Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

мнений.

Наиважнейший принцип Парменида: бытие есть и не может не быть, небытия

нет и не может никак и нигде быть. Аргументация очень проста: всё, о чём

говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит и говорить), иначе

как думая о чём-то, что есть. Думать ничто равнозначно не думать, а

говорить о ничто, значит ни о чём не говорить. Именно поэтому ничто

немыслимо и невыразимо. Стало быть “думать” и “быть” соединяются,

совпадают: одно и то же думать и быть.

Бытие есть то, что не порождено и не уничтожимо. Ибо, если бы оно

происходило, то из небытия, что абсурдно, ибо установлено, что небытия нет.

В случае происхождения бытия из бытия это не менее абсурдно, ибо мы должны

были бы признать, что оно уже есть. По тем же причинам нет небытия,

поскольку двигаться к бытию значило бы, что бытие уже есть, и стало быть,

останется.

Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое - то, чего уже нет, не имеет и

будущего, ибо его ещё нет, оно есть вечное настоящее без начала и конца.

Бытие неизменно и неподвижно, ибо подвижность и изменчивость предполагают

небытие, по отношению к которому бытие двигается и трансформируется.

Парменидово бытие вовсём равно; немыслимо “более бытия” или “менее бытия”,

ибо это сразу означает вторжение небытия.

Оппоненты Парменида пытались сокрушить его теорию, указывая на

реальность, очевидность движения и множественности. На эти попытки дал

ответ Зенон, родившийся в Элее (V в. до н.э.). Способ рассуждения Зенона

может быть назван приведением к абсурду, показ смехотворности выводов его

противников. Его наиболее известные апории таковы:

1.Дихотомия. Тело, отправившись из исходного пункта, не может достичь

конца пути, ибо сначала оно должно преодолеть половину этого пути, до этого

- половину половины и.т.д. до бесконечности, где не будет нуля.

2.Ахиллес и черепаха. Та же аргументация, но в модусе динамики, а не

статики.

3.Стрела. Стрела, выпущенная из лука, не движется, а покоится. Ведь в

каждый момент её полёта она занимает равное ей пространство, но и

покоящееся тело занимает равное ему пространство, значит, если стрела

покоится в каждый из моментов, то и в сумме всех моментов своего полёта она

также покоится.

4.Стадиум. Скорость, понимаемая как принадлежность движения, не есть

нечто существующее, она относительна, а значит относительно и само

движение.

Также известны аргументы Зенона против множественности, которые

показывают, что для существования множественности должно быть много

единств, однако Единое одно. Например, если миров множество, то надо

полагать, что их столько, сколько есть, ни больше, ни меньше, то есть

конечное число; но между одними мирами можно поместить другие, а между

другими - ещё другие миры и так до бесконечности. Получается, что множество

миров и конечно, и бесконечно.

Систематизировал доктрину элеатов Мелисс из Самоса (V в. до н.э.). Он

считал, что бытие бесконечно, ибо если бы оно было конечно, то

ограничивалось бы небытием, что невозможно. Как бесконечное бытие едино,

ибо если бы их было два, то они ограничивали бы друг друга. Бытие

бестелесно, бесформенно.

Есть множество вещей, которым наши чувства приписывают существование,

но эти вещи не остаются равными себе и неизменными, бытие же всегда

неизменно и равно себе, значит наши чувства утверждают небытие. На этом

основании Мелисс признаёт лишь устанавливаемое разумом.

Идея цивилизации.

В наше время четко вырисовывается тенденция заменить формационный подход

к крупномасштабному членению исторического процесса на цивилизационный.

Сторонники этой позиции настаивают на том, чтобы превратить понятие

цивилизации, которым историография до сих пор оперировала только как

инструментом описательным, в ведущую парадигму исторического познания.

Сам термин "цивилизация" (от лат. сivilis - гражданский, государственный)

до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой исторической и

философской литературе он употребляется в четырех смыслах: 1) как синоним

культуры - например, у Тойнби и других представителей англо-саксонской школ

в историографии и философии; 2) как определенная стадия в развитии

локальных культур, а именно стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер); 3)

как ступени исторического развития человечества, следующая за варварством

(Л. Морган, Ф. Энгельс, сегодня у А. Тоффлера); 4) как (уровень) ступень

развития того или иного региона либо отдельного этноса - в этом смысле

говорят об античной цивилизации, цивилизации инков и т.д.

Наиболее существенные черты цивилизации: 1) цивилизация - собственно

социальная организация общества (это означает, что скачок от животного

царства к социуму завершен, биологические законы отошли на второй план,

подчинившись в своем действии законам социологическим, организация общества

по кровно-родственному принципу сменилась организацией по соседско-

территориальному, макроэтническому принципу. 2) цивилизация - социальная

организация с всеобщей связью индивидов и первичных общностей (развитие

информационно-транспортной инфраструктуры). 3) цель цивилизации -

воспроизводство и приумножение общественного богатства (в состав

социального богатства входит и культура общественных отношений).

В свете всего вышесказанного, можно сказать, что цивилизация есть

собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей

связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и

приумножения общественного богатства.

В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-

технологический (материальный) базис, в связи с чем можно выделить три

ступени в развитии цивилизации - земледельческая, индустриальная и

информационно-компьютерная. В основе же формаций - базис экономический,

т.е. совокупность производственных отношений.

В фундаменте социума наряду с материальным базисом присутствуют также

природные (включая демографические) условия жизни общества и этнические,

исторические, культурные особенности развития и жизни данного общества.

Сущность цивилизационного подхода.

Смысл цивилизационного подхода - построить типологию общественных систем,

исходя из определенных технико-технологических базисов.

Цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и

тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые не

связаны напрямую с формационным членением общества.

Экологическая проблема (социально-философский анализ).

Проблема отношения человека, общества к природе была и остается одной из

важнейших проблем философии. Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности

истории людей и истории природы, точно взвешенный учет экологического

компонента исторического процесса - существенная сторона научного понимания

истории.

Экологическая деятельность представляет собой специфическое проявление

активности общества в отношениях с природой. Специфика любого отношения

обусловлена, как обществом, так и природой. И хотя ведущая роль принадлежит

социальной стороне, игнорировать активность природной стороны в этом

взаимодействии, ее влияние на исторический процесс было бы ошибочным.

Активность эта выступает следствием одной из двух причин: либо как

результат развития внутренних противоречий природы, либо как ответная

реакция на активность общества.

Экологическая деятельность - это деятельность, направленная на сохранение

динамического равновесия между обществом и природой или на его

восстановление, если оно нарушено. Объективной основой экологической

деятельности является потребность общества во взаимодействии с

благоприятной или неблагоприятной для его существования и развития

природной средой. Осознание этой потребности рождает соответствующую цель и

деятельность по ее реализации.

В экологической деятельности различают две стороны: материальную, т.е.

производственную деятельность по улучшению и сохранению природной среды, и

духовную - выработку и проведение экологической политики, совершенствование

природоохранного права (например, "Красная книга"), воспитание в членах

общества экологического сознания, в том числе формирование разумных с

экологической точки зрения потребности.

Особое внимание исследователей среди возможных видов экологических

ситуаций привлекают кризисные ситуации. Экологический кризис - тип

экологической ситуации, характеризующийся нарушением динамического

равновесия системы "общество - природа", крайним обострением ее основного

противоречия (любое взаимодействие есть противоречивое отношение -

противоположность направлений действия), делающим необходимым изменения

связей внутри системы посредством экологической деятельности.

Сущность современной экологической ситуации можно свести к трем основным

моментам: 1) чрезмерно быстрое истощение природных ресурсов общества -

сырьевых, энергетических; 2) чрезмерно быстрое загрязнение природной среды;

3) чрезмерно быстрое увеличение численности человечества. Чтобы понять

реальные пути преодоления этого кризиса, необходимо предварительно

разобраться в его глубинных корнях. Объяснения современной экологической

ситуации, в конечном счете, тяготеют к одной из двух парадигм: формационной

или цивилизационной. Формационная концепция связывает напрямую современную

экологическую ситуацию с той или иной общественно-экономической системой. С

другой стороны экологическая ситуация носит прежде всего цивилизационный

характер, порожденный всем ходом цивилизационного развития человечества.

Истоки современного кризиса обнаруживаются в логике развития

фундаментальных основ цивилизации - ее технико-технологического базиса.

Идея отчуждения в социальной философии.

Идея отчуждения была заложена в концепции "общественного договора",

исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству.

Затем сама идея отчуждения была подхвачена и развита Гегелем, превращена в

одну из центральных категорий его философии (Entfremdung). Следует

отметить, что и у Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается

только в плане духовном, идеалистически - как отчуждение духа.

Возможной причиной возникновения отчуждения может выступать сфера

экономическая (общественное разделение труда).

Практика и познание.

Практика и познание тесно переплетены друг с другом. Практика в этом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты