Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в результате, в
итоге развития сохраняется все положительное, накапливавшееся в процессе
развития объекта. Не случайно организм в своем индивидуальном развитии
повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния.
Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но
очищенный от исторической формы. Так, учащийся начинает изучать математику
с того, с чего начиналась ее история - с арифметики, а Маркс рисует
логическим методом картину капитализма, начиная с того, откуда капитализм
берет свое начало исторически - с товара. В свою очередь исторический метод
в конечном счете дает ту же, что и логический метод, реальную картину
объекта, но логический метод при этом отягощен исторической формой. В
построении теории, как и идеальных объектов, важная роль принадлежит
аксиоматизации - способу построения научной теории, при котором в основу
его кладутся некоторые исходные положения - аксиомы или постулаты, из
которых все остальные утверждения теории выводятся дедуктивно чисто
логическим путем, посредством доказательства. Как уже отмечено выше, этот
метод построения теории предполагает широкое использование дедукции.
Классическим образцом построения теории аксиоматическим методом может
служить геометрия Евклида.
Метафизика, в буквальном смысле -“то, что после физики”; так были
названы Андроником Родосским в изданном им сборнике сочинений Аристотеля
статьи, не имеющие собственного заглавия и помещенные им после трактатов по
физике. Впоследствии название М. стали прилагать к наиболее общей части
философии, к учениям о высших принципах познания (онтология), о Боге, о
первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли, причем до Канта все
названные вопросы рассматривались догматически, допуская возможность
абсолютного познания. В этом смысле под М. ныне разумеют не критическую (по
терминологии Канта) философию, решающую высшие вопросы познания, исходя из
положения о тождестве познания и действительности. Позитивная философия
Канта признает самую постановку метафиз. вопросов. выходящих за пределы
возможного знания.
Метафизика, 1) философская "наука" о сверхчувствительных принципах
бытия. Термин "М." имеет искусственное происхождение. Александрийский
библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить
произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной
связью, озаглавил "Metа a tа physikб" ("после физики") его книгу о "первых
родах сущего". Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то
"первой философией", то "наукой о божестве", то просто "мудростью". В
современной западной буржуазной философии термин "М." часто употребляется
как синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод,
исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие.
Оба указанных смысла понятия М. исторически преемственны: возникнув как
основная философская "наука" о началах всего сущего, М. на определённом
этапе, на базе механистического естествознания 17 в., была переосмыслена
как общий антидиалектический метод. Это переосмысление сочеталось с
отрицательным отношением к М. как философской спекулятивной науке, которой
был противопоставлен метод точных наук - механики и математики - в качестве
научного образа мышления. В качестве метода мышления, противоположного
диалектике, М. впервые была истолкована в идеалистической форме Г. Гегелем.
К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин показали научную несостоятельность
метафизического метода мышления. Именно в марксизме понятие "М." приобрело
указанный смысл и в терминологическом отношении.
Диалектика [греч. dialektikй (tйchnе) - искусство вести беседу, спор,
от dialйgomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях
становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве
и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля,
противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который
рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По
характеристике В. И. Ленина, Д. - это учение о развитии в его наиболее
полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об
относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно
развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы:
стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения;
идеалистическая Д. немецкой классической философии; Д. русских
революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая Д.
как высшая форма современной Д. В философии марксизма получило научно
обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.
Эклектика, эклектизм, эклектицизм (от греч. ekiektikуs - способный
выбирать, выбирающий), соединение разнородных взглядов, идей и теорий.
Термин "Э." ввёл Потамон из Александрии (2 в.), который назвал свою школу
эклектической. Истоки Э. - в подмене одних логических оснований другими.
Пустоту и бесплодность таких построений отмечали многие философы, начиная с
Сократа и Аристотеля. Э. резко критиковали классики марксизма-ленинизма. В.
И. Ленин указывал на подмену оснований, подрыв целостности предмета как на
характерную особенность Э.: "... подделка эклектицизма под диалектику легче
всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все
стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и
прочее, а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания
процесса общественного развития" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 21).
Софистика (от греч. sophistike - умение хитро вести прения), 1)
философское течение в Древней Греции, созданное софистами. 2) Рассуждение,
основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении
ложных доводов (см. Софизм).
Софистика, два умственных течения у древн. греков; первое относится к V
в. до Р. Хр., второе ко II в. по Р. Хр. Представители древней С. (Горгий,
Протагор, Продик, Гиппий и др.) преимуществ. софисты в Афинах,
противопоставляли прежнему мировоззрению, основан. на мифол. верованиях,
смелый субъективизм, исходивший из положения: "человек есть мера вещей".
Древние софисты имели заслуги в области грамматики, риторики и проч., но
против их поверхностности, нравствен. беспринципности выступили Сократ,
Аристофан и др., благодаря которым и установилось современ. значение слов:
софизм, софист. Schanz, "Die Sophisten" (1867); Гиляров, "Греч. софисты"
(1888).- Новая С. (II-IV вв. по Р. Хр.), литературное явление, выразившееся
в возрождении греч. прозы и красноречия, преимущ. в Афинах, Смирне,
Константинополе и др. Замечат. С.: Полемон, Герод Аттик, Аристид, Либаний.
Ср. Schmid, "Der Atticismus in seinen Hauptvertretern" (1887-97).
17. Принцип детерминизма в философии. Индетерминизм.
Детерминизм (от лат. determino - определяю), философское учение об
объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений
материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о
существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно
явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью
порождает, производит другое явление (следствие).
Современный Д. предполагает наличие разнообразных объективно
существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде
соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо
не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда
входят пространственные и временные корреляции, те или иные ассоциации,
функциональные зависимости, отношения симметрии и т.п. Особенно важными в
современной науке оказываются вероятностные соотношения, формулируемые на
языке статистических распределений и статистических законов (см.
Вероятностей теория). Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в
конечном счёте складываются на основе всеобще действующей причинности, вне
которой не существует ни одно явление действительности, в том числеи такие
события (называемые случайными), в совокупности которых выявляются
статистические законы. Применительно к различным областям знания общие
принципы Д. специфицируются (нередко говорят о физическом Д., органическом
Д., социальном Д. и т.п.).
Принципиальным недостатком прежнего, домарксистского, Д. было то, что
он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же
трактуемой чисто механистически; в нём отрицалась объективная природа
случайности, вероятность выводилась за пределы Д., статистические связи
принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений.
Связанный с метафизическим материализмом прежний Д. не мог быть
последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в
особенности биологии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни
и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало возможным
только благодаря диалектическому и историческому материализму. Ядром
марксистской концепции социального Д. является признание закономерного
характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории
предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы
общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не
предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В
общественной жизни постоянно складываются различные возможности,
осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей.
Д., т. о., не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает
способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.
Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности
вообще или по крайней мере её всеобщности. Другой формой отрицания Д.
является идеалистическая телеология, провозглашающая, будто течение всех
процессов предопределяется действием нематериального "целеполагающего
начала". Стимулом для оживления индетерминистических воззрений в 1-й
четверти 20 в. послужил факт возрастания в физике роли статистических
закономерностей, наличие которых было объявлено опровергающим причинность.
Однако диалектико-материалистическая трактовка соотношения случайности и
необходимости, категорий причинности и закона, развитие квантовой механики,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76