грозит? Куда отнести душу? Рассеивается все сложное, составное по
природе. Избегают этого лишь несоставные вещи - те, которые всегда
постоянны и неизменны. Равное само по себе не может претерпеть какую-
либо перемену, эта вещь неизменна, единообразна, существует сама по
себе. Чувственные предметы (вещи, доступные органам чувств)
буквально ни на миг не остаются неизменными ни по отношению к самим
себе, ни по отношению к другим. Сократ устанавливает два вида сущего
- зримое и безвидное. Тело человека ближе к зримому; душа - к
безвидному. Тело влечет душу к вещам, которые непрерывно изменяются
и от соприкосновения с ними она сбивается с пути, теряет равновесие,
будто пьяная. Когда же душа ведет исследование сама по себе, она
отправляется туда, где все чисто и вечно, бессмертно и неизменно,
она сама близка и сродни всему этому; здесь наступает конец ее
блужданиям, и, в непрерывном соприкосновении с постоянным и
неизменным, она и сама обнаруживает эти свойства. Это ее состояние
называется разумением. - Душа схожа с божественным, а тело со
смертным (природа велит телу подчиняться и быть рабом).
Соответственно, телу подобает быстро разрушаться, рассеиваться;
тогда как душа, которая безвидна, удаляющаяся в места чистые и
славные - поистине в Аид - разлучается с телом чистою и не влачит за
собой ничего телесного, умышленно избегая в течение жизни любой
связи с телом, уходит в подобное ей самой безвидное место,
божественное, бессмертное, разумное, и, достигши его, обретает
блаженство, избавленная отныне от всех человеческих зол. Если же
душа разлучается с телом оскверненной, ибо всегда любила и угождала
телу, зачарованная им, - она вся проникнута чем-то телесным: ее
срастило с ним постоянное общение, связь и долгие заботы о нем -
такая душа, смешанная с телесным тяжелеет, и эта тяжесть тянет ее в
видимый мир (призраки). Далее такая душа переселится в грубые
животные тела, соответственно тем навыкам, которые были приобретены
в прошлой жизни: те, кто отдавал предпочтение чревоугодию,
несправедливости, властолюбию и хищничеству, перейдут в волков,
ястребов и коршунов. В род богов не позволено перейти никому, кто не
был философом и не очистился до конца. - далее излагаются сомнения
учеников Сократа относительно предложенного им учения о душе:
пифагореец Симмий - если душа такова, какой обрисовал ее Сократ, то
она подобна гармонии звуков, издаваемых лирой, так, что если лира
(сродни телу) погибла (причем дерево и жилы струн истлеют позже, чем
гармония), то тем самым погибла и гармония ее звуков. И если душа -
это действительно своего рода гармония, значит, когда тело чрезмерно
слабеет (из-за болезни), душа при всей своей божественности должна
немедленно разрушится, как разрушается любая гармония. Кебет - если
душа и существует до тела, то еще неизвестно, будет ли она
существовать также и после смерти тела; и если будет существовать
после смерти тела и даже если потом перевоплотится в несколько
разных тел, то не износится ли она подобно тому, как умер ткач,
соткавший много плащей, и не погибнет ли она сама? - Далее Сократ
говорит о том, что необходимо доверять только истинному рассуждению,
а не слабым человеческим поступкам и словам. - Сократ доказывает
Симмию, что душа не подобна гармонии (гармония не может руководить
своими составными частями, наоборот, она должна следовать за ними;
ей не прозвучать вопреки составным частям; в зависимости от
настройки, гармония может быть гармонией в большей мере и в меньшей
мере). Душа не может быть более или менее душою, чем другая душа, не
бывает и настроенной в большей или меньшей степени; она властвует
над всем тем, из чего она состоит. Прежде чем быть строем или
настроением тела душа, прежде всего, есть сама же она, и быть душою
свойственно всем душам совершенно одинаково. - Для того, чтобы
развеять сомнения Кебета в том, что душа неуничтожима и бессмертна,
Сократ предлагает исследовать причину рождения и разрушения в целом.
6. Аргумент четвертый: теория души как эйдоса жизни. Сократ говорит о
том, что в ранние годы у него была страсть к тому виду мудрости,
который называют познанием природы, теперь же он далек от мысли,
будто знает причину хотя бы одной из самых очевидных вещей (критика
определения причин как чисто физических). Если к единице прибавить
другую единицу, получится двойка; но эта двойка получится и в том
случае, если единицу разделить на две части; следовательно причина
получения двойки не в увеличении единицы и не в ее разделении. После
того как Сократ отказался от исследования бытия (в страхе ослепнуть
душою, рассматривая вещи глазами и пытаясь коснуться их при помощи
того или иного чувства: подобно тем, кто, исследуя солнечное
затмение, смотрят прямо на солнце, а не на его образ, например, в
воде, тем самым губя свое зрение). Сократ решает прибегнуть к
отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия. - Учение о
причине. Существует прекрасное само по себе, и благое, и великое и
т.д. прекрасное, существующее помимо прекрасного самого по себе, не
может быть прекрасным иначе, как через причастность прекрасному
самому по себе (все прекрасные вещи становятся прекрасными через
прекрасное само по себе. Подлинной причиной вещей является то, что в
них существует само по себе. Это значит понимать причину как
понятие, или смысл, благодаря которому и определяется "истина
сущего" это и есть идея, которой причастно все существующее и от
которой все получает свое имя, включая рост Федона, Сократа и
Симмия. Однако если Симмий ниже Федона и выше Сократа и сразу
причастен идее большой величины и малой величины, то это не значит,
что сами понятия большого и малого смешиваются или переходят друг в
друга; это значит только то, что большое и малое берутся здесь не
абсолютно, но только в сравнении с чем-нибудь другим, т.е.
относительно. Смешивается и переходит одно в другое то, что
подчинено этим понятиям, но не самые понятия; и если подчиненное
одному понятию становится подчиненным другому, то первое отступает
или гибнет для данного предмета. Отсюда и вывод для души: как
четность несовместима с нечетностью, так и душа, будучи жизнью тела,
несовместима с его смертью; и когда умирает тело, то душа не
умирает, а только отступает от тела. При этом же подобное
рассуждение о душа относится и вообще ко всем "первым основаниям"
бытия.
7. Этические выводы из учения о душе. Для бессмертной души нет иного
спасения, чем стать как можно лучше и как можно разумнее. Если бы со
смертью тела погибла и душа, то дурным людям не о чем было бы
беспокоится. Но так как душа после смерти остается, она несет на
себе все те преступления, которые совершены ею при жизни тела. -
праведные души спокойно занимают свое надлежащее место в Аиде. Злые
же души сопротивляются, страшатся, их насильно тащит соответствующий
гений (демон), и испытывают они в Аиде всякие страдания и наказания,
пока "силою необходимости" они не будут переселены в обиталище,
какого заслуживают.
8. Космологические выводы из учения о душе. Картина здешней Земли:
будучи шаром, она покоится в равновесии в центре мира среди
однородного неба; а так как она очень велика, то мы знаем только
небольшую ее часть от Фасиса до Геракловых Столпов, живя только в
одной из ее многочисленных впадин как бы на дне моря и не имея
возможности выйти за пределы окружающего нас воздуха. В
противоположность нашей Земле "истинная" Земля находится под самыми
небесами, в чистом эфире, образует собою разноцветный
двенадцатигранник. На той Земле прекрасная растительность, камни и
горы, подобные нашим драгоценностям, масса золота и серебра, никогда
не болеющие люди, храмы, в которых обитают сами боги, священные
рощи, всеобщее блаженство. Возвращаясь к изображению нашей Земли,
Платон дает ее подробную мифологическую геологию, географию и
метеорологию, включая описание подземного мира.
9. Заключение. Смерть Сократа. Сократ дает свои наставления ученикам и
друзьям: думайте и пекитесь о самих себе. Потом к Сократу привели
трех его сыновей, пришли и родственницы. Далее он снова говорил со
своими друзьями. Чашу с ядом Сократ взял с полным спокойствием и
выпил легко. Те, кто был рядом с ним в этот момент, заплакали.
Последними словами Сократа были: "Критон, мы должны Асклепию петуха.
Так отдайте же, не забудьте".
Платон: "Тимей".
(мифологическая диалектика космоса)
Действующие лица: Сократ, Тимей, Критий, Гермократ.
1. Вступление. Они встречаются на другой день после разговора об
идеальном государстве (каждый имеет сообразно своей природе подходящий лишь
ему род занятий и лишь одно искусство; искусство землепашцев и прочие
ремесла отделены от воинов; воины должны быть суровы к врагам и справедливы
к согражданам; у них не должно быть никакой собственности; женщины должны
делить все мужские занятия как на войне, так и в прочем житейском обиходе;
деторождение должно быть общим - все братья, сестры, родители и т.д.). Но
теперь ставится вопрос относительно обоснования самого этого идеального
государства. - Сократ подчеркивает достоинства своих собеседников,
причастных философским и государственным занятиям. - Критий рассказывает
сказание о величайшем из деяний, совершенных когда-либо Афинами,
передающееся от поколения к поколению: это сказание привез из Египта Солон,
жрецы поведали ему о том, что девять тысяч лет назад в Афинах жили люди,
память о которых не сохранилась среди современных Солону афинян, но которую
хранили до сих пор египетские жрецы. Эти предки обладали совершенными
законами, были добродетельны. Государство это положило предел дерзости
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67