Некоторые: нужны ориентирующие понятия. Постмодерн - выполнение проекта
модерна. Модерн и постмодерн взаимосвязаны - перетекают друг в друга.
Почему XX век глобальный перелом эпох. Смена всей системы ценностей,
убеждений, системы поведения. А. Тойнби: постмодерн - с начала 1-ой
мировой. Классическая философия знала суть мирового устройства. Суть
мирового устройства оказалась недостойной человека. Постмодерн -
неудовлетворенность современным состоянием. Мировоззрение, переосмысливая
структуры, и само меняется.
1) Разнообразие.
2) Попытка объединения.
Чувствуются мотивы Шопенгауэра, Штирнера, Кьеркегора. ;
Джойс’39:“Finnegan‘s Wake”. Сер. 70-х гг. основная тенденция искусства и
литературы. 1969. “Playboy” - перейти границу, засыпать рвы. Современная
западная культура - самоубийство дискурса. Лессли Фидлер. Стирание границ
между массовостью и элитарностью. Деррида: многоуровневое письмо.
Установки:
1) Осознанный плюрализм языков, моделей, жанров, стилей - в одном
произведении. Радикальный плюрализм.
1) Стилистическая манера письма.
1) Универсальный код.
1) Двойное кодирование.
1) Сознательная гибридизация.
1) Семантичность вымысла.
1) Контекстуализм.
1) Диалогичность и полиморфичность.
1) Метафоричность.
1) Радикальный эклектизм.
1) Поиск новых форм.
1) Разнообразие.
1) Амбивалентность.
1) Методологическая полиморфность.
1) Неопределенность.
1) Фрагментарность.
1) Деканонизация.
1) Деконструирование.
1) Непрезентабильность.
1) Демистифицирующая ирония.
1) Карнавализация.
1) Крушение критицизма.
1) Экспериментальность.
1) Алогичность.
1) Децентрализация.
Хаос. Нет обычной рефлексии. Кризис универсального разума.. Учитывать
области бессознательного и виртуального: сдвиг смыслов, паранойя бытия и
абсурда. Антипарадигмальность структур со-бытия и со-знания.
Демифологизация классической философии. Двойное кодирование: и массе, и
профессионалам. Все в контексте, а контекст бесконечен. Конец философии,
полная трансформация. Начинать надо с Деррида: разведчик постмодерна.
Америка: новая американская критика. Философские проблемы через проблему
письма. Что есть ценр притяжения философского текста => метафизика
присутствия. Логоцентризм - неадекватен. Идеологический феномен письменной
культуры. Сознание индивида - сумма текстов в мире текста. Недоверие к
внешней и внеязыковой реальности - что формирует образ мысли человека.
Деконструкция выявляет противоположность различных аксиоматических систем.
Деррида - факельщик. см. “Ступени № 4”. Лиотар:
1) Невозможность тоталиризации.
2) Растущее противопоставление севера и юга.
3)Оправдывать - языковой и философский случай.
Постмодернизм - недоверие к метаповествованию. За распрю без
самоуничтожения.
Исторические типы и формы мировоззрения.
Мировоззрение - ситсема взглядов человека на мир в целом, на место
отдельного явления в мире и на собственное место в нем; совокупность
научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных,
эстетических идеалов. Мировоззрение - необходимая составляющая
человеческого познания. Сложное взаимодействие знаний, убеждений etc. На
макроуровне - преобладающие общие убеждения и принципы познания, идеалы
эпохи; на микроуровне - определяющие жизнь индивидов и групп общие
воззрения).
Состав мировоззрения (познавательные, ценностные и поведенческие
подсистемы):
1) Обобщенные знания (повседневные, профессиональные, научные).
1) Ценности: осбые отношения (опосредованные идеалами) к миру.
1) Программы жизни, действия.
Типы мировоззрений (со стороны представленности интеллектуального и
эмоционального опыта):
I. Мироощущение: эмоционально-психологическая сторона мировоззрения.
I. Мировосприятие: опыт формирования познавательных образов мира.
I. Миропонимание: познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
Миросозерцание (жизненно-практический / теоретический уровень).
Формы мировоззрений:
1) Мифологическое: форма общественного сознания, универсальная в жизни
древнего общества): космические, эсхатологические мифы. Сохранение
традиции и непрерывности культуры.
1) Религиозное: обращается к эмоциональной стороне человека. Освоение мира
через его удвоение на земной и потусторонний. Вера - способ существования
религиозного сознания. Культ - ее внешнее проявление, система ритуалов.
1) Научное: научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат целям
ориентации человека или группы в окружающей природной и социальной
реальности. Получают мировоззренческую значимость после того как получают
философскую интерпретацию.
1) Философское: функции осознания, рационального понятийного выражения и
теоретического обоснования мировоззренческих установок.
Рефлексия и самосознание.
Рефлексия (лат. reflexio - обращение назад) - отражение, а также
исследование познавательного акта. Рефлексия есть форма теоретической
деятельности общественно развитого человека, направленная на осмысление
своих собственных действий и их законов. Содержание рефлексии определено
предметно-чувственной деятельностью. Рефлексия - способ определения и метод
философии. У Сократа она - познание деятельности собственной души.
Аристтотель: рефлексия - атрибут божественного разума. Плотин: метод
построения метафизики. Августин. Эриугена - созерцание своей сущности богом
= акт творения. Декарт - методологическое сомнение. Локк: наблюдение,
которому ум подвергает свою деятельность. Лейбниц: спосбность монад к
апперцепции. Кант: свойство рефлективной способности суждения. Образование
понятий. Сознание отношения предметов и сточников познания. Фихте:
философия = рефлексия. Гегель: рефлексия духа о своем содержании.
Два вида рефлексии:
1) О содержании знания, данного в различных формах культуры.
2) О процессе мышления - анализ способов формирования понятий, норм и пр.
Гуссерль: у рефлексии универсальная методологическая функция.
Самосознание - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов,
интересов, своего положения в обществе; выделение человеком себя из
объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как
личности, своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний и интересов.
Предполагает выделение и отличение человеком самого себя, “я” от всего, что
его окружает. Возникновение самосознания связано с опрделенным уровнем
развития сознания и является необходимым условием становления личности.
Формы самосознания:
1) Самочувствие.
2) Осознание своей принадлежности к обществу.
3) Самосознание “я” как особого образования.
+ самооценка, самоконтроль.
Самосознание есть несомненный факт, но имеет различные степени
проявленности и развернутости. Самосознание предметно. Явные формы
самосознания, когда те или иные феномены становятся предметом специальной
ананлитической деятельности субъекта - рефлексия.
Развитие и прогресс.
Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и
идеальных объектов. В результате развития возникают новое качественное
состояние объекта. Существенную характеристику развития составляет время,
поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время
выявляет его направленность. Развитие - особый вид изменения. Развитие -
процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений
сложных системных объектов в достаточно большом интервале времени. Для
развития характерны:
1) Обновление системы.
1) Ее внутреннее структурное и функциональное изменение.
1) Превращение в нечто новое, иное.
Прогресс - тип, направление развития, для которого характерен переход от
высшего к низшему, от менее совершенного к более совершенному.
1) Прогресс системы.
1) Прогресс элементов системы.
1) Прогресс структуры.
1) Прогресс параметров.
Соотносительно с понятием регресс. Определяется наличными конкретно-
историческими условиями. Существуют объективные критерии являющиеся основой
оценочных суждений.
Стадии:
1) Дозвездная.
1) Звездная.
1) Планетная.
1) Биологическая.
1) Социальная.
Характеризуется нарастанием темпов развития. Прогресс системы в целом
включает регресс некоторых ее частей.
Детерминизм, вероятность, целесообразность.
Детерминизмом называется учение о всеобщей, закономерной связи, причинной
обусловленности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает
объективный характер причинности. (Античная атомистика, Ф. Бэкон, Галилей,
декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, французские материалисты).
Механистический детерминизм - абстрактный характер (Лапласовский
детерминизм); абсолютизация формы причинности, описываемой сторого
динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с
необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Лаплас:
значение координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент
времени совершенно однозначно определяет ее состояние в прошедший или
будущий момент. Понятый таким образом детерминизм ведет к фатализму.
Развитие науки отвергло лапласовский детерминизм. Органический детерминизм.
Вероятность - отношение числа случаев, в которм данное событие происходило
к общему числу избранных случаев (статистическая вероятность).
Целесообразность - свойство процессов и явлений приводить к определенному
результату, цели в широком или условном смысле слова. Высшая форма
целесообразности - человеческая деятельность.
Проблема истины в философии.
Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение
ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.
Существует две традиции в понимании истины в философии:
1) Онтологическая (от Платона).
2) Гносеологическая (от Аристотеля).
Платон: истина - нечто принадлежащее самому бытию, Аристотель: истинность и
ложность не свойства самого бытия, а характеристика знания. Аристотель
сформулировал классическое опрделение истины: суждение истинно, когда оно
утверждает то, что есть или отрицает то, чего нет; суждение ложно, когда
оно отрицает то, что есть и утверждает то, чего нет. В развернутом виде это
определение предполагает:
1) Внешняя действительностьк как объект познания существует до познания и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67