собой наибольшую угрозу для развития мирового

сообщества.

Рост числа техногенных катастроф, отказ, казалось бы, самой надежной

космической техники и т.п. заставляют еще раз вернуться к оценке и

переоценке системы ценностей современного мира, вспомнить этический принцип

"благоговения перед жизнью", сформулированный еще в 1915 г. выдающимся

мыслителем и гуманистом Альбертом Швейцером. Значение этого принципа на

рубеже XX-XXI вв. не только не уменьшилось, наоборот, колоссально возросло.

Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно

несет человеку и человечеству, заставляют все более и более обращаться к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты