3. Порфирий (233 - 305 гг.) - ученик и жизнеописатель Плотина. Известен
прежде всего как автор “Введения” к “Категориям” Аристотеля. Вновь вызвал
к жизни проблему видо-родового определения и инспирировал проблему
существования универсальных сущностей.
4. Ямвлих (240 / 250 - 325 гг.) - синтез неоплатонизма и магии, теургии.
Более детальное определение Единого.
5. Прокл (410 - 485 гг.) - комментарии к платоновским диалогам,
“Платоновская теология”, “Первоосновы теологии”. Детализировал и
систематизировал неоплатонизм. использовал триадическую схему для
описания интеллегибельного и телесного универсума. Закон порождения: 1)
Mone - самосохранение, самосбережение; 2) Prodos - исхождение начала из
себя; 3) Epist-rophe - возвращение начала к самому себе.
Основные проблеммы:
1) Проблема Единого. Единое - рационально не постижимо; хотя так или иначе
во всем сущем есть единство, само по себе Единое - Сверхбытие,
Сверхсущее.
2) Проблема происхождения - множественности из Сверхбытия Единого: Единое
= Благо: а) поддерживает само себя, ни в чем не нуждаясь; b) дает бытие
другому (метафора света - исходит не уменьшаясь).
3) Проблема устроения интеллигибельного и телесного универсумов. Плотин:
Единое - Ум (Нус), который созерцает идеи - Душа (дает жизнь всему
чувственному) - физический космос - неопределенная материя (небытие).
4) Проблема человеческой души и ее возвращения к Абсолютному. Экстасис,
упрощение души, сбросить с себя все, самостоятельное восхождение (нет
благодати).
Преимущественно языческая философия, хотя во многом предвосхитила философию
христианскую и явилась одним из крупнейших теоретических источников
последней.
Славянофильство и западничество в русской религиозной мысли.
Славянофильство - на волне последекабристской реакции - "русское
воззрение", "самобытничество". Еще от московских любомудров 20-х г.г.
(В.Ф.Одоевский, Д.В.Веневитинов,А.И.Кошелев, братья П. и И. Киреевские,
Хомяков, С.П.Шевырев)
Сущность славянофильства определяется идеей "несхожести" России и Запада.
К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков - "славяно- христианское",
"православно- русский","русское" воззрение. Стемление обосновать особый по
сравнению с Западной Европой пути Росии. Особенности русской истории: 1)
православие, 2) общинный быт, 3) покорность русского народа, 4) отсутствие
в его истории классового расслоения. Религия народа - определяет характер
его мышления и основа общественнной жизни. Православие - можно расчитывать
на прогресс. Философское обоснование - в религиозно-мистической системе:
волюнтаристическая онтология (Хомяков), иррационалистическая онтология
(Киреевский).
Противостояние России и Запада.
И.В.Киреевский (1806-1856) - различие духовности и культуры, различие
просвещения России и Запада. Россия - непосредственное общение со
вселенской церковью. Восприятие истинное ничем не
замутненное.Православие из Византии, которое пребывало в России в
монастырях Западное просвещение удалилось в секуляризированную культуру: а)
католицизм в)древнеримская образованность,с)идеология государства.Но не
отбрасывая всего западного - " образец последней системы Шеллинга"-
философия верующего разума. Особенностью русского народа К. считает
непротивление злу, отсутствие классового расслоения, общинный быт.
А.С.Хомяков (1804-1860) Противник рационализма "Гносеологический
антионтологизм". Первоосновой сущего он считал идеальное, разумное и
свободное начало, познание которого должно осуществляться неким "внутренним
знанием", "разумным зрячеством", т.е. с помощью религиозной веры. В теории
общества он стоял на позиции провиденциализма и проповедовал
соборность- союз индивидов, собранных во имя идеи бога и любви.
Вера------ Живое знание -------Рассудочное знание.
Обусловленность живого знания верой и любовью придает ему характер
соборности.
К.С.Аксаков(1817-1860) - политика, русская история. У нас другой путь,
наша Русь - святая Русь . Отделиться от заадной Европы, вот все, что нам
надо. Запад сотворил себе из правительства кумира. Против ограничения
самодержавной власти царя, но за сохранение духовной свободы индивидума.
Крестьян объединяют религиозно-православным мировозрением благодаря
православной вере.
Ю,Ф,Самарин (1814-1876) увлекался Гегелем, затем отошел от него.
Западники: Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и
развитие России по "западному", т. е. буржуазному пути. Сер. 40-х годов
московский кружок: Герцен, Грановский, Огарев, В. Боткин, Кавелин, Н.
Кетчер, Е. Корш. Связь с кружком у Белинского, И. Тургенев, П. Анненков, И.
Панаев. Осуждение самодержавно крепостнического строя, борьба против
идеологии "официальной народности", развитие идей Просвещения, стремление к
Европеизации Росии. С конца 40-х годов - раскол: 1) Белинский, Герцен,
Огарев - выступают как материалисты, революционеры-демократы и социалисты;
2)Кавелин, Боткин, Корш - защищают идеализм, либерализм; 3) Грановский -
позиция надклассового просветительства.
П. Я.Чаадаев(1794-1856) -Предтеча западничества, не западник в узком
смысле. "Философические письма"; выразил негодование по поводу отлучения
России от "всемирного воспитания человеческого рода", духовного застоя.
Восхваляет Западную Европу: идеи долга, справедливости, права родились из
самих событий, образовавших там общество. Россия не принадлежит ни Западу,
ни Востоку, у нас нет традиций ни того, ни другого. Мы одиноки в мире и
ничего ему не дали. Затем отрицательное отношение к России сгладилось:
бесплодность исторического прошлого России - в известном смысле -благо.
Русский народ не скован окаменелыми формами жизни. До 1823г. разделял идеи
деизма. Позже - - на позициях религиозного мировозрения, верховная роль
божественного закона в природе и обществе в духе объективного идеализма.
Н,В,Станкевич (1813-1940) Кружок Станкевича с 1831г. , в который входилив
разное время Белинский, Бакунин, Аксаков и др. Философские воззрения в его
"Переписке... "1857г. , в сочинениях, собранных в книге
"Стихотворения.Трагедия. Проза"1890г. изд. С 1834 г. увлекся соч. Шеллинга,
Канта, Гегеля. Взглядам С. свойственна идеалистическая диалектика. В
послелние годы жизни приходил к мысли о необходимости сближения философии
с действительностью, одобрял идеи польского младогегельянца А,Цешковского и
Фейербаха.
В,Г,Белинский (1811-1848) Увлекался гегельянством, затем Сен- Симоном и
Леру, Фейербахом - "антропологический материализм". Пренебрежение
православием. Считал, что ближайшей задачей преобразований в России
является уничтожение патриархально-крепостнических форм жизни(прежде всего
крепостного права), проведения ряда демократических реформ. Исходя из
этого, он вел борьбу с позиций ревлоюционного просвещения с ретрогадными
идеями "официальной народности", высмеивал славянофильскую идеализацию
патриархального прошлого Росии.
А. И. Герцен (1812 - 1870) - признавал существование объективного разума.
Критиковал славянофилов за идеализацию православия и поддержку
самодержавия. Основоположник народничества. После 1848 г. разочарование в
мелкобуржуазном духе Западной Европы. Идея "русской общины".
Средневековая схоластика. (Общая характеристика, основные
представители).
Схоластическая философия возникает в средневекоой европе с XI в. Главной
ее целью и стремлением было доказать истины религиозного направления так же
и рациональным путем, как разумно необходимое познание. В этом отношении
может быть характерным свидетельством позиция Ансельма Кентерберрийского:
Credo ut intelligam - "Верю, чтобы понимать". В первый период это и
оставалось ее единственной целью. Схоластика была вполне теологией. Для
рационалистической схоластики характерен онтологический метод - доказывать
истину предмета, исходя только из его понятия. Но уже с конца XII в.
проникают светские интересы: образование школ, полемические диспуты в
университетах, сводившиеся зачастую только к технической стороне дела
(отсюда внимание к логике и диалектике), интерес к натурфилософии.
Знакомство с физическими и метафизическими сочинениями Аристотеля, с чьими
произведениями Европа познакомилась через арабские переводы, тогда как на
первой стадии схоластика формировалась под влиянием неоплатонизма и
немногочисленных переводов из Аристотеля и комментариев к ним Боэция. Петр
Абеляр: Intelligio ut credam - "Понимаю, чтобы верить". Постепенно
осознается поожения разума как автономного средства постижения истин веры.
С XII в образ мысли становится все более эмпиричным, все более и более
проявляется скептицизм в отношении соответствия разумного познания и истин
откровения, становится очевидной независимость веры от разума.
Существенной для всей средневековой схоластики была проблема универсалий,
т. е. проблема существования и способа существования общих понятий. В
Средние века сформировались основные позиции возможного разрешения данной
проблемы;
Крайний реализм: универсалии прежде вещей, обладают независимым
самотождественным существованием.
Умеренный реализм: универсалии в вещах - общее как форма существует в
каждой индивидуальной вещи.
Умеренный номинализм (концептуализм): универсалии существуют только в
интеллекте, отвлеченные в качестве общих понятий от индивидуальных вещей.
Крайний номинализм (терминизм): универсального не существует, есть только
общие имена, обозначающие множества сходных вещей.
В соответствие с этим можно выделить три периода средневековой схоластики,
в которых преобладает то или иное направление (умеренный реализм и
умеренный номинализм берутся здесь вместе):
1. Первый период XI в.: крайний реализм. Господствует платонизм.
Универсалии - условия существования и мыслимости вещей. Ансельм
Кентерберрийский, Вильгельм из Шампо, Росцелин (номиналист).
2. Второй период. XII - XIII вв.: умеренный реализм и умеренный
номинализм. Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скотт.
3. С XIV в. номинализм господствует. Совершенное разделение веры и знания:
быть в вере мистиком, в науке эмпириком, где надо - скептиком.
Представители:
1) Ансельм Кентерберрийский (д’Аоста) (1033 - 1109) - вера выше разума и
является его основанием и оправданием. Догматы - незыблимая истина. Но их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67