система взглядов, идей. Оно отражает познавательно-интеллектуальную сторону
мировоззрения и представляет собой лишь его понятийный, интеллектуальный
аспект. Это хладнокровная работа ума, система нейтральных знаний,
бесстрастных оценок, рассудительных действий.
Слово «философия» произошло от древнегреческого слова, обозначающего
«любовь к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто
вкладываем в него другой смысл.
Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной
деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда
имеем в виду долгосрочное, как бы отстраненное рассмотрение некоторой
сиюминутной проблемы. Когда кто-нибудь расстраивается по поводу не
осуществившихся планов, мы ему советуем относиться к этому более
«философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует переоценивать значение
текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию в перспективе. Еще
одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под философией
попытку оценить или растолковать то, что же является или имеет смысл в
жизни.
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как
устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы
развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай?
Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек
понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека?
Что есть истина и как ее отличить от лжи? Морально-нравственные проблемы:
совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы
поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление
жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у
мира цель? Ведет ли куда-нибудь развитие истории? Действительно ли
природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир на дух и материю? Каков
способ их сосуществования? Что такое человек: частичка пыли? Набор
химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе? Имеет ли значение,
как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость? Философия
призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно
сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в
становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в
мифологии, религии и других науках.
По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и
единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-то отдельный
срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее
единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает
внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность
мира как целого - таково содержание философии.
С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад В Древней
Греции среди серьезных мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс,
существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной
обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы
принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о
материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из
нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти
данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях
науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные
на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической
проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и
воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их
принимать.
По своему методу философия есть рациональный способ объяснения
действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а
стремится к логической аргументированности и обоснованности. Философия
стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или
художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.
Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов.
Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более
необходимы, а лучше нет ни одной».
В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции.
Философия сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке).
Во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку,
дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность,
систематичность, проверяемость высказываний, были первоначально выработаны
в философии. В философии, как и в науке, исследуют, размышляют, одни
высказывания обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет
(значение имеет только то, что относится в сфере данной науки), философия
объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия
человека.
Значение философии не в практической полезности, а в нравственной,
потому что философия ищет идеал, путеводную звезду в жизни людей. Прежде
всего идеал нравственный, связанный с отысканием смысла жизни человека и
общественного развития. При этом философия ориентируется на идеалы науки,
искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии соответствующее
ее специфике своеобразие. Будучи целым, философия обладает разветвленной
структурой.
В качестве учения о бытии философия выступает как онтология (учение о
сущем). Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества,
техники – приведет к философии природы, человека (антропологии), общества
(философии истории). Философию познания называют гносеологией или
эпистемологией. Как учение о способах познания философия есть методология.
Как учение о путях творчества философия есть эвристика. Разветвленными
областями философии являются философия науки, философия религии, философия
языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия
практики (этика), история философии. В философии науки относительно
самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук
(логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И
эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно
способны приносить значительные практические результаты. Например,
философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих
перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому
прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-
политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом
утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный,
хотя и косвенный вклад философии. Философия едина и многообразна, человек
не обходится без нее ни в одной из областей своей жизни.
О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение ее
предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же
пытается делать философ?
Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею,
чем описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе
к рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые проблемы,
традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют
другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы
никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-
нибудь вообще – это то, в чем состоит философия.
Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой различные
задачи. Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные
воззрения, другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и
раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк,
Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию
общества. Многих интересовало обоснование и обнародование каких-то идей,
которые, по их мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не
ставили перед собой столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в
особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых
придерживаются люди.
Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование
научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки
происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия
призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли
нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки
на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит
факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.
Изучение философии способствует повышению общей культуры и
формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям
для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя
как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского
мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей,
критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который
способствует расширению сознания.
«Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность
невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной личности
родственно самоочищению» (В.Ф. Шаповалов), т.е. философия заставляет людей
думать.
Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение бытия человека
в причудливом мире. Быть или не быть? – вот в чем вопрос. А если быть, то
каким? Назначение философии состоит в конечном счете в возвышении человека,
в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия
нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия
зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в
качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она
решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации
человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции
-мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В
ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического
отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76