Кандидатский по философии

эффекта. Но это означает, что 45 минут — а это физическая характеристика —

не являются адекватной характеристикой существа учебных занятий. Возьмем

другой пример. Люди одного календарного возраста обычно находятся в

различных биологических состояниях. И здесь физическое время не является

адекватной характеристикой теперь уже биологических процессов.

В поиске характеристики, адекватной природе биологических явлений,

биологи выдвинули концепцию биологического возраста. Для организма человека

этот возраст задается вероятностью смерти. Чем она больше, тем выше

биологический возраст. В случае развития зародыша его биологический возраст

задается числом клеточных делений. Биологический возраст гороха 'определяют

по числу почкований. Биологическое время есть адекватная природе

биологических процессов количественная характеристика. Биологический

возраст указывает степень удаления организма от момента рождения.

Биологическое время есть системно-символическое образование, оно существует

над физическим.

В области социальных явлений время также имеет системно-символический

характер. И здесь целесообразно вводить особые параметры социального

времени. В общественных науках о социальном возрасте говорят редко, но он

есть. Дление, бренность социальных организмов количественно можно задать не

иначе как посредством параметра социального возраста. Приведем два

относительно простых примера. Студент изучает философию месяц, два месяца,

полгода. Длится физическое время, растут знания студента. Чтобы выразить

рост знания, изобретен институт оценок. Оценки "неудовлетворительно",

"удовлетворительно", "хорошо", "отлично" соответствуют достижениям

студента, характеризуют его, в нашем случае, философский возраст.

Применительно к экономическим явлениям для измерения времени изобретен

механизм товарно-денежных отношений. Тот товар дороже, цена которого

больше. Деньги измеряют экономическое время.

Как видим, следует различать: физическое время как выражение физических

взаимодействий, символическое значение физического времени, биологическое и

социальное время как особые системно-символические образования. В общем

случае время есть количественная мера движения, характеристика

продолжительности бытия данного объекта.

Время необратимо в той же степени, что и сами происходящие процессы.

Время одномерно, т.е. для его математического задания достаточно одной

переменной. Вполне возможно, что в скором будущем удастся доказать

многомерность времени, пока на этот счет существуют лишь гипотезы.

Хорошо известно, что человек ограничен в своих возможностях, которые

он, однако, способен оценить, иногда, впрочем, лишь на уровне экспертных

оценок, посредством задания, например, календарного, биологического,

социального возраста. Желание достичь большего эффекта вынуждает личность

наполнить каждую единицу календарного времени действиями, которые бы

замедляли рост биологического возраста ("а жить-то хочется") и наращивали

характеристики социального времени. В основе своей деятельности, своего

бытия человек соотносит, проецирует друг на друга все свои временные шкалы

и в соответствии со своими целями стремится достигнуть желаемого, например

экономии своего рабочего времени. Что касается хода общественного развития,

то его ускорение означает, что единице календарного времени соответствуют,

по мере развития общества, все большие "куски" социального времени.

Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм

Экологическая философия изучает методами философии взаимодействие

общества и природы, пути утверждения гармонического единения между

человеком и миром природы. Как этого достичь в условиях, когда человек

стремится добиться успеха во что бы то ни стало, когда большая часть

ограниченных ресурсов планеты переводится в отходы и мусор, загрязняющие

планету? Как добиться сохранения экосистемы человек — природа в условиях

доминирования не экологических, а экономических и политических интересов?

Выход из кризисной ситуации видят в основном в придании приоритета

экологическим ценностям. Материальное производство, используемые

технологии, экономика, политика — все это должно быть подчинено требованиям

экологической этики и экологического права/Так как воздействие человека на

природу часто имеет планетарный характер, то целый ряд актуальных

экологических проблем может быть разрешен лишь в условиях международного

сотрудничества и наличия реального чувства международной экологической

ответственности.

»/ Экологическая философия — молодая дисциплина, ее философские

ориентиры лишь вырабатываются, на многие актуальные вопросы она не знает

ответам/Человечество, умудрившееся попасть в экологический кризис, не знает

четких путей выхода из него. Несмотря на более или менее успешную

реализацию программ по развитию безотходных производств и альтернативных

технологий, развитию экологического законодательства, человечество по-

прежнему не покинуло район экологического кризиса. Все более очевидным

становится, что главная экологическая проблема ("дыра") находится не в

озоновом слое Земли, а в ценностно-этических представлениях человека и

общества. Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма должны

соотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае

гуманизм теряет свое прежнее содержание и становится экогу'манизмом. Любовь

человека, эгоистически направленная только на него самого, привела в

конечном счете к экокризису. Экогуманизм в отличие от традиционного

гуманизма видит в природе бытие человека.'^ Природа есть символическое

бытие человека. Именно поэтому человек вынужден относиться к природе так же

бережно, как к самому себе.

Мы уже отмечали, что экологическая философия встречается с трудностями.

Это неудивительно, ибо как философия, так и современные науки мало, явно

недостаточно изучали сам феномен символического бытия человека. Но без

знания содержания этого феномена успешное экологическое движение просто

невозможно.

Человечество вынуждено обратиться к природе как арене проявления

человеческого бытия. Один из относительно новых комплексов

экоаксиологических ориентации связан с биоэти

кой, центральным вопросом которой является отношение человека к жизни и

смерти. Жизнь, особенно человеческая, понимается как высшая ценность.

Кстати, общество не без труда ищет подходы и к нашим "меньшим братьям". В

токийском зоопарке поставлен памятник умирающим в неволе животным. Но

всегда ли человек сознает свою вину перед животными?

Проблемы биоэтики многогранны, обширны. В США издана пятитомная

энциклопедия по биоэтике. Объем энциклопедии показывает, сколь внимательно

относятся американцы к проблемам биоэтики. Особое внимание привлекают

вопросы активной эвтаназии ("убийства из милосердия"), критерии смерти,

отношения врача и пациента, отношение к умирающим, к дефективным

новорожденным, к дебилам. Имеет ли человек право на смерть, право на аборт?

Многочисленные дилеммы биомедицинской этики невозможно разрешить без

тщательного философского и научного рефлексирования, углубленного понимания

содержания гуманизма и экогуманизма. Рассмотрим в этой связи некоторые

конкретные проблемы.

Возможности оживления умершего человека привели к тому, что остановка

сердца перестала быть признаком смерти, каковым, однако, являются

необратимые изменения в центральной нервной системе. Но согласно догматам

буддизма и конфуцианства, признаками смерти являются остановка сердца и

прекращение дыхания. А это означает, что при бьющемся сердце не допускается

изъятие органов для трансплантации; трансплантация сердца вообще

исключается. Разумеется, это относится лишь к тем народам, которые

соблюдают установленные догматы. Мы видим, как принципы религии могут

приходить в противоречие с принципами гуманизма. Вместе в тем в странах,

где трансплантация сердца стала нормой, замечены случаи, когда диагноз

смерти порой ставится некорректно.

Другой случай: общество должно предоставить женщине право на свободное

и ответственное материнство. Однако отмена запрета на аборт просто-напросто

игнорирует ценность жизни плода. Перед нами типичная биомедицинская

дилемма: как отмена запрета на аборт, так и его допущение не свободны от

глубочайших противоречий. Чтобы с ними справиться, необходимо

последовательное развитие экологической философии, экоэтики и биоэтики в

том числе.

22. Политическая сфера жизни общества. Формы государственности

Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе

политологией, политической социологией, политической психологией, а также

философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических

явлений в их взаимодействии. Это предмет изучения такой отрасли философии,

как философия политики.

Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики

и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и

идеальных формах, проблемы государства, гражданского общества,

политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и

т.д.

Особое значение имеет выяснение соотношения категорий «власть»,

«политика» с такими фундаментальными философскими категориями как

«свобода», «справедливость», «равенство», в том числе национальное,

классовое и общечеловеческое.

Эти вопросы решались так или иначе еще в античной философии, прежде

всего в произведениях Платона и Аристотеля.

Расцвет социально-философских теорий в эпоху Возрождения и Новое время

связан с обоснованием сущности политической, прежде всего государственной

власти в трудах Н. Макиавелли, а также с теорией естественного права Т.

Гоббса, Дж. Локка и Б. Спинозы, с исследованием проблемы разделения

властей, гражданского общества и правового государства Дж. Локком и Ш.

Монтескье. Возникают основные направления политической идеологии

—либерализм (Ш. Монтескье), консерватизм (Э. Берк) и тоталитаризм (Ж.-Ж.

Руссо)

Немецкая классическая философия преуспела в исследовании этических

основ права и государства (И. Кант), философии права (Г. Гегель).

Существенный интерес представляет марксистское учение о взаимодействии

политики и экономики, роли насилия в истории, соотношении морали и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты