обуздать страсть к наживе одних, стремление к тунеядству других и как
следствие так и не удалось решить проблему бедности. Во-вторых, не ясно,
как именно, каким образом превратить всех людей в законопослушных граждан.
С конца XVIII в. идея демократии в ее западноевропейском понимании
подвергается критике как «справа» (Э. Берк, А. Токвиль, И. Срлоневич и
др.), так и «слева» (К. Маркс, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, «новые левые» и
др.).
В воем отношении к буржуазной демократии марксизм исходит цз примата
прав трудящихся. Эта демократия если и принималась, то только как удобная
форма борьбы за власть с буржуазией, в рамках капиталистического общества.
Критика «справа» основана на иных методологическто принципах и
постоянно эволюционирует. Если традиционные правые основывали свою критику
на тезисе о невозможность подмены качества количеством — компетентного
аристократического меньшинства голосами миллионов -невежественных, по их
мнению, избирателей, то в наши дни аргументация усложнилась. Либеральной
(т. е. основанной на концепции прав человека) и эгалитарной (исходящей
из идеи всеобщего равенства) противопоставляется так называемая
органическая демократия, предполагающая опору не на индивида или массы, а
на народ как целое. По мнению авторов данной концепции, именно такая форма
демократии предполагает «соучастие» народа в своей политической судьбе.
Вместе с тем подчеркивается, что органическая демократия требует
однородности общества как основы «братства». Отсюда делается вывод, что
преобладающие на Западе либерально-демократическая и тоталитарно-
эгалитарная модели демократии не способны перейти к органической
демократии. Иное дело — Восток, где «коллективное бессознательное» в форме
народного или национального самосознания более развито, чем на Западе, где
преобладает индивидуалистическая рационалистическая психология.
Политическая жизнь общества и политическое сознание
Без обращения к проблеме политического сознания философский анализ
политической жизни общества не может быть полным.
Политическое сознание — это отражение политических отношений и
деятельности политических институтов, всей политической жизни общества в
сознании людей. Важной особенностью политического сознания являются его
многомерность, внутренняя противоречивость и вместе с тем осознанность, в
отличие от бессознательных психических процессов и состояний, также
характерных для отдельных индивидов и больших масс людей.
Политическое сознание лежит в основе политического поведения классов,
социальных групп и отдельных личностей. Оно по-своему обусловливает
деятельность политических институтов,
Выделяют массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.
Философский подход к проблеме предполагает также выделение в политическом
сознании обыденного и теоретического уровней. Обыденное политическое
сознание — это довольно аморфное, подверженное эмоциональному воздействию и
вместе с тем достаточно инертное образование, формирующееся на основе
житейского опыта и в значительной мере — в итоге целенаправленного
манипулирования со стороны средств массовой информации. Оно представляет
собой совокупность представлений простого обывателя о текущих политических
событиях, роли государства в общественной жизни, деятельности политических
партий и т.д., возникающих на основе усвоенных им мировоззренческих
стереотипов, господствующих политических мифов и индивидуального здравого
смысла.
Теоретическое политическое сознание, составляющее содержание
политической идеологии, предстает как система научных по форме взглядов:
основанная на определенной политической концепции и отражающая политические
интересы тех или иных социальных групп. В этой связи выделяют
консервативное, радикальное, либеральное, демократическое, реформистское и
т.д. политическое сознание.
Наиболее заметна роль в политической жизни современного общества
либерально-демократической, консервативной и радикальной идеологии.
Либерально-демократическая идеология, преобладающая в странах «свободного
мира», имеет своим теоретическим фундаментом Всеобщую декларацию прав
человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Этот
документ является логическим завершением принятой 28 августа 1789 г., во
время Великой французской оеволюции. Декларации прав человека и гражданина
Всеобщая декларация подчеркивает, что «все люди рождаются свободными и
равными в своем достоинстве» (ст. 1), что каждый человек должен обладать
всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого-
то ни было различия.
В ст. 3—21 Всеобщей декларации раскрываются гражданские права и
политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность
личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении
своей страной, на владение имуществом. Ряд статей связан с защитой личной
неприкосновенности. Далее называются свобода передвижения, совести, мирных
собраний, ассоциаций и-т.д. Статьи 22 — 27 декларируют экономические,
социальные и культурные права, в том числе на социальное обеспечение, труд
и свободный выбор работы, образование, а также жизненный уровень,
необходимый для поддержания здоровья и благосостояния и т.д.
Гуманистическая направленность данного документа несомненна, хотя он и не
предусматривает реальных механизмов реализации провозглашенных прав и
свобод, а также мер ответственности за их несоблюдение. В заключительной 30-
й статье говорится, что ничто в Декларации не может быть истолковано как
предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам
права совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод,
изложенных в Декларации.
Консервативная и радикальная идеология — это критика буржуазного
либерализма «справа» и «слева». В классическом варианте она представлена в
трудах английского мыслителя Э. Берка («Размышления по поводу революции во
Франции», 1790 г.) и немецких теоретиков К. Маркса и Ф. Энгельса («Манифест
Коммунистической партии», 1848 г.). Хотя Э. Берк критиковал буржуазный
либерализм с позиций британской аристократии, а К. Маркс — с позиций
мирового пролетариата, их объединяет довольно-таки прохладное отношение к
правам и свободам отдельного индивида. Э. Берк противопоставляет им
интересы человеческого рода, человечества в целом, а К. Маркс — интересы
пролетариата. В остальных вопросах подходы этих мыслителей диаметрально
противоположны. Так, например, К. Маркс верил в человеческий разум,
торжество научной теории, тогда как Э. Берк предпочитал больше доверять
практическому опыту людей, обычаям и традициям, наконец, здравому смыслу.
К. Маркс призывал к революции, Э. Берк — к реформам, подчеркивая, что самые
грандиозные планы, реализованные в ходе революционной практики, могут
привести к противоположным последствиям. Если К. Маркс был сторонником
свободы, равенства и братства всех трудящихся (пролетариев), то Э. Берк
подчеркивал необходимость сохранения частной собственности и социального
неравенства как источника социального разнообразия, отмечая, что все должно
быть доступно, но не для всех. К. Маркс верил в сознательность трудящихся
масс, Э. Берк призывал бояться диктатора и не доверять толпе и т.д.
25. Мораль и нравственность: проблемы духовности личности
ЧЕЛОВЕК - СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ. Потому, во-первых, что непременным
условием "допуска" в жизнь общества является процесс социализации индивида,
т.е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных
ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что
современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение
труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость
людей. Ведь самое обычное, нормальное существование каждого из нас
оказывается зависимым от того, как сотни и тысячи совершенно незнакомых нам
людей (производителей товаров, их продавцов, транспортников, учителей,
врачей, военных и т.д.) выполняют свою обычную, рутинную работу.
Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существования
необходимо порождает потребность людей друг в друге. Возникающая в этом
случав общественная связь индивидов невольно заключает в себе их априорное
(доопытное) доверие, благожелательность, сочувствие друг другу - ведь без
этого изначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам,
правителям и т.д.) никакая общественная жизнь невозможна. Вот эта-то
общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта
их совместной жизни, и являются объективной основой морали - ведущего
духовного регулятора жизни общества.
Под МОРАЛЬЮ обычно понимают некую систему норм, правил, оценок,
регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства
общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий
стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как
оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно
интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и
интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если
обеспечено прочное единство общества в целом.
Разумеется, совершая моральный или аморальный поступок, индивид редко
задумывается об "обществе в целом". Но в моральных установлениях как
готовых шаблонах поведения общественные интересы уже предусмотрены.
Конечно, не следует думать, что эти интересы кем-то сознательно
просчитываются и затем оформляются в моральные кодексы. Нормы и правила
морали формируются естественно-историческим путем, по большей части
стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики
поведения людей.
Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые
разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения ("не лги",
"почитай старших" и т.д.), различные моральные ценности (справедливость,
гуманизм, честность, скромность и т.д.), ценностные ориентации, а также
морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть).
Все это элементы структуры нравственного сознания, обладающего целым рядом
особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее
внеинституциональность, императивность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76