Кандидатский по философии

познанию механизмов стабилизации, обеспечению устойчивого развития,

минимизации превращения в действительность возможных непредсказуемых

процессов и явлений.

В связи с этим вспоминаются знаменитые слова одного из величайших умов

XX в. Альберта Эйнштейна. Его как-то спросили: чем будут сражаться люди в

третьей мировой войне? Он ответил, что не знает, чем они будут сражаться в

третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне

сражаться будут дубинами.

При всех успехах науки, техники, технологий главная надежда все же

связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше

называли провидением, а сегодня - законами истории и закономерностями

развития общества, сделать все для того, чтобы предотвратить вселенскую

катастрофу.

Подведем итоги. Общество - это сверхсложная система, включенная в

суперсистему Космоса и Земли и обладающая значительной спецификой в своем

происхождении, функционировании и развитии. Источник ее развития

представляет собой единство разных сил - природных, собственно социальных и

духовных. Соотношение их в ходе истории меняется и никогда не может быть

предсказано с абсолютной точностью.

Общество - вероятностная система с еще далеко не полностью

реализованными потенциальными возможностями и с закономерной

непредсказуемостью многих событий. Есть основания полагать, что мировая

цивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо без промедления

решать глобальные проблемы современности и определять новые горизонты

развития. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия

культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и

экономических концепций.

Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при

исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения

права каждого человека и биосферы в целом на существование в соответствии с

их предназначением и сущностью.

21. Философские проблемы взаимодействия природы и общества

Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не

включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и

общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество",

"человек и общество". Общество и человек имеют определенную природную

основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто

используемое выражение "вторая природа", т.е. "очеловеченная природа",

может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она

остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он

придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как

природа в ее символическом значении.

Весьма близки по своему значению понятия "природа" и "материя". Материя

— это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит

психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.

Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя.

Когда используется понятие "природа", то обычно предполагается некоторое

отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами,

понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию

материи. По этой причине нам привычны высказывания типа "отношение человека

к природе" и режет ухо высказывание типа "отношение человека к материи".

Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи

используется ныне весьма редко.

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом

философского анализа.

Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся

древнегреческие философы воспринимали природу | как полноту бытия,

эстетически прекрасное, результат целесооб- ' разной упорядочивающей

деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо

превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится

не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию

ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко

над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к

возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек

может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление

плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным

ритмам.

Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы,

дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого

противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и

довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира. Бога и

природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в

силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто

выступали с позиций гилозоиз-ма, считая Космос живым (гиле — жизнь) целым.

Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг "Назад к природе".

Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала

философии. Впоследствии лозунг "Назад к природе" будет приобретать

популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение "зеленых") и

другим основаниям.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного

анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности

человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают.

Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение

человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а

затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому

отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до

наших дней.

Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы,

которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося

человечества, была выражена в концепции ноосферы, французских философов

Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В.И. Вернадского.

Ноосфера — это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в

начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концептуальные идеи получили

детальную разработку в особой науке — экологии.

Наша краткая историческая справка показывает, что человек всегда

находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он

определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в

условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно

вынужден проверять природу на "человечность". С этой целью он использует

все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного

содержания. Совершенно очевидно, например, что в изучении животных

исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при

изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от

камней обладают психикой, которую изучает специальная наука, зоопсихология.

Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что

человек способен познавать природные явления и регулировать свои

взаимоотношения с ними.

На наш взгляд, есть четыре фундаментальных факта, которые выражают

"человеческое лицо" природы.

Во-первых, природа такова, что она обладает возможностью порождения

человека. Из физики известно, что фундаментальные структуры бытия

характеризуются так называемыми константами: постоянная Планка, скорость

света, гравитационная постоянная и другие. Выяснено, что если бы эти

константы были хотя бы в незначительной степени другими, то устойчивые

структуры типа человеческого тела не могли бы существовать. В отсутствие

человека некому было бы познавать природу. Вселенную. Вселенная такова, что

возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

Во-вторых, человек рождается "из природы". На это указывает хотя бы

процесс деторождения.

В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором

только и возможно появление неприродного, т.е. специфически человеческого

бытия, психики, сознания и т.п.

В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои

неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом

общественной, социальной жизни.

Чтобы обеспечить свое существование, человек должен как можно больше

знать о природе.

Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума

Физики, космологи, астрономы обнаружили целый ряд явлений, которые они

пытаются объяснить на основе единой модели. Известно, например, что

Вселенная в каждой точке находится в состоянии расширения. Но она

расширяется не куда-то, а просто увеличивается в размерах. У Вселенной нет

центра, от которого могли бы удаляться галактики. Почему "все разбегаются",

ведь между галактиками существуют не силы отталкивания, а силы притяжения:

это всем известные силы гравитации. Ответ ученых гласит, что 18 миллиардов

лет назад произошел Большой взрыв, в результате которого в процессе

охлаждения Вселенной возникли элементарные частицы, тела, звезды, планеты

и, наконец, человек. Взрыв произошел в силу особых свойств вакуума. Не

теперешнего вакуума, который, как известно, также обладает весьма

причудливыми свойствами, а вакуума, существовавшего до Большого взрыва. По

мере остывания космический материал испытывал последовательные фазы

перехода. Жизнь возникала в холодной Вселенной.

Холодная Вселенная привела к формированию уровней организации природы

(материи), которые образуют некоторую иерархию: элементарные частицы,

атомы, молекулы, макротела.

Уровни организации неживой природы следующие: вакуум, элементарные

частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы

галактик, метагалактика.

Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (ДНК, РНК,

белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы.

Уровни организации природы выражают ее строение, структуру. Но каждый

объект природы активен, в силу чего он способен к движению, изменению. На

фундаментальном уровне материи, т.е. в вакууме и мире элементарных частиц,

активность выступает как взаимодействие частиц, в результате которого

нарождаются новые частицы. Существуют четыре типа взаимодействия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты