Кандидатский по философии

(аджива - санскр., противоположное дживе - см. далее) и духовная (джива -

санскр., букв. - живущий, живой). Связующим звеном между ними является

карма, понимаемая как тонкая материя, образующая тело кармы и дающая

возможность душе соединиться с грубой материей. В итоге такого соединения

возникает индивид, душу которого карма сопровождает в бесконечной цепи

перерождений.

Кармы (у джайнистов их насчитывается восемь видов) в основе имеют два

фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства

души, приобретенные ею, согласно джайнизму, будучи совершенной в своей

естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте

перерождений. Освобождение человека от пут сансары произойдет лишь тогда,

когда он постепенно избавится от злых и добрых карм.

Джайнисты верят, что духовная суть человека может управлять материальной

сутью и контролировать ее. Лишь он сам решает, что есть добро и зло и к

чему отнести все то, что встречается ему в жизни. В джайнизме бог не

рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие

дела. Бог - всего лишь душа, которая жила в материальном теле и

освободилась от пут кармы и цепи перерождений.

Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь при

помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое

внимание разработке этики (греч, этика, от этикос - касающийся

нравственности, выражающий нравственные убеждения), традиционно называемой

три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании,

обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда

правильном знании и, наконец, о правильной жизни. Первые два принципа

касаются прежде всего веры в джайнистское учение и его знания. Правильная

жизнь означает по сути большую или меньшую степень аскезы. Эти принципы

лежат в основе различных клятв, даваемых монахами и монахинями джайнистских

общин. В них, в частности, абсолютизированы требования непричинения зла

живым существам, полового воздержания, отстранения от мирского богатства и

др. Путь освобождения души от самсары - сложный и многофазный. Целью

является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам, и никто

ему не может помочь.

Составной частью джайнистского канона являются также различные

умозрительные построения, например, об упорядочении мира. Космос, согласно

джайнизму, вечен. Он не был никогда создан и не может быть уничтожен.

Представления об упорядоченности мира исходят из науки о душе, которая

постоянно ограничивается материей кармы. Души, обремененные ею в большей

степени, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются от

кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут предельной

границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных

сущностях (джива-аджива), об отдельных компонентах, из которых состоит

космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и времени.

С течением времени в джайнизме сформировались два направления, которые

отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды

отстаивали дигамбары (санскр., букв. - одетые воздухом, т.е. отвергающие

одежду), более умеренный подход провозглашали шветамбары (санскр., букв. -

одетые в белое). Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в

Индии и поныне.

БУДДИЗМ. В VI в. до н.э. в Северной Индии возникает буддизм - учение,

основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 гг. до

н.э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В

возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын),

неудовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в "бездомность". После

многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т.е.

постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно

традиции, впоследствии он был назван Будда (букв. - Пробужденный).

Центром учения является практическая доктрина "спасения", или

"освобождения". В основе ее лежат ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ:

Существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь,

старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным,

невозможность достичь желаемого - все это ведет к страданию.

Причиной страдания является жажда (тршна), ведущая через радости и страсти

к перерождению, рождению вновь.

Устранение причин страдания заключается в избавлении от этой жажды.

Путь, ведущий к устранению страданий, - благой восьмеричный путь -

заключается в следующем: правильное суждение, правильное решение,

правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление, правильное

внимание и правильное сосредоточение.

Страдание буддизм определяет не как переживание какого-то конкретного

состояния, а как его ожидание, ожидание реального страдания, более того -

ожидание эффектов самого этого ожидания: ощущений страха, тревоги и др. В

буддизме страдание, таким образом, выступает как состояние бесконечного

беспокойства, общей нелегкости, напряженности, неудовлетворенности. В этом

смысле страдание оказывается эквивалентом желания, которое в буддизме

считается психологической причиной страдания.

Представление о бытии как страдании усугубляется тем, что буддизм

принимает концепцию перерождений (сансара). Смерть в буддизме,

следовательно, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой

жизни и поэтому - к новым страданиям. Смерть - это неоднократный переход к

новой жизни.

В буддийских канонах особое внимание уделяется дальнейшему уточнению

понятия "жажда" (тршна). Анализируется его возникновение и влияние,

выделяются три ее главных типа: жажда чувственных наслаждений (кама), жажда

воплощения (бхава) и жажда самоуничтожения (вибхава). Постепенно понятие

"жажда" замещается понятием рага (желание, стремление), и вся эта сторона

учения приобретает несколько иное содержание. Кроме того, возникает еще

одна концепция, которая указывает в качестве причины страданий незнание

(авидья) - здесь незнание истинного пути, ведущего к освобождению от

страданий, и исходя из этого, конструируется сложная, двенадцатичленная

цепь причин возникновения страдания.

На этой основе разрабатывается содержание каждого из разделов

восьмеричного пути. Правильное суждение отождествляется с правильным

пониманием жизни как юдоли (церк.-слав., букв. - долина; место, где

страдают и мучаются) скорби и страданий, правильное решение понимается как

решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. Правильная речь

характеризуется как бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.

Правильная жизнь заключается в соблюдении предписаний нравственности -

знаменитых буддийских пяти заповедей (панчашила), которых должны

придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы:

не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных

половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться

опьяняющими напитками. Анализируются и остальные ступени, которые

рассматриваются как подготовка к последней ступени - вершине восьмеричного

пути: правильному сосредоточению. Последнее, характеризуемое четырьмя

степенями погружения, (джхана), относится к медитации (лат. медитацио, от

медитор - размышляю, обдумываю) и медитационной практике.

Вот почему в основе буддийской концепции поведения лежит сознание

внутренней отдаленности субъекта всему, что его окружает. Так называемый

средний путь, например, одинаково отвергает погружение в чувственные

удовольствия и умерщвление плоти. Состояние совершенной несвязанности с

внешним бытием, абсолютной от него отрешенности и самоуглубленности есть

освобождение, или нирвана (санскр., букв. - остывание, угасание,

затухание).

Нирвана означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих

стремлений. Она предполагает отсутствие конфликта с окружающим,

установление шуньи (санск., букв. - пустота), которое означает

психологическое состояние ощущения пустоты, равное снятию проблемы "бытие-

небытие" ("реальность-нереальность"), "субъект-объект" и т.п., что служит

главным признаком состояния "освобождения" или нирваны.

Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего

безотносительно к субъекту следует вывод о неабсолютности божества. В

буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и проч., т.е. вообще

как в безусловно верховном существе. Бог как высшее существо внутренне

присущ достигшему освобождения человеку, что по существу означает

тождественность человека богу.

Итак, древнеиндийскую философию в целом отличает умозрительность, слабая

связь с наукой, сосредоточенность на специфически понимаемой проблеме

спасения.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Становление древнекитайской философии, как и древнеиндийской, связано с

ломкой традиционных общинных отношений, вызванной экономическим прогрессом,

появлением денег и частной собственности, ростом научных знаний, в первую

очередь в области астрономии, математики и медицины, которые создали

благоприятную почву для духовных

перемен. Примечательно, что и в Китае первыми "оппозиционерами"

выступали аскетировавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху "Чжань го"

("борющихся царств") наступление "золотого века" китайской философии. Хотя

отдельные философские идеи модно обнаружить в еще более древних памятниках

культуры, каковыми в Индии были Упанишады и отчасти Ригведа, а в Китае -

"Ши цзин" ("Канон стихов") и "И цзин" ("Книга перемен"), философские школы

здесь складываются одновременно - приблизительно в VI в. до н.э. Причем в

обоих регионах философия, достаточно длительное время развивавшаяся

анонимно, отныне становится авторской, связанной с именами Гаутамы-Будды,

основателя джайнизма .Махавиры, первого китайского философа - Конфуция,

даосского мудреца - Лао-цзы и др.

Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились

с ведизмом, то в Китае - с конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии, как

отмечалось выше, размежевание на отдельные школы не привело к официальному

признанию приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то

время как в Китае конфуцианство во II в. до н.э. добилось государственного

статуса идеологии, сумев сохранить его до нового времени. Наряду с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты