Кандидатский по философии

почти невозможная для большинства современных государств. А уж там, где

существовали или существуют рабство, крепостничество или иные ущемления

свободы или самостоятельности личности, право представлено лишь для

немногих. Так что подлинно правовое состояние общества еще не стало

достоянием всего человечества.

Концепция правового государства.

Важнейшей характеристикой такого правового состояния общества является

определенное взаимоотношение права и политической власти, разработанное

либерально-просветительской мыслью в концепции правового государства. Суть

этого взаимоотношения можно свести к трем основным положениям:

38. категорическое соблюдение основных прав и свобод личности;

39. верховенство закона,

40. разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной).

Один из главных инструментов права - ЗАКОНЫ, а они создаются,

принимаются и наделяются принудительной силой публичной властью,

государством. Если государство принимает законы, ограничивающие права

личности, это право или бесправие? Вот тут-то и срабатывает упомянутое выше

различение права и закона: закон может быть и НЕПРАВЫМ, если он нарушает

основополагающие принципы права (равенство, свобода, справедливость), если

он покушается на "естественные" права и свободы личности.

Поэтому первым принципом правового состояния государства и объявляется

БЕЗУСЛОВНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ НЕОТЪЕМЛЕМЫХ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ, которые "выше"

любого закона, любого нормативно-принудительного акта государства. Кроме

того, само государство и его чиновники должны быть поставлены в рамки

правовых законов. Государственная всесильная воля сама должна быть

ограничена законом. В этом смысл принципа ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА. Право

одинаково обязательно и для "власть предержащих", и для подвластных.

Такое самоограничение государства реально возможно только при соблюдении

принципа РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, исключающего монополизацию власти в руках

одного лица или органа. Смысл этого принципа правового государства - в

предотвращении сползания государства к тоталитаризму, в разъединении

государственного монолита на три равноправные части (или "ветви власти"),

которые обладают самостоятельностью, независимостью и главное - взаимно

контролируют друг друга, не допускают превышения полномочий какой-либо из

властей.

Концепция правового государства, венчающая общий замысел либерально-

просветительской трактовки сущности права, стала значительным теоретическим

достижением философско-правовой мысли. В странах, где эта концепция дошла

до практического воплощения, в целом сформировался достаточно строгий

правовой порядок. Однако для большей части человечества, в т.ч. и для нашей

страны, то состояние общества, которое можно было бы назвать подлинно

правовым, по-прежнему остается лишь заманчивой и желанной целью, в общем-то

вполне достижимой, но, к сожалению, не в самом ближайшем будущем.

Правосознание и его уровни.

Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в

сознании .людей в виде неких знаний и оценок, чувств и привычек, в

совокупности образующих особую форму общественного сознания -

ПРАВОСОЗНАНИЕ. В нем выражены представления какой-либо социальной группы

или индивида не только о самом праве, но также об обеспечивающих

существование права институтах - государстве, правосудии, законности.

Правосознание, как и любая другая форма сознания, неоднородно. Его

"нижний" этаж составляют правовые привычки, чувства эмоции,

несистематизированные знания. Это область ОБЫДЕННОГО, или "ПРАКТИЧЕСКОГО"

СОЗНАНИЯ. В нем выражено определенное фактическое знание индивидами права,

проявляющееся в стремлении следовать правовым стандартам поведения.

Любопытно, что индивид может и не подозревать о том, что он является

обладателем некой суммы правовых знаний. Но выполняя принятые в обществе

правила поведения, типа соблюдения договоренностей, предоставления взаимных

услуг, возмещения ущерба, совершения актов купли-продажи и пр., индивид тем

самым демонстрирует "практическое знание" правовых нормативов, которые

могут и не выделяться сознанием именно как правовые. Такие, фактически

являющиеся правовыми, навыки, знания по существу несут на себе главную

нагрузку по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей.

Там же, где речь идет о правовых отношениях людей как представителей

определенных социальных групп или же эти отношения строятся через

социальные институты (государства, правосудия и пр.), там необходим иной

уровень правосознания - ТЕОРЕТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ. На этом уровне

осуществляется осмысление самой сущности права, его возможностей и границ,

анализ опыта правовой жизни, деятельности правовых институтов и реальной

отдачи правовых норм и т.д.

Это уже - сфера действия профессионалов, т.е. теоретиков, идеологов. К

их компетенции относятся разработка системы правовых наук, научно-

практические рекомендации законодательным и право-применительным органам,

обучение правовым знаниям, навыкам и т.д. Поскольку здесь речь идет о

теории, т.е. научном уровне освоения права, то, конечно, же эта

деятельность относится к духовному производству со всеми вытекающими отсюда

последствиями.

Степень развитости правосознания как практического, так и теоретического

является одним из важнейших показателей общего правового состояния

общества, его правовой культуры.

27. Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России

Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление

социума и феномен духовной жизни общества. Религия - это сложное совокупное

понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов,

культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты,

конкретные формы взаимоотношений между верующими и религиозной организацией

и многое другое. Для каждой религии все эти моменты имеют свое

специфическое смысловое наименование, свою историю возникновения и

дальнейшего существования, свое, каждый раз особенное, преломление через

этническую, национальную, классовую и индивидуально-личностную призму.

Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей

в становлении религий и их исторических разновидностей относится к

религиоведению. Вместе с тем эта проблематика имеет и другой-

общефилософский аспект, связанный с изучением различных форм общественного

сознания. Нет ни одного народа , который не знал бы религии и,

следовательно, возникновение и развитие религиозных представлений, вне

зависимости от их конкретного смыслового наполнения, связано с какими то

социально- психологическими свойствами и потребностями человека, которые

так или иначе удовлетворяются различными вариантами конкретных религий. В

этом смысле и принято говорить о религиозном сознании как об одной из форм

общественного сознания.

Понятие религиозной формы общественного сознания , таким образом,

подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует

духовным потребностям человека - это с одной стороны, а с другой - религия

как форма общественного сознания является отражением реальных сторон

общественного бытия.

В общем виде общественное бытие можно представить как совокупность

действий и отношений складывающихся на определенном этапе исторического

развития общества. Содержанием общественного бытия являются во - первых,

отношения между людьми складывающиеся в, процессе совместного производства,

обмена и потребления, во - вторых, это непосредственная связь людей с

природой, со средствами производства материальных благ, в - третьих,

отношения индивидуальные, семейные, групповые, национальные, религиозные.

Религиозное сознание как форма общественного сознания с одной стороны

отражает общественное бытие (бытие человека религиозного), а с другой, само

его (бытие) творит. Анализ функционирования и взаимодействия элементов

структуры общественного сознания показывает, что религия проникает во все

сферы, оказывает определенное влияние на все элементы, определяя отношения

к миру в целом, к семье, к обществу...

В самой общей форме можно сказать, что религия есть сфера духовной

жизни общества, группы, индивида, что она есть особый способ практически -

духовного освоения мира и область духовного производства. По отношению к

обществу в целом религия предстает как общественная подсистема, сложное

образование, в котором осуществляется деятельность, складывается сложная

структура.

Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому - либо

одному элементу и не могут рассматриваться вне взаимосвязи этих элементов,

а их взаимосвязь осуществляется прежде всего в процессе функционирования.

Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем различное, меняющееся

в ходе истории место и выполняет, сообразно с конкретно - исторической

ситуацией, определенные функции.

Выделяется несколько важнейших функций религии: мировоззренческая,

компенсаторная, коммуникативная, регулятивная,

интегрирующедезинтегрирующая, культурно- транслирующая...

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря,

прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека,

общество, природу. Религия включает в себя миропонимание ( объяснение мира

в целом и отдельных явлений и процессов в нем ), миросозерцание ( отражение

мира в ощущении и восприятии), мирочуствование ( эмоциональное принятие или

отвержение ), мироотношение ( оценку ). Религиозное мировоззрение дает

систему координат, в рамках которой осмысливается мир, общество, человек,

оно дает цель и смысл жизни. Придание смысла бытию человека предоставляет

возможность верующему вырваться за пределы ограниченности бытия,

поддерживать надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий,

несчастий и т.п.

Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие людей перед

обстоятельствами. Давление необходимости, ограниченность возможностей

преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в

"равенство" в греховности, в страдании, разобщенность и изоляция заменяются

братством в общине, разобщенность, безразличие людей в быту возмещаются

личностным богообщением и общением в религиозной группе. Важным является

психологический аспект компенсацииснятие стресса, угнетения, релаксация и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты