Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

3. Порфирий (233 - 305 гг.) - ученик и жизнеописатель Плотина. Известен

прежде всего как автор “Введения” к “Категориям” Аристотеля. Вновь вызвал

к жизни проблему видо-родового определения и инспирировал проблему

существования универсальных сущностей.

4. Ямвлих (240 / 250 - 325 гг.) - синтез неоплатонизма и магии, теургии.

Более детальное определение Единого.

5. Прокл (410 - 485 гг.) - комментарии к платоновским диалогам,

“Платоновская теология”, “Первоосновы теологии”. Детализировал и

систематизировал неоплатонизм. использовал триадическую схему для

описания интеллегибельного и телесного универсума. Закон порождения: 1)

Mone - самосохранение, самосбережение; 2) Prodos - исхождение начала из

себя; 3) Epist-rophe - возвращение начала к самому себе.

Основные проблеммы:

1) Проблема Единого. Единое - рационально не постижимо; хотя так или иначе

во всем сущем есть единство, само по себе Единое - Сверхбытие,

Сверхсущее.

2) Проблема происхождения - множественности из Сверхбытия Единого: Единое

= Благо: а) поддерживает само себя, ни в чем не нуждаясь; b) дает бытие

другому (метафора света - исходит не уменьшаясь).

3) Проблема устроения интеллигибельного и телесного универсумов. Плотин:

Единое - Ум (Нус), который созерцает идеи - Душа (дает жизнь всему

чувственному) - физический космос - неопределенная материя (небытие).

4) Проблема человеческой души и ее возвращения к Абсолютному. Экстасис,

упрощение души, сбросить с себя все, самостоятельное восхождение (нет

благодати).

Преимущественно языческая философия, хотя во многом предвосхитила философию

христианскую и явилась одним из крупнейших теоретических источников

последней.

Славянофильство и западничество в русской религиозной мысли.

Славянофильство - на волне последекабристской реакции - "русское

воззрение", "самобытничество". Еще от московских любомудров 20-х г.г.

(В.Ф.Одоевский, Д.В.Веневитинов,А.И.Кошелев, братья П. и И. Киреевские,

Хомяков, С.П.Шевырев)

Сущность славянофильства определяется идеей "несхожести" России и Запада.

К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков - "славяно- христианское",

"православно- русский","русское" воззрение. Стемление обосновать особый по

сравнению с Западной Европой пути Росии. Особенности русской истории: 1)

православие, 2) общинный быт, 3) покорность русского народа, 4) отсутствие

в его истории классового расслоения. Религия народа - определяет характер

его мышления и основа общественнной жизни. Православие - можно расчитывать

на прогресс. Философское обоснование - в религиозно-мистической системе:

волюнтаристическая онтология (Хомяков), иррационалистическая онтология

(Киреевский).

Противостояние России и Запада.

И.В.Киреевский (1806-1856) - различие духовности и культуры, различие

просвещения России и Запада. Россия - непосредственное общение со

вселенской церковью. Восприятие истинное ничем не

замутненное.Православие из Византии, которое пребывало в России в

монастырях Западное просвещение удалилось в секуляризированную культуру: а)

католицизм в)древнеримская образованность,с)идеология государства.Но не

отбрасывая всего западного - " образец последней системы Шеллинга"-

философия верующего разума. Особенностью русского народа К. считает

непротивление злу, отсутствие классового расслоения, общинный быт.

А.С.Хомяков (1804-1860) Противник рационализма "Гносеологический

антионтологизм". Первоосновой сущего он считал идеальное, разумное и

свободное начало, познание которого должно осуществляться неким "внутренним

знанием", "разумным зрячеством", т.е. с помощью религиозной веры. В теории

общества он стоял на позиции провиденциализма и проповедовал

соборность- союз индивидов, собранных во имя идеи бога и любви.

Вера------ Живое знание -------Рассудочное знание.

Обусловленность живого знания верой и любовью придает ему характер

соборности.

К.С.Аксаков(1817-1860) - политика, русская история. У нас другой путь,

наша Русь - святая Русь . Отделиться от заадной Европы, вот все, что нам

надо. Запад сотворил себе из правительства кумира. Против ограничения

самодержавной власти царя, но за сохранение духовной свободы индивидума.

Крестьян объединяют религиозно-православным мировозрением благодаря

православной вере.

Ю,Ф,Самарин (1814-1876) увлекался Гегелем, затем отошел от него.

Западники: Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и

развитие России по "западному", т. е. буржуазному пути. Сер. 40-х годов

московский кружок: Герцен, Грановский, Огарев, В. Боткин, Кавелин, Н.

Кетчер, Е. Корш. Связь с кружком у Белинского, И. Тургенев, П. Анненков, И.

Панаев. Осуждение самодержавно крепостнического строя, борьба против

идеологии "официальной народности", развитие идей Просвещения, стремление к

Европеизации Росии. С конца 40-х годов - раскол: 1) Белинский, Герцен,

Огарев - выступают как материалисты, революционеры-демократы и социалисты;

2)Кавелин, Боткин, Корш - защищают идеализм, либерализм; 3) Грановский -

позиция надклассового просветительства.

П. Я.Чаадаев(1794-1856) -Предтеча западничества, не западник в узком

смысле. "Философические письма"; выразил негодование по поводу отлучения

России от "всемирного воспитания человеческого рода", духовного застоя.

Восхваляет Западную Европу: идеи долга, справедливости, права родились из

самих событий, образовавших там общество. Россия не принадлежит ни Западу,

ни Востоку, у нас нет традиций ни того, ни другого. Мы одиноки в мире и

ничего ему не дали. Затем отрицательное отношение к России сгладилось:

бесплодность исторического прошлого России - в известном смысле -благо.

Русский народ не скован окаменелыми формами жизни. До 1823г. разделял идеи

деизма. Позже - - на позициях религиозного мировозрения, верховная роль

божественного закона в природе и обществе в духе объективного идеализма.

Н,В,Станкевич (1813-1940) Кружок Станкевича с 1831г. , в который входилив

разное время Белинский, Бакунин, Аксаков и др. Философские воззрения в его

"Переписке... "1857г. , в сочинениях, собранных в книге

"Стихотворения.Трагедия. Проза"1890г. изд. С 1834 г. увлекся соч. Шеллинга,

Канта, Гегеля. Взглядам С. свойственна идеалистическая диалектика. В

послелние годы жизни приходил к мысли о необходимости сближения философии

с действительностью, одобрял идеи польского младогегельянца А,Цешковского и

Фейербаха.

В,Г,Белинский (1811-1848) Увлекался гегельянством, затем Сен- Симоном и

Леру, Фейербахом - "антропологический материализм". Пренебрежение

православием. Считал, что ближайшей задачей преобразований в России

является уничтожение патриархально-крепостнических форм жизни(прежде всего

крепостного права), проведения ряда демократических реформ. Исходя из

этого, он вел борьбу с позиций ревлоюционного просвещения с ретрогадными

идеями "официальной народности", высмеивал славянофильскую идеализацию

патриархального прошлого Росии.

А. И. Герцен (1812 - 1870) - признавал существование объективного разума.

Критиковал славянофилов за идеализацию православия и поддержку

самодержавия. Основоположник народничества. После 1848 г. разочарование в

мелкобуржуазном духе Западной Европы. Идея "русской общины".

Средневековая схоластика. (Общая характеристика, основные

представители).

Схоластическая философия возникает в средневекоой европе с XI в. Главной

ее целью и стремлением было доказать истины религиозного направления так же

и рациональным путем, как разумно необходимое познание. В этом отношении

может быть характерным свидетельством позиция Ансельма Кентерберрийского:

Credo ut intelligam - "Верю, чтобы понимать". В первый период это и

оставалось ее единственной целью. Схоластика была вполне теологией. Для

рационалистической схоластики характерен онтологический метод - доказывать

истину предмета, исходя только из его понятия. Но уже с конца XII в.

проникают светские интересы: образование школ, полемические диспуты в

университетах, сводившиеся зачастую только к технической стороне дела

(отсюда внимание к логике и диалектике), интерес к натурфилософии.

Знакомство с физическими и метафизическими сочинениями Аристотеля, с чьими

произведениями Европа познакомилась через арабские переводы, тогда как на

первой стадии схоластика формировалась под влиянием неоплатонизма и

немногочисленных переводов из Аристотеля и комментариев к ним Боэция. Петр

Абеляр: Intelligio ut credam - "Понимаю, чтобы верить". Постепенно

осознается поожения разума как автономного средства постижения истин веры.

С XII в образ мысли становится все более эмпиричным, все более и более

проявляется скептицизм в отношении соответствия разумного познания и истин

откровения, становится очевидной независимость веры от разума.

Существенной для всей средневековой схоластики была проблема универсалий,

т. е. проблема существования и способа существования общих понятий. В

Средние века сформировались основные позиции возможного разрешения данной

проблемы;

Крайний реализм: универсалии прежде вещей, обладают независимым

самотождественным существованием.

Умеренный реализм: универсалии в вещах - общее как форма существует в

каждой индивидуальной вещи.

Умеренный номинализм (концептуализм): универсалии существуют только в

интеллекте, отвлеченные в качестве общих понятий от индивидуальных вещей.

Крайний номинализм (терминизм): универсального не существует, есть только

общие имена, обозначающие множества сходных вещей.

В соответствие с этим можно выделить три периода средневековой схоластики,

в которых преобладает то или иное направление (умеренный реализм и

умеренный номинализм берутся здесь вместе):

1. Первый период XI в.: крайний реализм. Господствует платонизм.

Универсалии - условия существования и мыслимости вещей. Ансельм

Кентерберрийский, Вильгельм из Шампо, Росцелин (номиналист).

2. Второй период. XII - XIII вв.: умеренный реализм и умеренный

номинализм. Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт.

3. С XIV в. номинализм господствует. Совершенное разделение веры и знания:

быть в вере мистиком, в науке эмпириком, где надо - скептиком.

Представители:

1) Ансельм Кентерберрийский (д’Аоста) (1033 - 1109) - вера выше разума и

является его основанием и оправданием. Догматы - незыблимая истина. Но их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты