объект транцендентен Я, но имманентен самому знанию.Знание о внешнем мире
есть прцесс, одною своею стороною разыгрывающийся в мире не - Я (материал
знания), а другою стороною совершающийся в мире Я.
Непосредственное сознавание внешнего мира - интуиция, мистическое
восприятие
Учение о субъективности заменяется учением отранссубъективности.
а)Ощещение - внешний мир,
в)Ощущение не есть свойство воспринимаемого внетелесного объекта.
Транссубъективность - внутрителесная и внетелесная.
с)Состав восприятий внешнего мира.
Воспрития:
а)процессов сферы субъективного мира
в)процессов транссубъективного внутрителесного мира,
с)процессов транссубъективного внетелесного мира.
Внешние восприятия складываются из всех трех категорий.
4) Недостатки учений о Я как о духовно - телесной индивидуальности.
Произошло смешение: субъективное и транссубъективное внутрителесное ---
духовно - телесная индивидуальность. Транссубъективное внетелесное ---
объективное.
5)Основные характерные особенности интуитивизма.
Философское направление Лосского - мистическое (а) : мир не-Я познается
таким непосредственно как и мир Я. Имманентное в отношении к процессу
знание может быть трансцендентальным в отношении к Я, т.к. процесс знания
надындивидуален.
Эмпирическое(в) - -познающий субъект не может сам создавать знание о
внешнем мире. Опыт -
испытание самого внешнего мира, а не действий его на Я.
Универсалистический эмпиризм - интуитивизм.
Догматические предпосылки теории знания Канта.
Кант принимает подпочвенные предположения эмпиризма и
рационализма:разъединенность знания и вещей. Предпосылка, что в данных
опыта нет связанности, она - действие субъекта. Оригинальность Канта:
систематическая активность субъекта.
Я и не-Я - совершенно непознаваемы. Познаваемо только представление и
строй его определяется только отношениями между рассудком и чувственностью,
а вовсе не отношением между Я и не- Я. Познавательный процесс и вещи в себе
обособлены друг от друга. Кант смешивал объективность вообще и
объективность чистого опыта.Объективность знания по Канту отнесенность
представления к чему-то такому, что кажется находящимся за пределами
субъекта.
Учение о непосредственном восприятии транссубъективного мира в философии
ХIXвека
I.Общий характер послекантовской философии. Отрицание гносеологического
индивидуализма, возможность интуитивного знания
Фихте,Шеллинг,Гегель,Шопенгауэр - мистический рационализм, вывести все
знания путем спекуляции.
Спенсер, Мах, Авенариус - эмпиризм, позитивистический эмпиризм:
переплетение индуктивного знания со спекуляцией.
Неокантианцы, имманентная философия - интуитивный критицизм.
II. Мистический рационализм.
Слишком одностороннее использование умозрения. Интеллектуальная интуиция.
Гегель: непосредственность знания - соотнесенности его только с самим
собой.
III. Позивистический эмпиризм.
Упущение различия между действительной данностью транссубъективной
действительности и необходимым допущением ее существования.
IV.Интуитивный критицизм.
Имманентная философия - отрицание возможного трансцендентного знания .
Трансцендентальная апперцепция - сверхиндивидуальное единство.
V. Учение о непосредственном восприятии в русской философии.
1.От Шеллинга и Гегеля (С.В.Соловьев, С.Н.Трубецкой)
2. От Лейбница (Козлов)
Лосский: учение о непосредственном восприятии транссубъективного мира для
целей гносеологии.
Аскольдов
Часть II: Знание как суждение.
I.Дифференциация объектов знания. Объективность процесса знания. Знание -
жизнь+ сравнивание.
Знание - процесс дифференцирования путем сравнивания
Но есть и недифференцируемый .
Истина - дифференцированный образ складывается только из элементов самого
объекта. Есть “сознание субъективности” и” сознание объективности”
II. Суждение.
Процесс знания как процесс дифференцирования путем сравнения неизбежно
выражается не иначе как в форме суждения, и этим генезисом суждения вполне
объясняется структура его,т.е. неизбежная наличность трех элементов:
субъекта, предиката, отношения между субъектом и предикатом. Субъект
суждения - темная, неисчепаемая действительность, неизвестная нам, но
обозначающаяся некоторым представлением. Представление и понятие -
сокращенные комплексы суждений.
III. Учение о суждении. Суждение есть отдельный опыт дифференциации объекта
путем сравнивания.
Учение: суждение - отношение между понятиями
1. - отношение между вещами.
Лосский:
1) суждение есть акт, производимый познающим субъектом, акт
дифференцирования путем сравнивания.
2) суждение сохраняет эту необходимость для познающего субъекта навсегда.
истинное суждение обязательно для всякого бходимо причисляется Y =
функциональная зависимость (связь основания и следствия). Истинное суждение
- предикат его без всякой помощи со стороны познающего лица следует из
субъекта суждения так, что познающему лицу остается только опознать это
отношение путем сосредоточения внимания на нем. Истинное суждение =
предикат имеет полное (достаточное) основание в субъекте. (Закон
достаточного основания).
а)норма, в) закон природы.
Полагая, что между миром Я и миром не-Я нет никаких перегородок, так что
вещи даны нам вместе со всеми связями действия, применения и т.п. - мы
вводим последнее условие необходимостисуждений. Психологический состав
суждения может измениться, но сами объекты - нет, они остаются
тождественными.
Общее и индивидуальное
Множество явлений не может быть помыслимо как множество в акте суждения,
т.к. это единый акт. Как единая мысль в общем суждении охватывает множество
явлений :
1)реализм
2)концептуализм
3)номинализм (крайний)
Реализм вместе с интуитивизмом( мистическим эмпиризмом) отвечает на вопрос
опроисхождении общих понятий: различные обособленные друг от друга в
пространстве и времени явления вовсе не обособлены друг от друга абсолютно,
они заключают в себе одни и те же, не просто сходные, а тождественные
элементы или стороны; поскольку в них есь тождественное, они составляют
один и тот же предмет и в действительности и в мышлении. Общее в вещах есть
нечто первоначальное, непроизводное, поэтому и в мышлении оно не может быть
произведено из чего-либо необщего. Реализм - прямое выражение тех фактов,
которые непосредственно переживаются в акте высказывания общего суждения.
Те стороны действительности, которые наблюдаются с величайшей ясностью и
отчетливостью и несомненно находятся налицо в суждении и восприятии,
относятся к области общего и только вследствие ряда недоразумений
принимаются за индивидуальное, тогда как настоящее индивидуальное,
абсолютно индивидуальное наблюдается и опознается с величайшим трудом.
Содержание суждения:
1) индивидуальное.
2) средней степени общности - развитие в настоящий момент.
3) высшей степени общности.
Для процесса мышления нет различия между общим и частным - они одинаково
единичны и индивидуальны.
Элементарные методы знания.
I. Теория интуитивизма (Теория непорседственного усмотрения связи основания
и следствия). Теория суждения должна допускать, что мы сознаем не только
элементы мира, но и отношения между этими элементами, процессы
действования, функциональные зависимости как живое, реальное единение.
Суждения, возникающие путем усмотрения связи основания и следствия -
суждения восприятия.
Процессы восприятия:
1) Прямые (Воспринимаем сложное S и невыходя за его пределы обнаруживаем
P).
2) Косвенные (Выходим за эти пределы).
Построение суждения из материала уже существующих суждений - умозаключение
(дедуктивное).
1) Прямые методы знания.
2) Косвенные методы знания.
II. Прямые методы.
Простейший прямой метод: построение суждения на основании одного акта
восприятия, путем дифференцирования непосредственно данного в нем и еще не
обработанного в познании содержания.
Второй метод - умазаключение. Новое суждение строится путем дифференциации
одного или нескольких уже существующих суждений.
S1 - P1.
S2 - P2., где S1, S2 - одна группа, а P1, P2 - другая. = обобщение или
прямое индуктивное умозаключение.
III. Косвенные методы. Применяются когда дано либо основание, либо
следствие и к ним нужно найти соответственно следствие или основание и
когда по отношениям S и P к другим элементам можно усмотреть их отношение
друг к другу.
1) косвенное восприятие.
2) косвенное (дедуктивное) умозаключение: поставив в сознании с двух
различных сторон дифференцированную действительность M, т. е. выразив ее
содержание в двух суждениях, из которых одно заключает в себе S, а другое
- P, мы затем присматриваемся к содержанию этой действительности и находим
в ней некоторое новое свойство: отношение S к Р. (NB: Можно заключать от
полного следствия к полному основанию).
IV. Косвенные индуктивные умозаключения. Не усматривается связь S и Р
прямо. Меньная посылка состоит из наблюдений и опытов. Модификация
дедуктивных умозаключений.
V. Умозрение. Переживания - двух родов: (1) чувственные и (2)
нечувственные.
Знание, состоящее в обработке нечувственного опыта есть умозрение.
“Умозрительный эксперимент”. Умозрительные умозаключения - в котороых все
содержание посылок, поскольку оно необходимо для вывода, имеет
нечувственный характер. (аксиомы, постулаты).
VI. Интуитивизм, индивидуалистический эмпиризм и априоризм критической
философии в их отношении к теории элементарных методов знания.
Три ответа на вопрос о происхождении общих суждений:
1) Путем прямых методов (прямой индукции) = интуитивизм.
2) Общих суждений нет Только иллюзия. (Индукция через перечисление).
3) Даны априори.
Последние основания знания.
Роль превых истин, с которыми новые истины должны согласовываться
принадлежит аксиомам. Каков критерий, заставляющий нас встать на сторону
аксиом, суждений прямого восприятия и определений? Если истина есть не
копия действительности, не символическое воспроизведение ее и не явление
ее, а сама действительность в дифференцированной форме, то критерием истины
может быть наличность самой познаваемой действительности, наличность
познаваемого бытия в акте сознания.
Эта наличность несомненна в том случае, когда содержание познания дано
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67