Кандидатский по философии

основанного на вере в существование Бога (или богов), -высшей потусторонней

сверхъестественной силы, сотворившей мир и человека в нем. Многие ученые

считают, что подобное понимание не учитывает опыта конфессий <к примеру,

конфуцианства мли буддизма), которые вполне "обходятся" без бога в

христианском или мусульманском его понимании'. Большинство специалистов

связывает феномен религии с особой формой человеческого опыта, одинаковой

для всех конфессий, - верой

в священное, сакральное. Представления о священном разнятся у разных

народов. На ранних этапах развития религии они совпадают с представлением о

необычном, не укладывающемся в нормальный ход вещей, и лишь позднее

обретают этические характеристики, становясь воплощением абсолютного блага,

истины, красоты.

Каковы бы ни были разногласия в определении понятия религии, все

исследователи согласны с тем, что она выполняет важнейшие функции в

общественной жизни. Для отдельно взятых человеческих индивидов, как

полагает М.Иингер, религия становится средством решения "последних,

конечных" проблем жизни, выступает как "отказ капитулировать перед

смертью", как попытка не позволить вражде восторжествовать в человеческих

отношениях. "Религиозное существование включает веру человека в то, что

зло, боль, разрушение и гибель, несправедливость и бесправие относятся не к

случайным, но к фундаментальным условиям жизни и что все же есть силы и

действия (священные), благодаря которым человек способен преодолеть зло во

всех его обличиях'".

Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство

социальной интеграции, сплочения людей на почве общих верований, придающих

высший смысл их деятельности" утешающих их в случае разочарования и тем

самым препятствующих хаотиэации общественной жизни.

В социальном плане религия реализуется как особый социальный институт -

церковь, служители которой выступают своеобразными "посредниками" между

Богом и людьми. Конечно, не все философы и социологи положмтельно оценивали

роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К.Маркса к религии

как к искаженной форме сознания, способствующей эксплуатации народных масс,

"опиуму для народа". Отрицательно относился к религии и З.Фрейд,

рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического

опьянения.

Многие мыслители, руководствовавшиеся идеалами Просвещения, были

убеждены во временном характере религиозных верований, полагая, что религия

непременно падет под ударами развивающейся науки. Упадок религии в XIX и XX

вв. казался многим симптомом ее надвигающейся гибели.

События последних десятилетий XX в., однако, вновь подтвердили

устойчивость религиозной системы ценностей, самостоятельную нишу в

человеческой культуре, присущую религии, которую нельзя рассматривать как

альтернативу науки, "пережиток" общественного сознания .

Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки

ее возникновения и ранние формы ее существования.

Анимизм - это система взглядов, основанная на персонификации природных

явлений, антропоморфном наделении их свойствами и способностями человека.

Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души

порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого

лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью

объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что

является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во

сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и

другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или

отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что

закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему

предохранительных обрядов, цель которых - не позволить им являться в виде

призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела

из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного

захоронения, поминальные обряды и т.д.).

Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных

теней. Особенно часто и непрошенно являются призраки тех душ, тела которых

не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно

убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех

религиях.

Тотемизм - система первобытных представлений, основанная на вере в

сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми

могут выступать виды животных и растений, реже - явления природы и

неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и

прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные.

Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и

входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов

(фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно - от камня

необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде

статуэтки (идолы). С.Л.Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому,

возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых

родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной

родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире

таинственных сил'".

Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают

статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов -предметов для

ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные

функции.

Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с

первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться

дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно

это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана

забывается и он превращается в предмет украшения.

Магия - первобытные представления о возможности сверхъестественного

воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и

т.д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность

человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в

мышлении веши, несоединимые в реальности. В результате создается система

связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать

на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование

злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его

окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным

миром, он пытался их построить и с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических

действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален

и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому

эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по

результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата

всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий

или просто более сильное противодействие других духов.

Магия как средство практического воздействия на мир связана с

конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную,

лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. По Дж. Фрезеру магия может

быть подражательной, в этом случае воздействие на реальный объект

осуществляется манипулированием над его образом.

В своей рафинированной, наукообразной форме магия представляет собой

особый раздел оккультизма, выступая как средство связывания мира духовного

и реального через обращение к астральным силам. Несмотря на то что целый

ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы

магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях. Огромное

разнообразие религиозных систем не позволяет подробно их изложить в данном

пособии, поэтому мы выборочно расскажем о наиболее крупных из них.

К национально-государственным религиям современного мира относится

множество религиозных систем, которые выросли на национальной почве,

связаны с национальными традициями и древними верованиями, языком.

Объединение людей в рамках таких религий осуществлялось по этническому и

национальному признакам. Поэтому они, как правило, были локализованы в

соответствующих странах.

Иудаизм возникает как религия древних евреев, которые в начале 2-го

тысячелетия поселились в Палестине. Это одна из немногих религий мира,

которая дошла да нас в почти неизменном виде. Иногда ее называют религией

Моисея, по имени вождя еврейских племен.

Данная религия знаменует собой переход от многобожия к единобожию.

Богом выступает Яхве как управитель -всего мира. Основным источником

является наиболее древняя часть Библии - Ветхий Завет, в котором

рассказывается о сотворении мира и грехопадении человека, о всемирном

потопе, о патриархах еврейского народа, об исходе евреев в Палестину и т.д.

После грехопадения /4дама Бог заключает союз с еврейским народом, который в

силу этого становится "богоизбранным". В Ветхом Завете излагаются

нравственные нормы взаимоотношений между людьми. Одним из центральных

моментов иудаизма была идея спасения как результата следования божьей воле

и мысль о приходе Спасителя человечества - мессии, который должен построить

на земле царство божье.

Индуизм - одна из наиболее распространенных форм религии" которая

возникает в- 1-м тысячелетии н.э. как результат соперничества между

брахманизмом и молодыми религиями: буддизмом и джайнизмом. ЛкаЛиизм

представляет собой религии", которая возникла в этот же период и в основе

ценностей которой лежит идея о мире как воплощении зла. Поэтому человек

должен вести аскетический образ жизни, чтобы освободиться от бренности

земного существования. Локализуется в пределах Индии.

В брахманизме центральной идеей является идее* перевоплощения и

переселения души человека в другое тело. Главными богами признаются Вишну и

Шива. Этическая идея данной религии заключалась в том, что поступки,

совершаемые людьми в настоящей жизни, повлияют и на дальнейшие

перевоплощения человека в других жизнях. Брахманизм постепенно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты