укажем два главных.
Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математики в начале ХХ
в. (равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась
математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с
различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими
затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что
корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания
математики? Логика и некоторый искусственный язык, а также философия.
Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб
Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно резко
высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не
меньше путаницы, чем в математике.
Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в
английских университетах начала ХХ века. Для английских философов,
вспомните Локка, всегда был характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность,
антисхоластичность. Можно даже сказать так: англичане меньшие идеалисты,
чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возобладал
идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что
идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное положение дел. В философии
надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы
для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со
стремлением к ясной философии. Ясность философии связывалась прежде всего с
языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и
непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний
внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что
ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека
фактах. Сравните выражения: "У меня острая зубная боль" и "На улице идет
дождь". Только второе выражение является общезначимым. Отметим также, что
англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили
в центр философского анализа не искусственные языки математики и логики, а
естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу
вполне определенных оснований.
Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур
Укажем на основные идеи основателей аналитического движения в
философии.
- Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она
начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или
ложным, а это - задача логики.
- Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов, т.е.
она имеет языковой характер. Первые философские вопросы: что есть слово?
что есть предложение?
- По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения
могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние
вавилонские астрономы знали, что "утренняя звезда" и "вечерняя звезда" -
это планета Венера. Два рассматриваемых выражения имеют одинаковое
значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют
различную информацию. Часть логической путаницы заключается в
отождествлении значения имени и его смысла.
- Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать,
считает Рассел, ложных представлений. Предметное содержание следует
сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо
(это, по Расселу, есть его вариант "бритвы Оккама"; британский философ
Оккам выступал против преумножения сущностей).
- Мур выступал в "защиту здравого смысла" в философии.
- Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.
постмодернизм
Слово "постмодерн" означает после модерна. Французское слово "модерн"
означает современный. Постмодерн - это прежде всего философия, которая
направлена против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что
феноменология, герменевтика, аналитическая философия по сути своей не
отказались от идеалов нововременной философии. Постмодернисты готовы к
самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека
в "объятиях тоталитаризма": жесткие логические схематики, окончательные
выводы, всяческий поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами,
властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия,
насаждение необоснованных ценностей, стремление к непременному согласию
между людьми, умаление эмоционального и чувственного, культивирование
устаревших эстетических и моральных идеалов.
Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма,
чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности,
несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к
признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.
Деррида: метод деконструкции
Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно достичь, считают
постмодернисты, в определенном варианте лингвистической философии. Снова в
центр философствования ставится язык, но не столько речь, сколько письмо,
письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою
позицию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же
открыто для самых различных его интерпретаций. С этой целью Деррида как раз
и настаивает на деконструкции.
Речь идет о том, чтобы разобрать, разложить на части структуры -
философские, политические, культурные. Для каждого слова надо искать его
заменители (с этим мы отчасти уже знакомы по семейному сходству слов).
Нужно показать, что именно ты усмотрел в данном слове или высказывании, при
этом широко используются метафоры, символы, описания слов в словарных
статьях.
Суть философствования Деррида состоит в высказывании той же самой вещи,
но и другой, в переписывании ее. Переписывать следует "в слове, которое
оказалось бы и более красивым. Когда я говорю об этом написании другого,
которое окажется более красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и
шанс поэмы". Другими словами, рискуй в поисках красоты. К этой точке зрения
близок другой французский философ, Ролан Барт, который понимал текст как
"никакой власти, немного знания, толика мудрости и как можно больше
ароматной сочности". Короче, текст должен доставлять удовлетворение,
наслаждение.
лиотар: этика и эстетика возвышенного
Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия
ориентирована эстетически. Лиотар, один из лидеров постмодернизма,
развивает в этой связи своеобразно понятую эстетику возвышенного.
Возвышенное понимается как единство удовольствия и боли, сотворение
непредставимого. Эстетика возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы
"зримыми представлениями намекнуть на непредставимое". Увидеть можно
красивое и прекрасное, но не возвышенное. Квадрат Малевича не является
иллюстрацией к геометрии, он намекает на то неуловимое, которое как раз и
вызывает чувство возвышенного.
Постмодернизм давно завоевал себе право на существование, особенно в
мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде
всего туда, где имеют дело с многозначимостью (в этой связи мы предлагаем
компьютерфэнам поразмыслить над тем, что представляет собой гипертекст,
гиперсреда, гиперпространство и так называемая виртуальная реальность: все
больше нелинейных связей, все больше мнимого).
Основные положения постмодернизма:
- Язык - главная среда человеческого существования.
- Слова, текст надо деконструировать (Деррида), рассеивать (Фуко).
- Назначение текста - доставлять удовольствие (Барт), чувство
возвышенного (Лиотар).
- Меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерного согласия,
больше чувственности, иронии, нестабильности.
основные выводы по всему выше сказанному:
- Современная философия состоит из направлений, которые взаимно
дополняют друг друга.
- Феноменология рассматривает специфику "работы" сознания человека.
- Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире.
- Философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка.
- Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тексты в том
числе.
- Диалектический и исторический материализм считает базисными
реалиями в универсальном смысле материю, а применительно к обществу
совокупность производительных сил и производственных отношений.
- Традиционная русская философия понимает мир с позиций православно-
религиозного единства любви, добра, истины и красоты.
- Главная формула индийской философии: Атман есть Брахман.
- Основной интерес китайской философии - этическое регулирование
отношений между людьми в обществе.
14. Философия Нового времени.
Реализация идеи автономной философии в XVII в.
Идея автономной философии впервые была реализована французским
мыслителем РЕНЕ ДЕКАРТОМ (1596-1650). Он, в отличие от Бэкона, был уже
философом Нового времени.
В истории новой философии Декарт занимает особое место как создатель
дуалистического философского учения. Он сделал попытку построить
философскую систему на основании признания одновременного самостоятельного
существования сознания и материи, души и тела. Декарт, таким образом,
расчленил единый материальный мир на две независимые друг от друга части,
именуя каждую из них субстанцией.
Основное свойство духовной субстанции - мышление, материальной -
протяжение. Остальные атрибуты субстанций производны от этих первых:
воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение,
движение - модусы протяжения. Главное определение духовной субстанции - ее
неделимость, важнейший признак материальной - делимость до бесконечности.
Материальную субстанцию Декарт отождествляет с природой, а потому все в
природе, в том числе тела животных и человека, повинуются чисто
механическим законам и рассматриваются как сложные машины.
Дуализм субстанций позволяет Декарту создать материалистическую физику и
идеалистическую гносеологию как учение о субстанции мыслящей.
В теории познания Декарт - идеалист. Он, как и Бэкон, считал, что
познание следует начинать со всеобщего радикального сомнения. Однако Декарт
- не скептик и не агностик. Он признавая, что в познании есть нечто,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76