Кандидатский по философии

уже античными авторами — Гиппократом, Геродотом, По-либием. Но

историческими предпосылками возникновения цельной концепции географического

детерминизма послужили великие географические открытия, вызвавшие бурное

экономическое, а соответственно и социально-политическое развитие Европы.

На этапе своего формирования географизм сыграл прогрессивную роль, ибо он

явился альтернативой и теологическому объяснению социальных явлений и

философскому идеализму — как объективному, объясняющему историю

предопределением, сверхъестественным вмешательством, так и субъективному с

его концепцией истории как случайного стечения обстоятельств. В

противоположность им географизм за основу общественного развития принял

фактор материальный. Но поскольку географический фактор в действительности

является Далеко не определяющим, то и концепция эта оказалась лишь слабым

выражением материализма в социологии. И именно поэтому она очень часто

сдавала и сдает свои позиции идеализму, а в политическом отношении

оказывается нередко на вооружении реакционных сил.

Наглядным примером этого служит социально-философская Школа, известная

под названием геополитики. Возникнув в тридцатых годах нашего века в

Германии, она выполняла определенный социальный заказ — оправдать

агрессивную политику нацистского государства стесненными географическими

условиями. Если Германия в течение XX в. дважды развязывала мировые войны,

рассуждали они, то виноват в этом вовсе не общественный строй и

политический режим, а недостаточная обеспеченность страны сырьевыми и

энергетическими ресурсами. Геополитическое понятие «жизненного

пространства» и сегодня широко используется реваншистскими элементами в

Германии и определенными кругами в других странах для обоснования своих

экспансионистских программ.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Если великие географические открытия и первичные, лежащие на

поверхности осмысления огромного фактологического материала, последствия

сказались в философии зарождением и мощным всплеском географического

детерминизма, то следствия глубинные, приведшие к эпохе революционной смены

феодализма капитализмом в Западной Европе, создали предпосылки и для более

глубокого философского проникновения в сущность социальных явлений. Речь

идет о предпосылках возникновения исторического материализма.

Многовековое господство идеализма в социологии имело свои социальные

корни, т.е. были объективные обстоятельства, не позволившие социальной

философии придти к материализму на более ранних этапах исторического

развития.

Во-первых, до периода капитализма история двигалась вперед крайне

медленно и поэтому трудно было обнаружить поступательный характер развития

общества, а тем более вскрыть закономерности прогресса и причины смены

одних форм социального устройства другими. Человек рождался, умирал, а

общественный строй оставался таким же, как при его дедах и прадедах. В

таких условиях правомерной была мысль, что «так было и так будет» либо что

жизнь это — «круговорот».

Во-вторых, до периода капитализма чрезвычайно замедленные темпы

развития скрадывали и определяющую роль материального производства.

Капитализм придал развитию общественного производства невиданный доселе

темп. Только в этих условиях определяющее воздействие материального

производства на политику, идеологию, на все стороны каждодневной

жизнедеятельности людей стало очевидным. Тем самым ходом общественного

развития был подготовлен важнейший вывод исторического материализма.

В-третьих, до периода капитализма в связи с отсутствием массовых

революционных потрясений действительно могло казаться, что мнения

выдающихся личностей правят миром. Но падение Бурбонов, кратковременное

торжество и низвержение ряда партий по ходу Французской революции,

господство и падение Наполеона наталкивали на мысль о том, что в

общественной жизни господствуют силы более могущественные, чем воля

королей, мыслителей, полководцев. Тем самым исторически был подготовлен

вывод об объективных законах развития общества, реализуемых благодаря

активной деятельности людей, прежде всего — народных масс.

В-четвертых, до периода капитализма внутренняя связь между социальными

процессами и их причинами была запутана, завуалирована и ее трудно было

обнаружить. С развитием капитализма эта связь все более и более выявлялась,

в особенности в связи с открытыми и массовыми социальными столкновениями.

Ф.Энгельс писал: «Отношения так упростились, что только люди, умышленно

закрывавшие глаза, могли не видеть, что в борьбе этих трех больших классов

и в столкновении их инте* ресов заключается движущая сила всей новейшей

истории»'. Тем самым исторически был подготовлен вывод о роли классов и

классовой борьбы.

К.Маркс и Ф.Энгельс впервые распространили материализм на объяснение

самой сложной формы движения мате^ рии — социальной. Они сумели разобраться

в кажущемся хаосе общественных отношений, четко подразделив общественные

отношения на материальные и идеальные (духовные) и обнаружив первичность

материальных отношений и вто-ричность духовных. В свою очередь материальные

отношения предстали в их анализе, с одной стороны, как экономические, с

другой — как внеэкономические (например, отношения в связи с

воспроизводством человека). На огромном фактическом материале было

доказано, что именно экономические отношения определяют собой и все иные

материальные, и все идеальные отношения, т.е. жизнь общества в целом.

Принцип первичности общественного бытия и вто-ричности общественного

сознания является коренным принципом материалистического понимания истории.

Для решения основного вопроса философии применительно к обществу

исторический материализм принципиально переработал категории «общественное

бытие» и «общественное сознание».

Общественное бытие — это материальные условия жизни общества и

материальные отношения людей друг к другу и к природе. Свойством

материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе

становления и развития общества и существуют независимо от общественного

сознания.

Структура общественного бытия выглядит следующим образом. В

материальные условия жизни общества входят:

а) материально-техническая база жизнедеятельности людей. Под ней

имеется в виду не только материально-техническая база самого

непосредственного производства (орудия труда и предметы труда), но и

соответствующие условия для удовлетворения материальных и духовных

потребностей (средства общения, информации и т.д.);

б) географические условия жизни общества (богатство фауны и флоры,

климат; энергетические ресурсы; запасы полезных ископаемых; количество и

степень плодородия земли, пригодной для обработки); при этом географические

условия подразделяются на экономико-географическую среду, искусственно

созданную человеком на основе материального производства и физико-

географическую среду как совокупность естественных компонентов нашего

географического окружения;

в) демографические условия жизни общества (численность народонаселения,

его плотность, темпы роста, удельный вес самодеятельного населения, степень

удовлетворения материального производства рабочей силой, соотношение мужчин

и женщин в структуре населения, состояние его здоровья).

В материальные общественные отношения входят:

а) производственные отношения, т.е. те отношения, в которые вступают

люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления

материальных благ;

б) материальные стороны других общественных отношений. Дело в том, что

во многих общественных отношениях сочетаются элементы и материальных и

идеальных отношений. Примером таких «комплексных» отношений могут служить

семейные. Такая их сторона как отношение по поводу воспитания детей

несомненно является материальной в основе своей (биологической);

в) экологические отношения — отношения людей к природе, а точнее,

отношения между людьми по поводу их отношения к природе.

Понятие общественного сознания выработано К. Марксом и Ф.Энгельсом в

процессе материалистического объяснения истории и определяется в

диалектической взаимосвязи с понятием общественного бытия. Подвергнув всю

предшествующую историю научному анализу, К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к

выводу, что общественное сознание есть отражение общественного бытия:

«Сознание (das Bewustsein) никогда не может быть чем-либо иным, осознанным

бытием (das bewuste Sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни...

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание»'.

Общественное сознание — это сложная система чувств, взглядов, идей,

теорий, в которых отражается общественное бытие. Подобно тому как общество

не есть простая сумма составляющих его людей, так и общественное сознание

представляет собой не сумму индивидуальных сознаний членов общества, а

целостное духовное явление. В понятии «общественное сознание» мы

отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те

чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом или

для определенной социальной группы.

Общественное сознание как духовная сторона исторического процесса

выполняет две основные функции, генетически и актуально связанные друг с

другом. Во-первых, это функция отражения общественного бытия, по отношению

к которому оно является вторичным. Преодолев созерцательность старого

материализма, понимание им вторичности сознания как синонима его

пассивности, исторический материализм четко выделил и вторую основную

функцию общественного сознания — его активное обратное воздействие на

общественное бытие.

Во второй половине XIX — начале XX вв. наряду с историческим

материализмом (а в известной степени и в противовес ему) возникает ряд

новых социально-философских парадигм, которые следует хотя бы вкратце

рассмотреть особо.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

К биологическому детерминизму относятся учения и школы, возникшие во

второй половине XIX в. в немарксистской социальной философии на единой

принципиальной основе — понимание общественной жизни через законы и

категории биологии.

Появление биологического направления в социально-философском знании

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты