субстанция, связанная с телом, но не умирающая с ним. Она обладает
сознанием как неким качеством, возникающим лишь в определенных условиях
(когда душа соединяется с телом и перед органами восприятия находится
объект). Теория причинности миманса исходит из признания особой невидимой
силы, производящей следствие. Заслуживает внимания и учение мимансы об
особой потенциальной энергии, возникающей в душе при выполнении ритуала и
влекущей в будущем наслаждение его плодами.
Санкхья. Название санкхья (санскр., букв. - число, перечисление, расчет)
объясняется, видимо, тем, что школа строится как аналитическое перечисление
элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего
многообразия мира объектов. Основателем считается Капила)(VII в. до н.э.).
Классическая санкхья признает авторитет Вед, но считает бытие Бога
недоказуемым и строит знание на основе независимого опыта и размышления.
Санкхья учит, что в мире наличествуют два самостоятельных первоначала:
пракрити (санскр.) - природа, материя и пуруша (санскр., букв. - человек,
мужчина) - дух, сознание. Пракрити активна и изменчива. Пуруша пассивен;
это сознание, застывшее в Самосозерцании. Пракрити состоит из трех
субстанций-сил (гун - санскр., букв. - качество, нить): саттвы (санскр.) -
основы удовольствия и источника радости, света, затем раджаса (санскр.) -
источника движения, причины страдания и, наконец, тамаса (санскр.) -
пассивного отрицательного начала, источника тьмы, косности, безразличия.
При соприкосновении пуруши с пракрити нарушается исконное равновесие гун. В
результате их смещения и комбинаций возникают предметы, наполняющие
Вселенную. Развертывание пракрити идет в физическом и психическом
направлениях. На первой ступени образуется махат (санскр.) - основа всего
материального и буддхи (санскр.) - мировой дух и разум. На второй ступени
возникает аханкара (санскр.) - индивидуализирующее начало (мое, "Я"). Из
аханкары с преобладанием гуны тамаса возникает пять танматр (санскр.) -
тонких элемента, невоспринимаемых чувствами потенций звука, осязания,
цвета, вкуса, запаха, из которых далее образуются пять бхутвещественных
элементов - земля, вода, воздух, огонь и эфир. Из аханкары с преобладанием
саттвы возникают пять органов восприятия и пять органов действия, а также
ум (манас - санскр.). Всего, таким образом, в санкхья насчитывается 25
начал. Из них все, кроме пуруши, образуют мир "не -Я". Страдание утрачивает
свои причины, если человек поймет, что его подлинное "Я" находится вне
природы, тела и даже, ума. Поэтому, учит санкхья, мокша возможна при жизни.
ЙОГА (санскр., букв. - соединение, участие, порядок, а также глубокое
размышление, созерцание). Практика йоги упоминается еще в Ведах. Основатель
классической йоги - Патан-джали (II в. до н.э.). Йога разделяет онтологию
санкхья, но требует поклонения брахману (богу), понимаемому как абсолютный
дух, вечный, всепроникающий, вездесущий, всемогущий, всезнающий, не
подверженный страданиям и несчастьям и правящий миром. Ее главное
содержание - разработка практического пути к освобождению через тренировку
тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или "Я" от
деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с
"Я". Система очищения духа от раджаса и выявления саттвы предполагает
восемь ступеней: яма (обуздание), нияма (выработка нравственных
установок), асана (устойчивое равновесное положение тела), пранаяма
(правильное дыхание), пратьяхара (изоляция чувств), дхарана (внимание),
дхъяна (размышление) и самадхи (сосредоточенность).
В итоге просветления ум так глубоко поглощается созерцанием, что
забывает о самом себе и полностью сливается с объектом размышления. За этим
следует прекращение всех модификаций ума и психических процессов, когда
ничего не познается и не мыслится, т.н. нулевой экстаз.
ЛОКАЯТА (от санскр, лока - мир, идущее из этого мира).
Материалистическое направление в древнеиндийской философии. Возникло
приблизительно в сер. 1-го тыс. до н.э. Основателем считается
полулегендарный мудрец Брихаспати.
В основе локаяты лежит скептическое отношение к догматике брахманизма, к
догматической религии вообще. Согласно локаяте, существующим можно считать
только воспринимаемое органами чувств. Отсюда отрицание локаятой бога и
души (в частности, брахмана и атмана), рая и ада, вообще любого другого
мира. Согласно локаятикам, человек состоит из четырех материальных
элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело,
органы чувств, и на их основе возникает духовное начало. Поскольку в
человеке нет ничего, что пережило бы его смерть, локаятики говорят о
необходимости пользоваться реальной жизнью, принимать все, что она
приносит, с сознанием того, что приятные стороны жизни могут уравновесить
зло и страдание. "Пока живешь, - говорится в одном тексте, - живи радостно,
ибо смерти не может избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в
пепел, обратное превращение никогда не совершится".
Особенностью локаяты является утверждение принципа свабхавы (санскр.) -
наличия индивидуальной природы каждой вощи, определяющей ее строение и
судьбу; все воздействия, приходящие к вещи извне и чуждые ее природе,
бессильны изменить непреложный ход ее существования. Целью бытия, согласно
локаяте, является забота о благополучии настоящего существования.
Впоследствии это привело к развитому гедонизму (от греч. гедоне -
наслаждение) чарваки.
ЧАРВАКА (санскр.) - это более поздняя разновидность локаяты. Эта школа
отвергает как существование бога-абсолюта и души (брахмана и атмана), так и
закон кармы. Чарвака истинным считает лишь постигаемое с помощью
непосредственного восприятия. Она утверждает существование только этого
мира и считает единственной реальностью материю. Признается наличие четырех
элементов: земли, воды, огня, воздуха, из спонтанного (от лат. спонтанеус -
произвольный, добровольный) сочетания которых образуется все, что есть.
Жизнь и сознание - функции этих элементов. Одновременно чарвака
подчеркивает выдвинутый еще локаятой принцип свабхавы, индивидуальной
природы каждой вещи. Особенностью чарваки является сосредоточенность на
разработке этической концепции. Чарвака видит в понятиях добра и зла
иллюзию, созданную человеческим воображением. Согласно ее учению, реальны
только страдания и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость
каких-либо аскетических ограничений, налагаемых религиозными правилами,
чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия
получение наслаждения. Причем то, что оно может быть сопряжено со
страданием, не должно останавливать стремление к его достижению.
Последовательный гедонизм делает эту школу уникальным явлением в истории
индийской мысли.
ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции,
основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание
основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры". (окончательная
редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия).
По учению вайшешики, все существующее включается в шесть категорий -
субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее. Субстанция
выражает сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода,
свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами
(постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют
весь существующий мир.
Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой
первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану -
санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы.
Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны.
Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом
вступают в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей
материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения.
Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и
управляется всеобщим моральным законом (дхарма).
НЬЯЯ (санскр., букв. - правило, рассуждения, вхождение в предмет,
аналитическое исследование, логика). Эта школа нередко считается
продолжением вайшешики. Основатель - Готама (Гаутама - время жизни
неизвестно). В центре учения - методы правильного познания. Ньяя признает
четыре источника Такого познания : чувственное и сверхчувственное
восприятие, вывод, сравнение, доказательство (авторитетное свидетельство.
Познание, основанное на этих источниках, является достоверным. Наряду с ним
существует недостоверное познание, опирающееся на память, сомнение, ошибку
и гипотетический аргумент. Учением о познании ньяя заложила основы
древнеиндийской логики.
Ньяя разработала также оригинальную теорию физического мира, основанную
на выделении объектов познания. Среди них "Я" (атман), отличное от ума
(манас) и тела. Связь "Я" с объектами порождает привязанности, желания,
антипатии, ненависть и т.п., т.е. то, что заставляет "Я" действовать,
вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греза Правильное
познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение
понимается как прекращение отрицательных факторов (страдания), а не как
состояние счастья. Освободившееся "Я" выступает как чистая субстанция, уже
не связанная с сознанием.
Ньяя создала учение о боге как бесконечном "Я", создающем, сохраняющем и
разрушающем мир (согласно ньяя, мир создается из вечных атомов,
пространства, времени, умов, душ и акаши-эфира). Мудрость и всеблагость
бога помогают человеку, обладающему свободой воли и, следовательно,
возможностью выбора между добром и злом, через истинное познание самого
себя и мира достичь освобождения.
ДЖАЙНИЗМ. Основателем его считается странствующий проповедник из Бихара
Вардхамана (жил в VI в. до н.э., более точной даты нет), который происходил
из богатого кшатрийского рода и впоследствии получил имена Махавиры
("Великий герой") и Джины ("Победитель"). Родной дом он покинул 28 лет и
после 12-летней аскезы и философских рассуждений пришел к принципам нового
учения, в центре которого поставил проблему бытия личности.
Согласно джайнизма, сущность личности человека двояка-материальная
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76