уже античными авторами — Гиппократом, Геродотом, По-либием. Но
историческими предпосылками возникновения цельной концепции географического
детерминизма послужили великие географические открытия, вызвавшие бурное
экономическое, а соответственно и социально-политическое развитие Европы.
На этапе своего формирования географизм сыграл прогрессивную роль, ибо он
явился альтернативой и теологическому объяснению социальных явлений и
философскому идеализму — как объективному, объясняющему историю
предопределением, сверхъестественным вмешательством, так и субъективному с
его концепцией истории как случайного стечения обстоятельств. В
противоположность им географизм за основу общественного развития принял
фактор материальный. Но поскольку географический фактор в действительности
является Далеко не определяющим, то и концепция эта оказалась лишь слабым
выражением материализма в социологии. И именно поэтому она очень часто
сдавала и сдает свои позиции идеализму, а в политическом отношении
оказывается нередко на вооружении реакционных сил.
Наглядным примером этого служит социально-философская Школа, известная
под названием геополитики. Возникнув в тридцатых годах нашего века в
Германии, она выполняла определенный социальный заказ — оправдать
агрессивную политику нацистского государства стесненными географическими
условиями. Если Германия в течение XX в. дважды развязывала мировые войны,
рассуждали они, то виноват в этом вовсе не общественный строй и
политический режим, а недостаточная обеспеченность страны сырьевыми и
энергетическими ресурсами. Геополитическое понятие «жизненного
пространства» и сегодня широко используется реваншистскими элементами в
Германии и определенными кругами в других странах для обоснования своих
экспансионистских программ.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Если великие географические открытия и первичные, лежащие на
поверхности осмысления огромного фактологического материала, последствия
сказались в философии зарождением и мощным всплеском географического
детерминизма, то следствия глубинные, приведшие к эпохе революционной смены
феодализма капитализмом в Западной Европе, создали предпосылки и для более
глубокого философского проникновения в сущность социальных явлений. Речь
идет о предпосылках возникновения исторического материализма.
Многовековое господство идеализма в социологии имело свои социальные
корни, т.е. были объективные обстоятельства, не позволившие социальной
философии придти к материализму на более ранних этапах исторического
развития.
Во-первых, до периода капитализма история двигалась вперед крайне
медленно и поэтому трудно было обнаружить поступательный характер развития
общества, а тем более вскрыть закономерности прогресса и причины смены
одних форм социального устройства другими. Человек рождался, умирал, а
общественный строй оставался таким же, как при его дедах и прадедах. В
таких условиях правомерной была мысль, что «так было и так будет» либо что
жизнь это — «круговорот».
Во-вторых, до периода капитализма чрезвычайно замедленные темпы
развития скрадывали и определяющую роль материального производства.
Капитализм придал развитию общественного производства невиданный доселе
темп. Только в этих условиях определяющее воздействие материального
производства на политику, идеологию, на все стороны каждодневной
жизнедеятельности людей стало очевидным. Тем самым ходом общественного
развития был подготовлен важнейший вывод исторического материализма.
В-третьих, до периода капитализма в связи с отсутствием массовых
революционных потрясений действительно могло казаться, что мнения
выдающихся личностей правят миром. Но падение Бурбонов, кратковременное
торжество и низвержение ряда партий по ходу Французской революции,
господство и падение Наполеона наталкивали на мысль о том, что в
общественной жизни господствуют силы более могущественные, чем воля
королей, мыслителей, полководцев. Тем самым исторически был подготовлен
вывод об объективных законах развития общества, реализуемых благодаря
активной деятельности людей, прежде всего — народных масс.
В-четвертых, до периода капитализма внутренняя связь между социальными
процессами и их причинами была запутана, завуалирована и ее трудно было
обнаружить. С развитием капитализма эта связь все более и более выявлялась,
в особенности в связи с открытыми и массовыми социальными столкновениями.
Ф.Энгельс писал: «Отношения так упростились, что только люди, умышленно
закрывавшие глаза, могли не видеть, что в борьбе этих трех больших классов
и в столкновении их инте* ресов заключается движущая сила всей новейшей
истории»'. Тем самым исторически был подготовлен вывод о роли классов и
классовой борьбы.
К.Маркс и Ф.Энгельс впервые распространили материализм на объяснение
самой сложной формы движения мате^ рии — социальной. Они сумели разобраться
в кажущемся хаосе общественных отношений, четко подразделив общественные
отношения на материальные и идеальные (духовные) и обнаружив первичность
материальных отношений и вто-ричность духовных. В свою очередь материальные
отношения предстали в их анализе, с одной стороны, как экономические, с
другой — как внеэкономические (например, отношения в связи с
воспроизводством человека). На огромном фактическом материале было
доказано, что именно экономические отношения определяют собой и все иные
материальные, и все идеальные отношения, т.е. жизнь общества в целом.
Принцип первичности общественного бытия и вто-ричности общественного
сознания является коренным принципом материалистического понимания истории.
Для решения основного вопроса философии применительно к обществу
исторический материализм принципиально переработал категории «общественное
бытие» и «общественное сознание».
Общественное бытие — это материальные условия жизни общества и
материальные отношения людей друг к другу и к природе. Свойством
материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе
становления и развития общества и существуют независимо от общественного
сознания.
Структура общественного бытия выглядит следующим образом. В
материальные условия жизни общества входят:
а) материально-техническая база жизнедеятельности людей. Под ней
имеется в виду не только материально-техническая база самого
непосредственного производства (орудия труда и предметы труда), но и
соответствующие условия для удовлетворения материальных и духовных
потребностей (средства общения, информации и т.д.);
б) географические условия жизни общества (богатство фауны и флоры,
климат; энергетические ресурсы; запасы полезных ископаемых; количество и
степень плодородия земли, пригодной для обработки); при этом географические
условия подразделяются на экономико-географическую среду, искусственно
созданную человеком на основе материального производства и физико-
географическую среду как совокупность естественных компонентов нашего
географического окружения;
в) демографические условия жизни общества (численность народонаселения,
его плотность, темпы роста, удельный вес самодеятельного населения, степень
удовлетворения материального производства рабочей силой, соотношение мужчин
и женщин в структуре населения, состояние его здоровья).
В материальные общественные отношения входят:
а) производственные отношения, т.е. те отношения, в которые вступают
люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления
материальных благ;
б) материальные стороны других общественных отношений. Дело в том, что
во многих общественных отношениях сочетаются элементы и материальных и
идеальных отношений. Примером таких «комплексных» отношений могут служить
семейные. Такая их сторона как отношение по поводу воспитания детей
несомненно является материальной в основе своей (биологической);
в) экологические отношения — отношения людей к природе, а точнее,
отношения между людьми по поводу их отношения к природе.
Понятие общественного сознания выработано К. Марксом и Ф.Энгельсом в
процессе материалистического объяснения истории и определяется в
диалектической взаимосвязи с понятием общественного бытия. Подвергнув всю
предшествующую историю научному анализу, К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к
выводу, что общественное сознание есть отражение общественного бытия:
«Сознание (das Bewustsein) никогда не может быть чем-либо иным, осознанным
бытием (das bewuste Sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни...
Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание»'.
Общественное сознание — это сложная система чувств, взглядов, идей,
теорий, в которых отражается общественное бытие. Подобно тому как общество
не есть простая сумма составляющих его людей, так и общественное сознание
представляет собой не сумму индивидуальных сознаний членов общества, а
целостное духовное явление. В понятии «общественное сознание» мы
отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те
чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом или
для определенной социальной группы.
Общественное сознание как духовная сторона исторического процесса
выполняет две основные функции, генетически и актуально связанные друг с
другом. Во-первых, это функция отражения общественного бытия, по отношению
к которому оно является вторичным. Преодолев созерцательность старого
материализма, понимание им вторичности сознания как синонима его
пассивности, исторический материализм четко выделил и вторую основную
функцию общественного сознания — его активное обратное воздействие на
общественное бытие.
Во второй половине XIX — начале XX вв. наряду с историческим
материализмом (а в известной степени и в противовес ему) возникает ряд
новых социально-философских парадигм, которые следует хотя бы вкратце
рассмотреть особо.
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
К биологическому детерминизму относятся учения и школы, возникшие во
второй половине XIX в. в немарксистской социальной философии на единой
принципиальной основе — понимание общественной жизни через законы и
категории биологии.
Появление биологического направления в социально-философском знании
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76