Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

соперничество иррационального и рационального подходов свидетельствует об

одной из ведущих страстей человека, раздираемого между тягой к единству и

ясным видением своих границ. Их расцвет в современности указывает лишь

насколько еще сильны упования на разум. Необходимо рассмотреть их

следствия.

Хайдеггер. Человек влачит унизительное существование, единственная

действительность кот. - “забота”. Она - мимолетная и ускользающая боязнь.

Но стоит ей осознать себя, и она становится страхом, в кот. существование

обретает себя. Мир ничего не может предложить человеку, находящемуся во

власти страха. Забота реализуется в множестве модусов: досада, как

результат попытки заглушить ее в себе; ужас перед смертью. Сознание смерти

- зов заботы, призывающий существование вернуться к самому себе после

утраты себя в Безымянном. По Хайдеггеру, тоже не следует погружаться в сон,

а надо бодрствовать вплоть до израсходования себя.

Ясперс отчаивается в какой-либо онтологии, т.к. хочет, чтобы мы

утратили “наивность”. Он знает, что разум в итоге терпит поражение. В этом

опустошенным мире, где невозможность знания доказана и небытие выглядит

единственной действительностью, а беспросветное отчаяние - единственно

оправданной позицией, он ищет Ариаднину нить, кот. вела бы к божественным

тайнам.

Шестов. Доказывает, что любое рациональное стремление в итоге

упирается в иррациональность человеческой мысли. Его занимают исключения из

правил, в кот. возвеличивается человеческий бунт против непоправимого.

Кьеркегор. Он не только открывает абсурд, но и живет им. Духовное

приключение, подводящее Кьеркегора к столь дорогим ему скандалам бытия,

тоже берет свое начало в хаосе опыта, лишенного всяких прикрас, взятого в

его первозданной бессвязности.

Совсем в другом плане - плане метода - миру возвращают его

разнообразие Гуссерль и феноменологи. Благодаря им духовный мир человека

обогащается т.к. все в нем имеет привилегированное положение. Хотя сам ход

поиска более позитивен чем у предыдущих, Гуссерль также отвергает

классический рационализм, подрывает надежду, открывает сердцу и интуиции

доступ к разрастающемуся обилию вещей, в кот. есть что-то бесчеловечное.

Оправданием для мысли служит ее предельное осознанность. Но речь идет о

познавательной установке, а не о душевном утешении.

Все эти опыта развиваются на почве, где нет места надежде. Здесь дух

сталкивается с вопросом и ответом о самоубийстве и вынужден вынести

приговор. Но порядок исканий нужно опрокинуть и идти от приключений

интеллекта к повседневным поступкам.

Философское самоубийство.

Интересует не системы, а то общее, что есть в их выводах. Жизнь под

вызывающими удушье небесами понуждает либо с нею расстаться, либо ее

продолжить. В первом случае вопрос - как расстаться, во втором - почему

продолжить. Для этого необходимо установить в чем смысл абсурда и каковы из

него следствия.

Абсурд - это конституируемый разлад между сущим и должным, кот.

возникает в области их столкновения. Он возникает при сопоставлении

наличного положения дел с определенного рода действительностью. Как таковой

он не принадлежит не миру и не человеку, но находится в плоскости их

встречи и совместного присутствия. Как таковой, он пребывает в этом

триединстве человека, мира и их со-бытия, которое неразложимо. Суть дела в

том, чтобы выяснить можно ли от него избавится и должно ли быть из него

выведено самоубийство. Для решения вопроса необходимо сохранить в

неприкосновенности содержание абсурда, кот. - столкновение и непрестанная

борьба, где нет надежды (что не предполагает отчаяния), присутствует

постоянное отрицание (что не есть отречение) и осознанная

неудовлетворенность (но не юношеское беспокойство). Должно быть вынесено из

рассмотрения все, что уничтожает этот разлад - прежде всего согласие,

согласие с абсурдом. Абсурд имеет смысл только в той мере, в какой с ним не

соглашаются.

Поскольку человек всегда бывает добычей исповедуемых им истин, то

каковы следствия этой очевидности.

Философские учения экзистенциалистов всегда предлагают бегство от

действительности, обожествляя то, что их подавляет и находя основу для

надежды в том, что их обездоливает. Эта их надежда по сути религиозна, кот.

сама по себе есть абсурдный алогичный прыжок.

Ясперс сталкиваясь с немощью бытия одним махом переходит к утверждению

и трансцендентного начала, и бытийной значимости своего опыта, и

сверхчеловеческого смысла жизни. Так абсурд становится Богом, а бессилие

понять - освещающим все бытием. Шестов утверждает, что единственно

возможный выход находится как раз там, где согласно человеческому разумению

выхода нет. К Богу затем только и обращаются, чтобы получить невозможное,

т.к. для возможного вполне хватает людей. Открывая абсурдность всего

сущего, он не утверждает: “вот абсурд”, а утверждает “вот Бог”, и чем

бесчеловечней его лик, тем очевидней его существование. Для Шестова

констатировать абсурд - значит его принять. Т.о. утрачивает подлинный смысл

абсурда. Для Шестова разум бесплоден, но есть нечто выше разума. Для

человека абсурда разума бесплоден и нет ничего выше разума. Человек абсурда

сохраняет оба члена сравнения - непостижимость бытия и ограниченную

рациональность познаваемого.

То же присутствует, еще отчетливей, у Кьеркегора. Он тоже делает

прыжок. Для него антиномия и парадокс являются критериями религиозности. Он

требует жертвы интеллекта, уничтожая тем самым смысл абсурда. “В своем

поражении, - говорит он, - верующий обретает свое торжество”.

Экзистенциалистская позиция - позиция философского самоубийства, при

котором мысль отрицает сама себя и старается превзойти себя в том, что

является ее отрицанием. Есть множество способов прыгать, но важен сам

прыжок. Все они претендуют на достижение вечного - в этом и состоит прыжок.

Такой же прыжок наблюдается и у Гуссерля. Начинает он со

соответствующей абсурдному разуму установки, отказывающейся объяснять мир,

и определяя себя как описание пережитого. Но потом он пытается рационально

обосновать само понятие истины и открыть “сущность” каждого явления. Он

утверждает, что то, “что истинно, истинно абсолютно, в себе; истина едина;

она тождественна самой себе, кто бы ее не воспринимал - люди, чудовища,

ангелы или боги”. Здесь то и совершается прыжок к универсальности логоса.

Разум у Гуссерля, в конце концов, не ведает никаких ограничений. Абсурд же

устанавливает для себя пределы. Абсурд - это ясный разум, сознающий свои

пределы. Он не устраняет ни одного из членов сравнения: пределов разума с

его активностью.

Абсурдная свобода.

Чувство абсурда рождается как сознание невозможности примерить две

уверенности: жажду абсолюта и единства, и несводимость мира к

рациональному и разумному принципу. Именно это сознание разделяет мир и дух

человека абсурда, кот. не может уклонится от него, поскольку любое

отклонение не решает проблемы. Человек абсурда удерживает это

противостояние мира в себе. Как таковой он - человек бунта. Т.о. опыт

абсурда далеко отстоит от самоубийства, т.к. самоубийство - лишь иная

попытка бегства. Самоубийство, как и прыжок, - полнейшее принятие сущего.

Оно противостоит бунту, т.к. предполагает согласие. Бунт - осознание смерти

и ее неприятие. Такой бунт придает жизни ценность. Реализующееся в нем

сознание смерти, утверждающее отсутствия завтрашнего дня, открывает дорогу

к абсурдной свободе, которая разрушает все иллюзии человеческого понимания

свободы. Возврат к отчетливому сознанию и бегство от повседневного сна -

первые предпосылки абсурдной свободы, кот. есть свобода мысли и действия

без надежды. Смерть и абсурд являются единственными принципами разумной

свободы. Эта свобода открывается безразличием к будущему и страстью

испытать все, что возможно. Качественное понятие опыта заменяется

количеством - не прожить жизнь как можно лучше, а пережить как можно

больше. Здесь нет места ценностным суждениям.

Пережить как можно больше значит - противостоять миру как можно чаще,

на грани смерти и безумия, кот. придают опыту его интенсивность, поскольку

только они являются предельными границами опыта, очерчивая всю его

возможную область. Т.о. из абсурда исходят три следствия - бунт, свобода и

страсть, кот. единственно являются мерами абсурда.

Человек абсурда.

Человек абсурда - сама невинность. Он не приемлет морали не от Бога,

т.к. она - лишь способ оправдания, но и Бога для него нет. Но абсурд не

освобождает, а связывает. Говоря - “все позволено”, он лишь делает

равноценными последствия поступков, лишая какого-либо значения гордость или

угрызения совести. Человек абсурда полностью принимает на себя

ответственность за свои поступки, движимый стремлением исчерпать себя до

конца. Примеры:

Донжуанство. Дон Жуан как человек абсурда. Количественный опыт любви,

но со всей страстью и от всей души, кот. знает, что ее любовь преходяща. Он

беспечен, т.к. печали рождаются по неведению или из надежды. Но он знает и

не надеется. Он проживает сегодня, не уповая на будущее. Посюсторонняя

жизнь удовлетворяет его полностью, но он знает свои границы и свою

ответственность. А зная их, принимает вызов Командора, т.к. в этом его

честь.

Театральное представление. Актер если и не человек абсурда, то

служитель абсурдной судьбы. Вовлеченный в игру, он перевоплощается во

множество лиц, проживая их за отведенные им три часа. Он наделяет их своей

плотью и кровью, смывающими границу между его героями и им самим. Его

судьба - быть героем, множеством масок, жизней. Его время - его игра. То,

что он не сделал здесь и сейчас уже никогда не вернуть, и поэтому только

здесь и сейчас нечто имеет ценность. В своей игре он утверждает за

реальностью ее условность, кот. и есть реальность игры. В ней все должно

быть явленно, все раскрыто. Нет места ничему тайному. Проживая множество

жизней, он утверждает их и жизни как таковой преходящий характер, т.к.

имеет значение лишь то, что происходит на сцене.

Завоевание. “Нет, - говорит завоеватель, - не думайте, будто из-за

любви к действию, я разучился мыслить. Напротив, я прекрасно могу

определить, во что я верю. Поэтому моя вера крепка, а зрение надежно и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты