Кандидатский по философии

укажем два главных.

Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математики в начале ХХ

в. (равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась

математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с

различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими

затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что

корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания

математики? Логика и некоторый искусственный язык, а также философия.

Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб

Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно резко

высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не

меньше путаницы, чем в математике.

Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в

английских университетах начала ХХ века. Для английских философов,

вспомните Локка, всегда был характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность,

антисхоластичность. Можно даже сказать так: англичане меньшие идеалисты,

чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возобладал

идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что

идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное положение дел. В философии

надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы

для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со

стремлением к ясной философии. Ясность философии связывалась прежде всего с

языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и

непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний

внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что

ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека

фактах. Сравните выражения: "У меня острая зубная боль" и "На улице идет

дождь". Только второе выражение является общезначимым. Отметим также, что

англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили

в центр философского анализа не искусственные языки математики и логики, а

естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу

вполне определенных оснований.

Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур

Укажем на основные идеи основателей аналитического движения в

философии.

- Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она

начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или

ложным, а это - задача логики.

- Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов, т.е.

она имеет языковой характер. Первые философские вопросы: что есть слово?

что есть предложение?

- По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения

могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние

вавилонские астрономы знали, что "утренняя звезда" и "вечерняя звезда" -

это планета Венера. Два рассматриваемых выражения имеют одинаковое

значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют

различную информацию. Часть логической путаницы заключается в

отождествлении значения имени и его смысла.

- Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать,

считает Рассел, ложных представлений. Предметное содержание следует

сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо

(это, по Расселу, есть его вариант "бритвы Оккама"; британский философ

Оккам выступал против преумножения сущностей).

- Мур выступал в "защиту здравого смысла" в философии.

- Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.

постмодернизм

Слово "постмодерн" означает после модерна. Французское слово "модерн"

означает современный. Постмодерн - это прежде всего философия, которая

направлена против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что

феноменология, герменевтика, аналитическая философия по сути своей не

отказались от идеалов нововременной философии. Постмодернисты готовы к

самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека

в "объятиях тоталитаризма": жесткие логические схематики, окончательные

выводы, всяческий поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами,

властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия,

насаждение необоснованных ценностей, стремление к непременному согласию

между людьми, умаление эмоционального и чувственного, культивирование

устаревших эстетических и моральных идеалов.

Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма,

чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности,

несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к

признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.

Деррида: метод деконструкции

Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно достичь, считают

постмодернисты, в определенном варианте лингвистической философии. Снова в

центр философствования ставится язык, но не столько речь, сколько письмо,

письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою

позицию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же

открыто для самых различных его интерпретаций. С этой целью Деррида как раз

и настаивает на деконструкции.

Речь идет о том, чтобы разобрать, разложить на части структуры -

философские, политические, культурные. Для каждого слова надо искать его

заменители (с этим мы отчасти уже знакомы по семейному сходству слов).

Нужно показать, что именно ты усмотрел в данном слове или высказывании, при

этом широко используются метафоры, символы, описания слов в словарных

статьях.

Суть философствования Деррида состоит в высказывании той же самой вещи,

но и другой, в переписывании ее. Переписывать следует "в слове, которое

оказалось бы и более красивым. Когда я говорю об этом написании другого,

которое окажется более красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и

шанс поэмы". Другими словами, рискуй в поисках красоты. К этой точке зрения

близок другой французский философ, Ролан Барт, который понимал текст как

"никакой власти, немного знания, толика мудрости и как можно больше

ароматной сочности". Короче, текст должен доставлять удовлетворение,

наслаждение.

лиотар: этика и эстетика возвышенного

Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия

ориентирована эстетически. Лиотар, один из лидеров постмодернизма,

развивает в этой связи своеобразно понятую эстетику возвышенного.

Возвышенное понимается как единство удовольствия и боли, сотворение

непредставимого. Эстетика возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы

"зримыми представлениями намекнуть на непредставимое". Увидеть можно

красивое и прекрасное, но не возвышенное. Квадрат Малевича не является

иллюстрацией к геометрии, он намекает на то неуловимое, которое как раз и

вызывает чувство возвышенного.

Постмодернизм давно завоевал себе право на существование, особенно в

мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде

всего туда, где имеют дело с многозначимостью (в этой связи мы предлагаем

компьютерфэнам поразмыслить над тем, что представляет собой гипертекст,

гиперсреда, гиперпространство и так называемая виртуальная реальность: все

больше нелинейных связей, все больше мнимого).

Основные положения постмодернизма:

- Язык - главная среда человеческого существования.

- Слова, текст надо деконструировать (Деррида), рассеивать (Фуко).

- Назначение текста - доставлять удовольствие (Барт), чувство

возвышенного (Лиотар).

- Меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерного согласия,

больше чувственности, иронии, нестабильности.

основные выводы по всему выше сказанному:

- Современная философия состоит из направлений, которые взаимно

дополняют друг друга.

- Феноменология рассматривает специфику "работы" сознания человека.

- Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире.

- Философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка.

- Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тексты в том

числе.

- Диалектический и исторический материализм считает базисными

реалиями в универсальном смысле материю, а применительно к обществу

совокупность производительных сил и производственных отношений.

- Традиционная русская философия понимает мир с позиций православно-

религиозного единства любви, добра, истины и красоты.

- Главная формула индийской философии: Атман есть Брахман.

- Основной интерес китайской философии - этическое регулирование

отношений между людьми в обществе.

14. Философия Нового времени.

Реализация идеи автономной философии в XVII в.

Идея автономной философии впервые была реализована французским

мыслителем РЕНЕ ДЕКАРТОМ (1596-1650). Он, в отличие от Бэкона, был уже

философом Нового времени.

В истории новой философии Декарт занимает особое место как создатель

дуалистического философского учения. Он сделал попытку построить

философскую систему на основании признания одновременного самостоятельного

существования сознания и материи, души и тела. Декарт, таким образом,

расчленил единый материальный мир на две независимые друг от друга части,

именуя каждую из них субстанцией.

Основное свойство духовной субстанции - мышление, материальной -

протяжение. Остальные атрибуты субстанций производны от этих первых:

воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение,

движение - модусы протяжения. Главное определение духовной субстанции - ее

неделимость, важнейший признак материальной - делимость до бесконечности.

Материальную субстанцию Декарт отождествляет с природой, а потому все в

природе, в том числе тела животных и человека, повинуются чисто

механическим законам и рассматриваются как сложные машины.

Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику и

идеалистическую гносеологию как учение о субстанции мыслящей.

В теории познания Декарт - идеалист. Он, как и Бэкон, считал, что

познание следует начинать со всеобщего радикального сомнения. Однако Декарт

- не скептик и не агностик. Он признавая, что в познании есть нечто,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты