Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

индивидуальности. Волю надо утверждать содержательно. Религиозный путь: от

личности к обществу. Последняя конечная свобода, дерзновение свободы и

бремя свободы есть добродетель религиозного совершеннолетия.

Глава VII. ТВОРЧЕСТВО И АСКЕТИЗМ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И СВЯТОСТЬ.

Аскетизм - метод, но его содержание может быть разным. Сам по себе

путь аскетика - не творческий. Творящий не от мира сего. Подлинное

творчество не может быть демоническим. Но пути покаяния неизбежны. “Мир”

должен быть побеждён творчески.

Гениальность - иной религиозный путь, равноценный и равнодостойный

пути святости. В путях творчества нет гарантии личного устроения. Следует

различать гения и гениальность, гениальность и талант. Путь святости должен

быть дополнен путём гениальности. Гениальная жизнь - монашеская жизнь в

миру.

Глава VIII. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. РОД И ЛИЧНОСТЬ.

Пол - источник бытия; половая полярность - основа творения.

Сексуальность разлита по всему телу человека. Пол - пересечение двух миров

в организме человека, точка пересечения человека с космосом, микрокосма и

макрокосма. Половые категории - не только антропологические.

Власть рода над человеком осуществляется через женщину. Если падение и

порабощение старого Адама, ветхого человека, укрепило в мире царство

природно-родового рождения через сексуальный опыт, то Новый Адам, новый

Человек, мог родиться лишь от девы, мог быть зачат лишь от Духа.

Сексуальный акт закрепляет плохую бесконечность: бесконечную силу

рождения и смерти. Пол - источник жизни и источник смерти. Только второе

рождение в духе - окончательное рождение человека. Христианство как религия

искупления отвергает и преодолевает родовую стихию и родовую необходимость.

Религиозное самосознание личности - кризис родовой жизни, начало выхода из

рода.

Глава IX. ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ. БРАК И СЕМЬЯ.

Обыденное христианство:

- подзаконные семьи

- аскетизм

- разврат

Но тайна пола раскрывается лишь в любви. Любовь - вне человеческого

рода и выходит из состояний человеческого рода, не подлежит никакому

упорядочиванию. Семья - институт благоустройства. Семья родилась из

необходимости, а не из свободы. Разврат - разединение, любовь к любви

вместо любви к лицу.

Андрогинизм. В любви должна раскрыться не тайна женственности и не

тайна мужественности, а тайна человека. Эротическая энергия - вечный

источник творчества, путь выявления красоты в мире.

Глава X. ТВОРЧЕСТВО И КРАСОТА. ИСКУССТВО И ТЕУРГИЯ.

Художественное творчество лучше всего раскрывает сущность творческого

акта. Трагедия творчества и кризис творчества и есть основная проблема,

переданная XIX веком веку XX. Языческое искусство - классическое и

имманентное. Христианское искусство - романтическое и трансцендентное.

Возрождение - столкновение языческих и христианских начал в человеческой

природе. Раннее возрождение (треченто) - мистика. Возрождение XV века

(кватроченто) - противоборство языческого и христианского. Тайна

Возрождения в том, что оно не удалось. XVI век (чиквиченто) - высокое

римское Возрождение. Творческий акт задерживается в мире искуплением и

потому становится трагическим. XIX век - реализм и романтизм. Символизм.

Подлинный путь к красоте - религиозно-творческий. Вступление в новую

мировую жизнь. Теургическое творчество - основная проблема нашей эпохи.

Теургия творит не культуру, а новое бытие. Она сверхкультурна. Теургия -

искусство, творящее новый мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее.

Проблема искусства как теургии - по преимуществу русская проблема. В

художнике-теурге осуществляется взлёт человека над природой через красоту.

Ибо красота есть высшая сила, и она мир спасёт.

Глава XI. ТВОРЧЕСТВО И МОРАЛЬ. НОВАЯ ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА.

Творческое преображение. Творчество космично, а не хаотично, поэтому

оно вне изобличения закона, всегда обращённого к ветхому хаосу. Различие

между послушанием и творчеством, которое просветлёно искуплением.

Глава XII. ТВОРЧЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ.

XIX и XX века: две крайности - социологизм и индивидуализм.

Социологизм - всегда позитивизм. Индивидуализму противоположен

универсализм, космизм. Все элементы общественности ветхи. Революция -

только внешнее, механическое разрушение закона. Революционный переход от

религиозного послушания к религиозному творчеству совершается через мировой

кризис серединно-канонической культуры. Творчество нового обучения

предполагает антропологическое откровение богочеловечества - христологию

человека. Последняя антропологическая тайна не в послушании, а в

творчестве. Царство Божие, а не царство кесаря.

Аристократия - властвование внутреннего человека, избранных и великих.

Христианство породило иерархию и аристократию. Следует создать аристократию

жертвенного служения. Свобода должна быть содержательной. Воинственный дух

наименее буржуазен. XIX и XX века - торжество ложной механической

цивилизации. Человек стал рабом технических сил. Проблема творчества

космической общественности. Отечественная революция не ведёт к Новому

Граду. Новая общественность сотворится из элементов “мира”, она сотворится

в мирском смысле из ничего, из других истоков, лежащих вне мировой

эволюции, из Духа, а не из мира.

Глава XIII. ТВОРЧЕСТВО И МИСТИКА. ОККУЛЬТИЗМ И МАГИЯ.

Мистика раскрывает внутренний мир человека. Христианство петра

бытовое, христианство Иоанна творческое. Индийская мистика, неоплатонизм,

М.Эрнхард - растворение человека. Семиотическая Каббала, Я.Бёме,

Вл.Соловьёв - сам человек. Мистика духовна, магия же почти материальна.

Глава XIV. ТРИ ЭПОХИ. ТВОРЧЕСТВО И КУЛЬТУРА. ТВОРЧЕСТВО И ЦЕРКОВЬ.

ТВОРЧЕСТВО И ОРИГИНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.

Божество глубже Бога (Отца, Сына, Святого Духа). Мир проходит три

эпохи божественного откровения:

1.Откровение закона (Отец);

2.Откровение искупления (Сын);

3.Откровение творчества (Святой Дух).

Все три эпохи сосуществуют. Творчество антагонистично: совершенство

человека и совершенство культуры. Культура по глубочайшей своей сущности и

религиозному смыслу - вечная неудача.

Миссия России - быть Востоко-Западом. Славянская истина апокалиптична.

У нас родство с латинской расой, а не с германской. В последней тайне своей

сущности творчество церковно. В религиозном творчестве творится мировое

человеческое тело.

Гены всей мировой жизни и мировой культуры - постановка проблемы

творчества, проблемы антропологического откровения. Это вертикальное

движение в “розе мировой жизни”.

Г. В. Плеханов. “Materialismus militans”. (Ответ господину

Богданову).”

3 письма. 1-ое, 2-ое - 1908 г. “Голос социал-демократа”, 3-е - 1910 г. все

три письма в сборнике “От обороны к наступлению”.

Письмо первое: Вы мне не товарищ. Мы представители двух

прямопротивоположных миросозерцаний. Богданов (далее в тексте конспекта -

Б.) - эмпириомонист. Б. - вне пределов марксизма, т. к. все здание этого

учения покоится на диалектическом материализме. Отвергая точку зрения

Энгельса, Б. отвергает точку зрения Маркса. Плеханов (далее в тексте

конспекта - П.) не против свободы теоретического исследования, но и за

свободу группировки людей согласно их взглядам. Тактика Б. после 2-ой книги

“Эмпириомонизма” (далее в тексте конспекта - Э.) - валить с больной головы

на здоровую. Б. - монах, который в постный день съел курицу, окрестив ее

рыбой. Б. идеалистический Э. окрестил философским учением Маркса-Энгельса,

а П. показал как критика марксизма (3-я книга “Э”.). Б. может назвать свой

идеализм марксизмом, но от этого он не сделается материалистом-диалектиком.

Б. начал с отражения диалектического материализма, а кончил очевидными и

даже неумеренными симпатиями к “умеренно-социалистическим симпатиям”.

Вывод: Б. не заметил необходимой связи между материализмом и социализмом.

(Буржуазия боится материализма).

Нравственный солипсизм - вот те два слова. которыми лучше всего

характеризуется настроение наиболее типичных представителей современной

буржуазии. На почве подобного настроения возникают системы, которые не

признают ничего, кроме субъективных “переживаний” и котрые непременно

приходили бы к теоретическому солипсизму, если бы их не спасала от него

нелогичность их основателей.

Б. в своем качестве защитника философии Маха не должен выдавать себя за

последователя Маркса & Энгельса. Мах опирается на Юма, по Энгельсу, Юм -

шаг назад, попятное движение. Б. нападая на П., по сути дела критикует

Маркса & Энгельса.

Письмо второе: распадается на две части.

1) Ответ на критические возражения Б. в адрес П.

2) Рассмотрение основ философии Маха.

I.

Плехановское определение материи: В противоположность “духу”, “материей”

называется то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или

другие ощущения.

Что же именно действует на наши органы чувств? На этот вопрос П. вместе с

Кантом отвечает - вещи в себе. Стало быть, материя есть не что иное, как

совокупность вещей в себе, поскольку эти вещи являются источником наших

ощущуений.

Вещи в себе:

1) Материальны.

2) Способны воздействовать на наши чувства (= вызывать те или иные

ощущения).

Из кантовского идеализма два выхода:

а) Субъективный идеализм.

b) Материализм.

Субъективный идеализм отрицает материальность вещей, признаваемых

материализмом.

Материальные предметы (тела) - такие предметы, которые существуют

независимо от нашего сознания и, действуя на наши чувства, вызывают в нас

чувственные ощущения, в свою очередь ложащиеся в основу наших представлений

о внешнем мире, т. е. о тех же материальных предметах, а равно и об их

взаимоотношениях.

Мах всецело стоит на позициях субъективного идеалиста Берклэя (Berkley):

“Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (ощущуений) образуют

тела.” Тела = логические символы комплексов элементов (комплексов

ощущений).

Б. не прав, считая, что, определяя материю как источник ощущений, П.

характеризует ее как неопыт. Опыт предполагает взаимодействие субъекта и

существующего вне его объекта. Т. о., материя - одно из условий опыта. Опыт

= результат взаимодействия между субъектом и объектом. Никакого другого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты