Кандидатский по философии

субстанция, связанная с телом, но не умирающая с ним. Она обладает

сознанием как неким качеством, возникающим лишь в определенных условиях

(когда душа соединяется с телом и перед органами восприятия находится

объект). Теория причинности миманса исходит из признания особой невидимой

силы, производящей следствие. Заслуживает внимания и учение мимансы об

особой потенциальной энергии, возникающей в душе при выполнении ритуала и

влекущей в будущем наслаждение его плодами.

Санкхья. Название санкхья (санскр., букв. - число, перечисление, расчет)

объясняется, видимо, тем, что школа строится как аналитическое перечисление

элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего

многообразия мира объектов. Основателем считается Капила)(VII в. до н.э.).

Классическая санкхья признает авторитет Вед, но считает бытие Бога

недоказуемым и строит знание на основе независимого опыта и размышления.

Санкхья учит, что в мире наличествуют два самостоятельных первоначала:

пракрити (санскр.) - природа, материя и пуруша (санскр., букв. - человек,

мужчина) - дух, сознание. Пракрити активна и изменчива. Пуруша пассивен;

это сознание, застывшее в Самосозерцании. Пракрити состоит из трех

субстанций-сил (гун - санскр., букв. - качество, нить): саттвы (санскр.) -

основы удовольствия и источника радости, света, затем раджаса (санскр.) -

источника движения, причины страдания и, наконец, тамаса (санскр.) -

пассивного отрицательного начала, источника тьмы, косности, безразличия.

При соприкосновении пуруши с пракрити нарушается исконное равновесие гун. В

результате их смещения и комбинаций возникают предметы, наполняющие

Вселенную. Развертывание пракрити идет в физическом и психическом

направлениях. На первой ступени образуется махат (санскр.) - основа всего

материального и буддхи (санскр.) - мировой дух и разум. На второй ступени

возникает аханкара (санскр.) - индивидуализирующее начало (мое, "Я"). Из

аханкары с преобладанием гуны тамаса возникает пять танматр (санскр.) -

тонких элемента, невоспринимаемых чувствами потенций звука, осязания,

цвета, вкуса, запаха, из которых далее образуются пять бхутвещественных

элементов - земля, вода, воздух, огонь и эфир. Из аханкары с преобладанием

саттвы возникают пять органов восприятия и пять органов действия, а также

ум (манас - санскр.). Всего, таким образом, в санкхья насчитывается 25

начал. Из них все, кроме пуруши, образуют мир "не -Я". Страдание утрачивает

свои причины, если человек поймет, что его подлинное "Я" находится вне

природы, тела и даже, ума. Поэтому, учит санкхья, мокша возможна при жизни.

ЙОГА (санскр., букв. - соединение, участие, порядок, а также глубокое

размышление, созерцание). Практика йоги упоминается еще в Ведах. Основатель

классической йоги - Патан-джали (II в. до н.э.). Йога разделяет онтологию

санкхья, но требует поклонения брахману (богу), понимаемому как абсолютный

дух, вечный, всепроникающий, вездесущий, всемогущий, всезнающий, не

подверженный страданиям и несчастьям и правящий миром. Ее главное

содержание - разработка практического пути к освобождению через тренировку

тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или "Я" от

деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с

"Я". Система очищения духа от раджаса и выявления саттвы предполагает

восемь ступеней: яма (обуздание), нияма (выработка нравственных

установок), асана (устойчивое равновесное положение тела), пранаяма

(правильное дыхание), пратьяхара (изоляция чувств), дхарана (внимание),

дхъяна (размышление) и самадхи (сосредоточенность).

В итоге просветления ум так глубоко поглощается созерцанием, что

забывает о самом себе и полностью сливается с объектом размышления. За этим

следует прекращение всех модификаций ума и психических процессов, когда

ничего не познается и не мыслится, т.н. нулевой экстаз.

ЛОКАЯТА (от санскр, лока - мир, идущее из этого мира).

Материалистическое направление в древнеиндийской философии. Возникло

приблизительно в сер. 1-го тыс. до н.э. Основателем считается

полулегендарный мудрец Брихаспати.

В основе локаяты лежит скептическое отношение к догматике брахманизма, к

догматической религии вообще. Согласно локаяте, существующим можно считать

только воспринимаемое органами чувств. Отсюда отрицание локаятой бога и

души (в частности, брахмана и атмана), рая и ада, вообще любого другого

мира. Согласно локаятикам, человек состоит из четырех материальных

элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь, они образуют тело,

органы чувств, и на их основе возникает духовное начало. Поскольку в

человеке нет ничего, что пережило бы его смерть, локаятики говорят о

необходимости пользоваться реальной жизнью, принимать все, что она

приносит, с сознанием того, что приятные стороны жизни могут уравновесить

зло и страдание. "Пока живешь, - говорится в одном тексте, - живи радостно,

ибо смерти не может избежать никто. Когда тело будет сожжено, превратится в

пепел, обратное превращение никогда не совершится".

Особенностью локаяты является утверждение принципа свабхавы (санскр.) -

наличия индивидуальной природы каждой вощи, определяющей ее строение и

судьбу; все воздействия, приходящие к вещи извне и чуждые ее природе,

бессильны изменить непреложный ход ее существования. Целью бытия, согласно

локаяте, является забота о благополучии настоящего существования.

Впоследствии это привело к развитому гедонизму (от греч. гедоне -

наслаждение) чарваки.

ЧАРВАКА (санскр.) - это более поздняя разновидность локаяты. Эта школа

отвергает как существование бога-абсолюта и души (брахмана и атмана), так и

закон кармы. Чарвака истинным считает лишь постигаемое с помощью

непосредственного восприятия. Она утверждает существование только этого

мира и считает единственной реальностью материю. Признается наличие четырех

элементов: земли, воды, огня, воздуха, из спонтанного (от лат. спонтанеус -

произвольный, добровольный) сочетания которых образуется все, что есть.

Жизнь и сознание - функции этих элементов. Одновременно чарвака

подчеркивает выдвинутый еще локаятой принцип свабхавы, индивидуальной

природы каждой вещи. Особенностью чарваки является сосредоточенность на

разработке этической концепции. Чарвака видит в понятиях добра и зла

иллюзию, созданную человеческим воображением. Согласно ее учению, реальны

только страдания и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость

каких-либо аскетических ограничений, налагаемых религиозными правилами,

чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия

получение наслаждения. Причем то, что оно может быть сопряжено со

страданием, не должно останавливать стремление к его достижению.

Последовательный гедонизм делает эту школу уникальным явлением в истории

индийской мысли.

ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции,

основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание

основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры". (окончательная

редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия).

По учению вайшешики, все существующее включается в шесть категорий -

субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее. Субстанция

выражает сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода,

свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами

(постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют

весь существующий мир.

Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой

первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану -

санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы.

Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны.

Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом

вступают в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей

материальный мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения.

Чувственно воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и

управляется всеобщим моральным законом (дхарма).

НЬЯЯ (санскр., букв. - правило, рассуждения, вхождение в предмет,

аналитическое исследование, логика). Эта школа нередко считается

продолжением вайшешики. Основатель - Готама (Гаутама - время жизни

неизвестно). В центре учения - методы правильного познания. Ньяя признает

четыре источника Такого познания : чувственное и сверхчувственное

восприятие, вывод, сравнение, доказательство (авторитетное свидетельство.

Познание, основанное на этих источниках, является достоверным. Наряду с ним

существует недостоверное познание, опирающееся на память, сомнение, ошибку

и гипотетический аргумент. Учением о познании ньяя заложила основы

древнеиндийской логики.

Ньяя разработала также оригинальную теорию физического мира, основанную

на выделении объектов познания. Среди них "Я" (атман), отличное от ума

(манас) и тела. Связь "Я" с объектами порождает привязанности, желания,

антипатии, ненависть и т.п., т.е. то, что заставляет "Я" действовать,

вовлекаться в круговорот рождений и смертей, страданий и греза Правильное

познание освобождает человека от этой вовлеченности. Само освобождение

понимается как прекращение отрицательных факторов (страдания), а не как

состояние счастья. Освободившееся "Я" выступает как чистая субстанция, уже

не связанная с сознанием.

Ньяя создала учение о боге как бесконечном "Я", создающем, сохраняющем и

разрушающем мир (согласно ньяя, мир создается из вечных атомов,

пространства, времени, умов, душ и акаши-эфира). Мудрость и всеблагость

бога помогают человеку, обладающему свободой воли и, следовательно,

возможностью выбора между добром и злом, через истинное познание самого

себя и мира достичь освобождения.

ДЖАЙНИЗМ. Основателем его считается странствующий проповедник из Бихара

Вардхамана (жил в VI в. до н.э., более точной даты нет), который происходил

из богатого кшатрийского рода и впоследствии получил имена Махавиры

("Великий герой") и Джины ("Победитель"). Родной дом он покинул 28 лет и

после 12-летней аскезы и философских рассуждений пришел к принципам нового

учения, в центре которого поставил проблему бытия личности.

Согласно джайнизма, сущность личности человека двояка-материальная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты