человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо
особых комментариях. ИНДИВИД - это всегда "один из многих", и он всегда
безличен. В понятии "индивид" не фиксируются ни какие-либо единичные
свойства человека, ни биологические и социальные его качества, хотя они,
конечно, подразумеваются.
Под ЛИЧНОСТЬЮ подразумевается прежде всего индивидуальность человека,
причем не биологическая, а СОЦИАЛЬНАЯ. Мы могли бы сказать, что личность -
это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не
только со стороны его общих и специфических социальных качеств, но и со
стороны его индивидуальных социальных свойств. В конце концов, то, что
делает человека личностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность,
т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его
социальная самобытность.
Развивается личность и выполняет различные социальные роли в обществе
благодаря своей деятельности. Только в деятельности индивид выступает и
самоутверждается как личность. Сам человек может думать о себе что угодно,
строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в
действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно, конечно,
Конфуций не только "слушал слова людей", но и "смотрел на их действия", а
Аристотель писал, что победные венки получают лишь те, "кто участвует в
состязаниях".
Лишение индивида общения и возможности выбора деятельности, известной
свободы действий отрицательно сказывается на развитии личности и ее
самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда
считалась одним из самых суровых наказаний. Это вполне объяснимо, ибо
постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности.
Но еще более отрицательное и страшное влияние на личность, приводящее к
ее разрушению, имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью
подчиненный чужой воле и лишенный (посредством внушения, идеологического
оболванивания через агитацию и пропаганду и т.д.) собственного
мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, - это уже не личность.
Также трудно назвать личностью индивида, лишенного разума и рассудка по
каким-то другим причинам. Люди, у которых отсутствуют разум, воля и,
следовательно, СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ, не могут быть ОТВЕТСТВЕННЫМИ (без свободы
нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими
обусловленные и потому по существу не их поступки. Вот почему их нельзя
судить или осуждать.
Свобода - это атрибут личности. Но свобода без ответственности - это
произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей
степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем свободным.
Быть личностью, следовательно, нелегко. Но еще труднее быть счастливой
личностью. Свобода и ответственность подлинной личности, требующие
постоянного творчества и постоянных мук совести, страданий и переживаний,
очень редко сочетаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем
выше и ответственность ее перед собой и людьми.
Безусловно, социальная среда, как мы выяснили, оказывает существенное
влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени
личностные ориентации и поведение обусловлены внутренним, духовным миром
человека. Не зря говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем
ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества,
чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими
ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и
утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Она как
бы возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже
преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после
своей биологической смерти.
Во всяком случае личность, застывшая в своем формировании, в своих
устремлениях, - это уже деградирующая личность.
Философская антропология не может обойти стороной ВОПРОС О СМЫСЛЕ И
ЦЕЛИ ЖИЗНИ. Дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле
жизни человека невозможно. Дать абсолютный ответ - значит исчерпать саму
жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается
рациональным объяснением.
Думается однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни не следует
подходить абсолютно отрицательно. Применительно к жизни отдельной личности
он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал
для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы
действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными
последствиями. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без
твердого представления себе, для чего ему жить, человек "не согласится жить
и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были
хлебы". Много глубокого смысла и мудрости содержат также слова Ницше: "тот,
кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК".
Имея ввиду этот реальный, а не абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что
в общем плане можно сказать: СМЫСЛ ЖИЗНИ СОСТОИТ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК
САМОЦЕЛИ, ЕГО ВСЕСТОРОННЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ. Как писал Кант, существование
человека "имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его
силах, он может подчинить всю природу".
Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей
ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что
- мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни,
но и реальные средства их осуществления. По мнению С. Л. Рубинштейна, все
это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким
свойством - мудростью.
Ко всему сказанному следует добавить, что поскольку человек в своей
сути существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден
только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность
индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть
на бытие человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти
преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей
деятельности, своего творчества в благородной памяти потомков.
35. Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии:
исторический аспект
Социальная философия – это философие (учение) о социуме, человеке.
Функции социальной философии:
- Мировоззренческая функция: Мировозрение есть совокупность наиболее
общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и
месте человека в нем.
- Методологическая: философский метод есть система наиболее общих
принципов теоретического исследования действительности.
- Гуманистическая функция: напрвлена на воспитание личности.
- Общекультурная функция: Цицерон: "Культура духа есть философия".
Возвращаясь к выводу о научном статусе социальной философии, отметим,
что относительная самостоятельность социальной философии в системе
философского знания все-таки существует. Обнаруживается она не только в
заметной специализации одних философов и размежевании гносеологических и
социально-философских произведений у других, но, прежде всего, во
внутренней логике развития самой социальной философии, которая отнюдь не
копирует логику развития философии в целом или отдельных ее частей
(онтологии, гносеологии, концепций развития). Если, к примеру, концепции
развития сменяли друг друга по известной триаде «наивная античная
диалектика — многовековое господство метафизики — возрождение диалектики в
философии Нового времени», то логику развития социальной философии
схематично можно изобразить так (рисунок №3):
Рисунок №3
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ
Попытаемся вкратце охарактеризовать каждое из этих течений, выявляя при
этом взаимосвязь их генезиса с общей логикой развития социальной философии.
Идеализм в понимании общественной жизни безраздельно господствовал в
философии вплоть до середины XIX в. То, что общественная жизнь представляет
собой переплетение различного рода общественных отношений (политических,
экономических, правовых, нравственных, семейных, религиозных и т.д.)
социальные философы домарксовского периода прекрасно понимали. Но не
справившись с задачей систематизации и субординации этих отношений, по сути
дела все они рассматривали общество как хаос отношений, как сплошное
нагромождение случайностей. Исключение составлял лишь Гегель, но
закономерный характер исторического процесса предопределялся у него не
изменением производительных сил и производственных отношений, а развитием
мирового духа.
Старая социология страдала и метафизичностью, рассматривая общество не
как единый, цельный социальный организм, а как агрегат индивидов, их
механическую сумму. Подобные концепции (Энгельс метко назвал их «теориями
Робинзонад») за деятельностью отдельных людей, стремящихся к своим
определенным целям, не видели их общественной «сцепки» между собой и
подчинения хода истории внутренним общим законам. А коль скоро развитие
общества есть агрегатное движение миллионов независимых, «самостийных»
робинзонов, то верх в нем берут робинзоны наиболее выдающиеся — критически
мыслящие личности, мнение которых и правит миром. Так метафизика и идеализм
сливались воедино, рождая основной принцип субъективистской социологии:
«сознание людей определяет их бытие».
Необходимо иметь в виду, что сопротивление господствующей
идеалистической парадигме спонтанно зарождалось и нарастало внутри самого
социологического идеализма. Так, глубочайшее противоречие между идеализмом
и диалектическим методом мы обнаруживаем в «Философии истории» Гегеля. И
если в целом здесь победил идеализм, то под влиянием диалектики в некоторых
местах мы видим приближение Гегеля к важным материалистическим выводам.
Такова, например, его характеристика предреволюционной Франции конца 18 в.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
Первым внешним оппонентом социологического идеализма явился геогра-физм
или географическое направление в социальной философии. Географизм возник в
начале XVIII в. в трудах Ш.Монтескье, а свое классическое выражение получил
в XIX в. у Г.Бокля, Э.Реклю и др. Вообще-то вопрос о влиянии географической
среды на общественно-политические процессы и нравы общества был поставлен
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76