задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых
специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь
дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.
Деятельность социального института считается функциональной, если она
способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может
расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а
на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов
может вести к социальной дезорганизации общества.
К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим
образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень
подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете.
В штате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской
системой образования. Американцы срочно разработали систему практических
мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли
годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но
в целом советская, а затем российская система образования в период с 70-х
по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между
теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых
специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не
хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было
излишне много.
В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество
повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское
обществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в
области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии
и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания
технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч
необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за
собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить
ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых
традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет
страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной
внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще
не поддается исчислению.
Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными,
всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не
заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они
формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и
ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах
деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое
государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент,
правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в
обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону.
Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень
преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных
функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели
добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что
из этого получилось.
ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных
процесса:
1. Жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
2. Функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных
функций, появление и продолжение дисфункций;
3. Эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом
времени, возникновение новых и отмирание старых функций.
В жизненном цикле института как социальной организации выделяют
несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга:
1. Зарождение организации.
2. Период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.
3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим
деятельность, и становятся самоцелью).
4. Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и
жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или
реорганизуется в новый.
Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в
понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие
институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные -
сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно
справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения
растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает
средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры,
социальной помощи и др.
Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и
одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других
институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики,
фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров,
промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи,
проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию
школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной
состязаний между другими институтами общества.
Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той
же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре
подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию
как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения.
Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной
организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы
управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а
чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию,
сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между
ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной
конкуренции.
Итак, подытожим все вышесказанное и скажем, что социальный институт
предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий
исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности
общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом,
охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и
ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий,
университетов, фирм, агенств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют
персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и
увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный
институт – это приспособительное устройство общества, созданное для
удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных
норм.
Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых
социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов.
Это означает, что система социальных институтов, существующих
40. Социальные общности: понятие, формы, структура
Общество – это система, так как это совокупность элементов,
находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое,
способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру.
Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их
взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою
структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического
подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества
понимается его внутреннее устройство.
По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на
экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии
социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту
общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая,
этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие
подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются
социальные группы, социальные институты и социальные организации.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ. КОНКРЕТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ОБЩНОСТЕЙ
Границы социальных групп могут охватывать различные по размеру
социальные общности. Мы очень четко определяем границы малых или больших
групп, оформленных в организации. Каждый из нас знает о своем членстве в
производственном коллективе, в партии или в спортивном обществе. Как мы
видим, в этих случаях важно, чтобы групп была либо малого размера, т.е. в
пределах охвата межличностных отношений, либо имела достаточно четкие
формальные границы, которые контролируются определенными конституционными
отношениями. В связи с этим члены общества, входя в некоторые группы, не
могут идентифицировать свое групповое членство и связи с другими группами
таких сообществ только на основе символического взаимодействия, или,
образцов, мотивов и установок жизни и стандарта потребления.
Наиболее часто такой вид членства в группе заметен, когда люди
воспринимают других по принципу принадлежности к определенному
имущественному слою, по происхождению, по принадлежности, по должностному
принципу. Во всех этих случаях мы сталкиваемся с образованием групп,
членство которых основано на совпадении или близости социального статуса.
Вместе с тем границы могут иметь не статусную природу, а определяться
различиями в социальных позициях. Такие группы формируются в обществе в
результате процессов дифференциации и стратификации. Для того чтобы понять
механизмы этих процессов, мы должны определить природу таких базовых
характеристик общества, как гетерогенность и неравенство и выделить систему
параметров составляющих основу этих характеристик. Благополучие человека в
обществе, его связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его
интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в
социальном пространстве.
Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов в
социальных группах показывают, что люди, обладающими одинаковыми или
близкими статусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения
друг с другом. Личности, находясь в окружении близких им по статусу людей,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76