Кандидатский по философии

приводит одностороннее "технизированное" рассмотрение человеческих проблем,

можно судить по релятивистской концепции "КИБОРГИЗАЦИИ". Согласно этой

теории, в будущем человек должен отказаться от своего тела. Современных

людей сменят "киборги" (кибернетические организмы), которые, соединив

живое и техническое, дадут какой-то новый сплав.

Такое упоение техническими перспективами, на наш взгляд, опасно и

антигуманно. Разумеется, включение в человеческую телесность искусственных

органов (различных протезов, кардиостимуляторов и т.д.) - вещь разумная и

необходимая. Но надо помнить о том рубеже, за которым конкретный индивид

перестает быть самим собой. Без тела нет человека. Его организация не может

быть радикально вытеснена никакими техническими приспособлениями.

Технический и технологический фетишизм в наши дни отнюдь не редкость. Им

сильно заражена техническая интеллигенция, он проникает в сферу

хозяйственной и политической элиты. Техницизм, связанный с абсолютизацией

техники, утверждает ее автономность и самодостаточность. Он полагает, что

можно решить любые социальные коллизии, минуя человека как активного

субъекта истории, пренебрегая характером наличных общественных отношений.

Нам должна быть чужда технологическая мифология, стремление все и вся

"машинизировать". Человек и человечество — это не машина, не техническая

система. Не человечество технично, а техника человечна. Она воплощает в

себе то, что извлечено человечеством из природы, то, что утверждает в мире

его собственные мощь и разум.

Конечно, утверждение на планете техносферы, возникновение

"окультуренной" природы, несущей на себе печать ума и воли людей, не могут

не порождать новых острых проблем. Стремительное развитие техносферы

опережает эволюционно сложившиеся приспособительные, адаптивные

возможности человека. Затруднения в состыковании психофизиологических

потенций человека с требованиями современной техники и технологии

зафиксированы повсеместно и теоретически и практически. Забывать этого

нельзя.

Развитие техники, как отмечалось в мировой философии (Ж. Эллюль),

подчас порождает ситуацию абсурда. Так, например, стремительное

распространение коммуникационных технических сетей (телефон, радиотелефон,

компьютерные сети) опережает возможность их значимого и ответственного

наполнения. Могучие технические средства распространяют банальности,

забиваются мелочной, пустой, бессодержательной информацией. Многие

технические инновации (изобретения, конструкторские разработки) подчас

опережают свое время, оказываются экономически невыгодными. Массовое

количество технических приспособлений, их внедрение в производство и быт

опережают интеллектуальный (и особенно нравственный) уровень массового

сознания. Возникает необходимость включения в технические системы

ограничителей, обеспечивающих то, что англичане называют "фул пруф" (защита

от дурака). Забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы,

аварии, трагические происшествия.

И все же технический прогресс при всей его жесткости неостановим. И

если можно говорить о видимом, действительном прогрессе (восхождение от

простого к сложному, от низшего к высшему), в чем-либо, то это прежде всего

в области развития техники.

19. Рационализм и эмпиризм: специфика и роль в формировании направления

философско-методологической мысли

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный). – это учение в теории

познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические

признаке достоверного знания - не могут быть выведены из опыта и его

обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума: либо из понятий,

врожденных уму (теория врожденных идей, Декарта), либо из понятий,

существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт оказывает

известное стимулирующее действие на их появление, но характер безусловной

всеобщности и безусловной необходимости им сообщают предшествующие опыту и

от него будто не зависящие усмотрения ума или априорные формы. В этом

смысле рационализм противоположен эмпиризму Рационализм возник как попытка

объяснить логические особенности истин математики и математического

естествознания. Его представители в 17в - Декарт, Спиноза, Лейбниц, в 18 в.-

Кант. Фихте. Шеллинг, Гегель. Ограниченность рационализма в отрицании

опытного происхождения всеобщности и необходимости. Рационализм

абсолютизирует безусловный характер этих логических признаков, не знает

диалектики перехода знания от меньшей всеобщности и необходимости ко все

большей и безусловной. Ограниченность рационализма была преодолена только

марксизмом, рассматривающим познание в единстве с практикой (Познание,

Теория и практика). Рационализм имеет многосторонние проявления в различных

областях знания. В психологии рационализм на первый план выдвигает

интеллектуальные психические функции, сводя, например, волю к разуму

(Спиноза); в этике - рациональные мотивы и принципы нравственной

деятельности; в эстетике - рациональный (интеллектуальный) характер

творчества. Во всех этих случаях рационализм означает веру в разум, в

очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности. В этом смысле

рационализм противостоит иррационализму. В богословии рационализм – это

направление, согласно которому приемлемы только те догматы веры, какие ум

считает согласными с логикой и с доводами разума.

ЭМПИРИЗМ (греч. empeina— опыт) — это учение в теории познания,

считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее,

что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический

эмпиризм (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, современный логический

эмпиризм и т.д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или

представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир.

Материалистический эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Французский материализм

18 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно

существующий внешний мир. Однако основная противоположность между

эмпиризмом и рационализмом состоит не в вопросе о происхождении или об

источнике знания: некоторые рационалисты согласны с тем, что в уме нет

ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Главный пункт разногласия в

том, что эмпиризм выводят всеобщий и необходимый характер знаний не из

самого ума, а из опыта. Некоторые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием

рационализма пришли к выводу, что опыт не способен сообщать знанию

необходимое и всеобщее значение. Ограниченность эмпиризма состоит в

метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в

недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании

активной роли и относительной самостоятельности мышления. Эти недостатки

были преодолены марксистской философией благодаря рассмотрению всех

вопросов теории познания с позиций диалектики, практики (Познание, Теория и

практика. Созерцательность).

20. Общество как целостная система

Понятие общества.

Понятие "общность", "общество", "социальный" чрезвычайно

распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и

недостаточно ясным.

ОБЩНОСТЬ определяется как форма совместного бытия или взаимодействия

людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы

семья и народ.

ОБЩЕСТВО понимается как продукт целенаправленной и разумно

организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не

на основе общности, а на совместных интересах и договоре.

Латинский глагол "СОЦИО" означает соединить, объединить, затевать

совместный труд. Отсюда первоначальное значение понятия "общество" -

общность, союз, сотрудничество. Но не всякая общность людей является

обществом, однако любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся

общность.

Понятие "общество" следует отличать от понятий "народ", "нация" и

"государство". НАРОД - это форма общности людей, связанных прежде всего

языком и культурой, а также происхождением. НАЦИЯ - это форма организации

жизни одного народа (или нескольких близких), связанная с

государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями

людей. ГОСУДАРСТВО - основанная на праве и законе форма организации жизни

народов и наций, продукт исторического развития человеческой цивилизации.

Разумеется, что все эти понятия взаимно пересекаются и обусловливают

понимание друг друга.

Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить характер

закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в общественный

"организм". В принципе выделяются ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДА к объяснению этих

связей и закономерностей:

Первый может быть обозначен как НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ. Суть его в том, что

человеческое общество рассматривается в качестве естественного продолжения

закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса.

Общество в этом случае предстает как высшее, но далеко не самое "удачное" и

устойчивое образование. Предполагается, в частности, что оно может изменить

форму своего бытия, "уйти" в Космос и там начать новый виток своей

эволюции.

Другой подход может быть назван "ИДЕАЛИСТИЧЕСКИМ". Здесь сущность

связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех

или иных идей, верований, мифов. История знала немало примеров

существования теократических государств, где единство обеспечивается одной

верой, которая тем самым становится государственной религией.

Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной

идеологии, которая выполняла роль скелета общественного устройства. Рупором

этих идей выступал обычно религиозный лидер или "вождь" нации и народа, а

те или иные исторические действия (войны, реформы и т.д.) зависели от воли

этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную

систему.

Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским

анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в

соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но

имеют самодовлеющий, определяющий характер.

Все способы объяснения общества имеют нечто общее, а именно

представление о СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ данного феномена и ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты