Кандидатский по философии

задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых

специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь

дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.

Деятельность социального института считается функциональной, если она

способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может

расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а

на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов

может вести к социальной дезорганизации общества.

К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим

образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень

подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете.

В штате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской

системой образования. Американцы срочно разработали систему практических

мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли

годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но

в целом советская, а затем российская система образования в период с 70-х

по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между

теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых

специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не

хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было

излишне много.

В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество

повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское

обществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в

области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии

и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания

технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч

необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за

собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить

ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых

традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет

страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной

внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще

не поддается исчислению.

Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными,

всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не

заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они

формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и

ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах

деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое

государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент,

правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в

обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону.

Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень

преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных

функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели

добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что

из этого получилось.

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных

процесса:

1. Жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;

2. Функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных

функций, появление и продолжение дисфункций;

3. Эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом

времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют

несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга:

1. Зарождение организации.

2. Период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.

3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим

деятельность, и становятся самоцелью).

4. Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и

жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или

реорганизуется в новый.

Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в

понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие

институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные -

сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно

справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения

растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает

средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры,

социальной помощи и др.

Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и

одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других

институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики,

фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров,

промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи,

проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию

школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной

состязаний между другими институтами общества.

Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той

же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре

подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию

как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения.

Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной

организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы

управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а

чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию,

сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между

ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной

конкуренции.

Итак, подытожим все вышесказанное и скажем, что социальный институт

предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий

исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности

общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом,

охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и

ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий,

университетов, фирм, агенств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют

персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и

увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный

институт – это приспособительное устройство общества, созданное для

удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных

норм.

Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых

социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов.

Это означает, что система социальных институтов, существующих

40. Социальные общности: понятие, формы, структура

Общество – это система, так как это совокупность элементов,

находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое,

способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру.

Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их

взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою

структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического

подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества

понимается его внутреннее устройство.

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на

экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии

социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту

общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая,

этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие

подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются

социальные группы, социальные институты и социальные организации.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ. КОНКРЕТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ОБЩНОСТЕЙ

Границы социальных групп могут охватывать различные по размеру

социальные общности. Мы очень четко определяем границы малых или больших

групп, оформленных в организации. Каждый из нас знает о своем членстве в

производственном коллективе, в партии или в спортивном обществе. Как мы

видим, в этих случаях важно, чтобы групп была либо малого размера, т.е. в

пределах охвата межличностных отношений, либо имела достаточно четкие

формальные границы, которые контролируются определенными конституционными

отношениями. В связи с этим члены общества, входя в некоторые группы, не

могут идентифицировать свое групповое членство и связи с другими группами

таких сообществ только на основе символического взаимодействия, или,

образцов, мотивов и установок жизни и стандарта потребления.

Наиболее часто такой вид членства в группе заметен, когда люди

воспринимают других по принципу принадлежности к определенному

имущественному слою, по происхождению, по принадлежности, по должностному

принципу. Во всех этих случаях мы сталкиваемся с образованием групп,

членство которых основано на совпадении или близости социального статуса.

Вместе с тем границы могут иметь не статусную природу, а определяться

различиями в социальных позициях. Такие группы формируются в обществе в

результате процессов дифференциации и стратификации. Для того чтобы понять

механизмы этих процессов, мы должны определить природу таких базовых

характеристик общества, как гетерогенность и неравенство и выделить систему

параметров составляющих основу этих характеристик. Благополучие человека в

обществе, его связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его

интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в

социальном пространстве.

Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов в

социальных группах показывают, что люди, обладающими одинаковыми или

близкими статусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения

друг с другом. Личности, находясь в окружении близких им по статусу людей,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты