можно рационально осмысливать. Доказательства бытия Бога. В том числе -
онтологическое: понятие Бога есть понятие о всесовершенном существе,
которое одним из своих совершенств имеет существования. Нашего понятия
Бога достаточно для того, чтобы доказать его существование. Благодать и
человеческая свобода находятся не в противоречии, а в доверительном
согласии. Работы: “Монологион”, “Прослогион”, “Об истине” и др.
2) Петр Абеляр (1079 - 1142) - схоластический метод, разрабатывал
диалектику: исследование истины путем рассмотрения различных
противоположных утвердений. Проблема res et vox - вещи и имени.
Основоположник концептуализма. Отрицал существование общего независимо от
единичных вещей. Разум- критическое осмысление догматических тезисов.
Главное понятие этики - интенциональность - направленность, намереннсоть
действия. Работы: “Диалектика”, “Теология Высшего Блага”, “Введение в
теологию”, “Этика, или познай самого себя”, “Диалог между философом,
иудеем и христианином”.
3) Альберт Великий (1193 / 1207 - 1280) - пытался выработать философскую
теологическую систему. Сильное влияние Аристотеля. Интерес к
натурфилософии: наблюдение над растениями, животными минералами. Ему
приписывается создание механического человека. Различал философское и
теологическое познание. (В пределах разума и выше него). Работы:
“Метафизика”, “О растениях”, “О животных”, Комментарии к “Этике”,
“Физике”, “Политике” Аристотеля, Комментарии к “Сентенциям” Петра
Ломбардского.
4) Фома Аквинский (1221 - 1274) - вершина средневековой схоластики. Разум и
философия - преамбула веры, теология не подменяет философию, но они
должны быть взаимодополнительными. Разум образует нашу сущностную
характеристику. Аристотелизм. Различие сущего и сущности. Бог - сущее, в
котором существование тождественно сущности. Но отвергал онтологическое
доказательство Ансельма Кентерберрийского. Трансценденталии - Единство,
Благо, Итсина. Понятие “ананлогия бытия” - Между Богом и тварным миром
нет тождества, как нет и двуначалия: мир - образ и подобие Бога. Но есть
отношение подобия и неподобия, аналогии в том смысле, что все
приписываемое созданному, принадлежит и Богу, но пр-разному и с иной
интенсивностью. (Одновременно и тесная связь и максимальная дистанция).
В основе этики и политики положение о том, что “Разум есть
могущественнейшая природа человека.” Различает три типа законов: 1)
вечный, 2) естественный, 3) человеческий. Помимо и поверх всего - 4)
божественный. Различие естественного и позитивного права. Вера ведет
разум. Работы: “О сущем и сущности”, “Сумма против язычников”, “Оначалах
природы”, “О вечности мира”, “О единстве теологического интеллекта”,
“Сумма теологии”.
5) Иоанн Дунс Скотт (1265 / 66 - 1308) - за размежевание философии и
теологии Философия занята бытием как сущем и всем, что к нему сводится и
из него выводится, а теология - предметами веры. Требование
“однозначности сущего” - простые понятия должны обозначать сущее так,
чтобы ни одно из них не могло быть иденифицировано с другим. Однозначное
сущее, сущее ка сущее - первый объект интеллекта. Простое сущее доступно
для ума и может быть сказано обо всем. Ввел понятие “этовости” -
haecceitas. Принцип индивидуации Индивидуальное не сводится к
универсальному. Особым образом постигнутая форма. Работты: “О первой
причине всех вещей”, “Упорядочивание (Оксфордское сочинение)” и др.
6) Роджер Бэкон (1214 - 1292) - рассматривал причины людского невежества:
а) доверие авторитету, b) привычка, с) вульгарные глупости, d) невежество
под видом всезнайства. Внимание к опыту - внешний опыт - через чувтсва,
истины природы, внутренний - в свете божественного откровения, истины
веры. Требование эксперимента. Цель -увеличение власти человека над
природой. Знание - сила. Опыт -лучший метод и познания и пребодавания.
Работы: “Большое произведение”, “Малое произведение”, “Треье
произведение”.
7) Уильям Оккам (1285 - 1349) - поздняя оппозиционная схоластика. Теория
двойной истины. Крайний номинализм. Общие понятия - только имена, знаки,
термины, обозначающие группы сходных между собой вещей. Принцип бритвы
Оккама: Сущности не следует умножать без необходимости. Работы: “Сумма
всей логики”, “Трактат о таинсвтах”, “Туд 90 дней”.
Социальная философия Т. Гоббса.
Томас Гоббс (1588 - 1679). Исходные основания социальной философии Гобсса -
индивидуалистичны, но выводы, к которым он приходит, напротив, подчиняют
индивидуальность воле суверенного правителя и государству как
“искусственному телу”. В отличие от большинства защитников деспотического
правительства Гоббс считает, что все люди равны от природы. Но в
естественном состоянии, до того, как появляется какая-либо власть, каждый
человек не только хочет сохранить свою собственную свободу, но и приобрести
господство над другими. Оба эти желания диктуются инстинктом самосохранения
(а по Гоббсу, все тела, - то есть единственное, что существует реально, -
имеют тенденцию к самосохранению). Естественный эгоизм. Из противоречий
этих желаний возникает война всех против всех, что делает жизнь
“беспросветной, звериной и временной”. В естественном состоянии нет
собственности, нет справедливости или несправедливости, есть только война,
а “сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями”.
Ради того, чтобы сохранить себя, люди решают подчинить себя центральной
власти, так, что общество и государство образуются как наиболее удобная и
надежная возможность сохранить свое существование ряду лиц, чье
существование постоянно подвергается опасности в войне всех против всех.
Такое образование Гоббс мыслит как результат общественного договора.
Предполагается, что люди собрались и согласились выбрать правителя, который
будет пользоваться правами власти над ними и положит конец всеобщей войне.
Люди обуздали себя ради самосохранения, несмотря на то, что такое обуздание
противоречит любви к свободе для себя и господству над другими.
Гоббс рассматривает также вопрос о том, почему не возможно сотрудничество,
подобное тому, которое есть у муравьев и пчел. Пчелы, находясь в одном и
том же улье, не конкурируют между собой, у них нет желания достичь почета,
и они не используют разум для того, чтобы критиковать правителя. Их
соглашение естественно, тогда как соглашения людей могут быть только
искусственными, договорными. Договор должен даровать власть одному человеку
или собранию лиц, так как иначе он не сможет принуждать к повиновению.
“Соглашения без содействия меча суть лишь слова.” Договор происходит не
между гражданами и правящей властью (Локк, Руссо) - это договор заключенный
лицами между собой о том, чтобы повиноваться правящей власти, которую
избирет большинство. Избранием этой власти их полномочия заканчиваются.
Меньшинство связано так же креко повиновением государственной власти, как и
большинство. Когда правительство избрано, граждане теряют все права, за
исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им тот, кто
правит. Гоббс отрицает права восстания, так как правитель не связан никаким
договором, тогда как подданные связаны. Объединенное таким образом
множество людей называется государством. Это - Левиафан, смертное божество.
Государство есть, таким образом, не что иное как искусственное тело. Гоббс
предпочитает монархию остальным формам правления. Веховная власть
называется сувереном. Его власть - неограничена. Однако Гоббс ограничивает
в одном отношении обязанность повиноваться суверену: право самосохранения у
человека - абсолютное. Таким образом, согласно Гоббсу, сопротивление
правителю оправдано только в случае самозащиты, тогда как с целью помощи
другому - преступно.
Философия Французского Просвещения XVIII века. (Общая характеристика,
основные представители, системы, школы).
Общая характеристика: Интелеектуальная эпоха с преобладанием
антропологического направления, пришедшая на смену логико-метафизическому
периоду. Чисто теоретическое направление уступило место пониманию философии
как мировой мудрости. Французское просвещение в общих чертах характеризует
то же, что и остальные просветительские течения:
1) Интерес к человеческой субъективности.
2) Скептическое и усталое принебрежение метафизическими тонкостями.
3) Признание существования общей человеческой природы.
4) Эмпирическое наблюдение человеческой жизни.
5) Изучение возможностей и границ познания (прежде всего, научного).
6) Преимущественный интерес к философским проблемам общественной жизни.
7) Распространение философии в широких кругах общественности.
8) Слияние научного и литературного движения.
Характерно светское воззрение на жизнь, которое было выработано еще
искусством, государством и естествознанием Ренесанса. Интерес к
разграничению метафизических понятий отходит на задний план. Довольствуются
общими метафизическими контурамми, чтобы тем внимательней заняться
вопросами человеческой жизни. Полемика со спекулятивной философией.
Метафизика “здравого человеческого смысла”.
Французское Просвещение складывалось по преимуществу под влиянием идей
Локка и Ньютона. Знакомство с ними оказало сильную поддержку стремлению к
освобождению умов от традиционных предрассудков. Под влиянием почерпнутого
из учения Локка убеждения, что всякое познание возникает из ощущений,
ньютоновское учение о тяготении перетолковывается в чисто механистическое
миросозерцание. В связи с этим во Французском Просвещении быстро произошел
переход от эмпиризма к сунсеализму и затем к крайнему материализму. С точки
зрения механиситческого материализма преимущественно разрабатывалась и
мораль: все формы удовольствия были сведены к чувственному удовольствию,
всякое же человеческое стремление - к эгоистическим побуждениям, которые
следует умерять воспитанием и благоразумным взвешиванием собственной
выгоды. Во Франции социальная и политическая действительность настолько
была противоположна идеалу, что не только изложение идей Просвещения
приобретает здесь более страстный и энергичный характер, но и сами идеи
получают более резкую форму, их отрицательная энергия сильнее направляется
против существующего государства и церкви. Пионером Французского
Просвещения был Пьер Бейль, который направил воззрения образованного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67