стабильности даже в случаях смены династий, например, в средневековой
Индии.
Советский востоковед Л. С. Васильев в работе «Проблемы генезиса
китайского государства» специально исследовал проблему становления
государственной власти в условиях азиатского способа производства. На
основе кропотливого анализа обширного конкретно-исторического материала он
пришел к выводу, что в данном случае государство возникает до классов как
результат объективной потребности в решении крупномасштабных экономических
проблем, в частности, связанных с ирригацией, строительством стратегических
дорог и т.д.6
Знакомство с историей возникновения государства во многом способствует
уяснению вопроса о его функциях. Марксистский подход к этой проблеме
является сугубо классовым: главная функция государства — защита интересов
правящих классов. Все остальные функции как внешние, так И внутренние
подчинены этой главной. Отсюда следует, во-первых, что государство может
быть надклассовой структурой только в виде исключения, когда борющиеся
классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть получает
известную самостоятельность по отношению к ним'. Во-вторых, предполагается,
что переход политической власти в руки рабочего класса и беднейшего
крестьянства со временем приведет к отмиранию государства
Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций:
• защиты существующего государственного строя;
• поддержания в обществе стабильности и порядка;
• предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;
• регулирования экономики;
• проведения внутренней политики во всех ее аспектах — социальной,
культурной, научной, образовательной, национальной, экологической и т.д.
• защиты интересов государства на международной арене;
• обороны страны и др.
Особый интерес представляет сегодня вопрос о роли государства в
регулировании экономических отношений. В условиях отсутствия частной
собственности (азиатский способ производства, административно-командная
система) эта роль проста и понятна — прямое директивное руководство, а в
развитых формах — на основе детальных планов. Иная, более сложная картина
складывается в условиях развитых рыночных отношений. С одной стороны, чем
сильнее вмешательство государства, даже если оно носит косвенный характер,
например, через хозяйственное законодательство и налоги, тем ниже уровень
предпринимательского интереса, меньше желания рисковать капиталом. С другой
стороны, вмешательство государства в экономические процессы на уровне
общества в целом, безусловно, необходимо для решения проблем тех нического
перевооружения производства, правильной структур ной политики, финансового
оздоровления экономики и т.д Большое значение имеет и выполнение
государством других, перечисленных выше функций.
Важное значение имеет решение таких проблем политический жизни
общества, как государственное устройство, форма правления и политический
режим.
• Вопрос о государственном устройстве связан прежде всего с
распределением законодательной власти между центром и периферией. Если
законодательные функции всецело принадлежат центру, государство считается
унитарным, но если территориальные единицы вправе принимать свои законы,
государство является федеративным. Федерация позволяет преодолеть
противоречие между стремлением центра к господству, а территориальных
единиц — к сепаратизму.
Форма правления связана с характером осуществления государственной
власти, будь то монархия или республика. Если монархия предполагает
сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего
правящую династию, причем власть, как правило, передается по наследству, то
республиканское правление означает признание суверенного права на власть
народа, избранных им представительных органов.
Вопрос о том, какая форма правления лучше, — республика или монархия,
является во многом риторическим. Опыт современной Европы показывает, что
многие развитые и политически стабильные страны являются монархиями.
Американский исследователь С. Липсет обращает внимание на медиативную, т.
е. примиряющую роль монархии по отношению ко всем слоям современного
общества.
«В тех же странах, — подчеркивает он, где в результате революции
монархия была свергнута и упорядоченное правопреемство оказалось
нарушенным, пришедшие на смену монархии республиканские режимы оказались
неспособными обрести законность в глазах всех важных слоев населения вплоть
до пятого послереволюционного поколения или того позже»'.
Иными словами, монарх выполняет роль нравственного арбитра, выступает в
глазах подданных гарантом национальных интересов. В то же время в ряде
стран республиканская форма государственного правления функционирует
достаточно успешно.
Под политическим режимом обычно понимается совокупность средств и
методов осуществления государственной власти. Можно выделить такие
политические режимы, как тоталитаризм, авторитаризм, либерализм и
демократия. Особый интерес представляют сегодня тоталитаризм и демократия.
Тоталитаризм (от лат. totalis) — государственный строй, отличительной
особенностью которого является контроль над всеми сторонами жизни общества
— политической, экономической и духовной. Без внимания не остаются даже
мысли граждан, о чем свидетельствует появление термина «инакомыслящий».
Тоталитаризм — это как бы деспотизм XX века. Жестокие режимы были и раньше,
но тоталитаризм — явление относительно новое. Это объясняется тем
обстоятельством, что полный контроль над гражданами стал возможен только с
появлением таких средств массовой коммуникации, как пресса, радио и
телевидение.
Тоталитарный политический режим ставит отдельного индивида в более
бесправное положение, чем в условиях восточной деспотии; он остается как бы
один на один с государственной машиной и подчиняется ей.
Признаками тоталитарного режима являются: жесткая пирамидальная
структура власти (можно сказать, что обществом управляют как организацией,
в которой обратные связи отсутствуют), массовый террор, постоянный поиск
внутренних и внешних врагов, ликвидация горизонтальных структур в обществе.
И, наконец, господство официальной идеологии, навязываемой правящим
режимом.
Психологические корни тоталитаризма исследованы, в частности, 3.
Фрейдом в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я».
Тоталитаризм не просто опирается на согласие масс к повиновению. Он
формирует особую психологию, свой стиль мышления, для которого характерны
культ власти, неуважение к правам человека, поиск простых решений,
дихотомическое мышление и т. д
Противоположность тоталитаризму — демократия (от греч. emos — народ и
cratos — власть). По своему происхождению этр сугубо европейский феномен.
Она возникла в Древней Грецией выражала интересы достаточно многочисленного
строя свободах собственников. Отношение к ней в истории социально-
философской мысли с самого начала не было однозначным. Неодобрительно
относился к ней Платон, сдержанно — Аристотель. Развитие рыночных отношений
в Новое время поставило на повестку дня вопрос о государственном
устройстве, при котором права собственников — буржуа были бы защищены от
произвола властей. Дж. Локк и Ш. Монтескье, разрабатывая концепцию прав
человека на основе теории общественного договора, пришли к выводу, что
соблюдение законов является важнейшим гарантом политической свободы. В
государстве, как считал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости
должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или
частей общества проистекают из нее и подчинены ей»2. Развивая идеи Локка,
Ш. Монтескье утверждал, что верховенство права может быть обеспечено только
разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем
чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг друга». Напротив, их соединение
в одних руках порождает произвол.
Не останавливаясь подробно на проблеме демократических прав и свобод,
демократических процедурах осуществления власти, отметим, что важнейшими
предпосылками и одновременно следствием демократического политического
режима выступают гражданское общество и правовое государство.
Идея гражданского общества восходит к античности, в частности,
к Цицерону, заинтересовавшемуся отличием собственно гражданина от простых
обывателей. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась Т. Гоббсом, Дж.
Локком, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегелем
и К. Марксом. В современной интерпретации гражданское общество —это
«общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и
политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но
взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального,
экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих
совместно с государством развитые правовые отношения»'.
В русле идей М. Вебера гражданское общество — это познавательная
абстракция, идеальный тип, весьма далекий от реальности. Но сама идея не
лишена смысла. Ее суть заключается в оптимальном сочетании трех основных
составляющих: власти, общества и человека. При этом предполагается, что
осуществляющее власть государство будет правовым, деятельность которого
основана на верховенстве закона. Иным должно стать и общество. Для него
характерны развитые горизонтальные связи, наличие всевозможных союзов и
ассоциаций, массовых движений, партий, стремление ограничить власть
государства за счет ее децентрализации и местного самоуправления. И,
наконец, совершенно особые требования предъявляются к гражданину. Граждане
дисциплинированны не в силу страха, а благодаря сознательности, глубокой
внутренней убежденности, добросовестно выполняют свои обязанности и
ревностно защищают свои права, непримиримы к коррупции, взяточничеству и
т.д. Иными словами, это люди с высоким правосознанием, нравственной,
политической и правовой культурой.
Нет слов, картина получается благостная, радующая и ум, и сердце.
Но во многом утопическая, так как, во-первых, в такого рода обществе все
должны быть собственниками и жить в достатке. Однако есть основания
сомневаться в том, что возможно богатое общество без бедных людей. По
крайней мере на протяжении сознательной истории человечество не сумело
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76