индивидуальности. Волю надо утверждать содержательно. Религиозный путь: от
личности к обществу. Последняя конечная свобода, дерзновение свободы и
бремя свободы есть добродетель религиозного совершеннолетия.
Глава VII. ТВОРЧЕСТВО И АСКЕТИЗМ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И СВЯТОСТЬ.
Аскетизм - метод, но его содержание может быть разным. Сам по себе
путь аскетика - не творческий. Творящий не от мира сего. Подлинное
творчество не может быть демоническим. Но пути покаяния неизбежны. “Мир”
должен быть побеждён творчески.
Гениальность - иной религиозный путь, равноценный и равнодостойный
пути святости. В путях творчества нет гарантии личного устроения. Следует
различать гения и гениальность, гениальность и талант. Путь святости должен
быть дополнен путём гениальности. Гениальная жизнь - монашеская жизнь в
миру.
Глава VIII. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛ. МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ. РОД И ЛИЧНОСТЬ.
Пол - источник бытия; половая полярность - основа творения.
Сексуальность разлита по всему телу человека. Пол - пересечение двух миров
в организме человека, точка пересечения человека с космосом, микрокосма и
макрокосма. Половые категории - не только антропологические.
Власть рода над человеком осуществляется через женщину. Если падение и
порабощение старого Адама, ветхого человека, укрепило в мире царство
природно-родового рождения через сексуальный опыт, то Новый Адам, новый
Человек, мог родиться лишь от девы, мог быть зачат лишь от Духа.
Сексуальный акт закрепляет плохую бесконечность: бесконечную силу
рождения и смерти. Пол - источник жизни и источник смерти. Только второе
рождение в духе - окончательное рождение человека. Христианство как религия
искупления отвергает и преодолевает родовую стихию и родовую необходимость.
Религиозное самосознание личности - кризис родовой жизни, начало выхода из
рода.
Глава IX. ТВОРЧЕСТВО И ЛЮБОВЬ. БРАК И СЕМЬЯ.
Обыденное христианство:
- подзаконные семьи
- аскетизм
- разврат
Но тайна пола раскрывается лишь в любви. Любовь - вне человеческого
рода и выходит из состояний человеческого рода, не подлежит никакому
упорядочиванию. Семья - институт благоустройства. Семья родилась из
необходимости, а не из свободы. Разврат - разединение, любовь к любви
вместо любви к лицу.
Андрогинизм. В любви должна раскрыться не тайна женственности и не
тайна мужественности, а тайна человека. Эротическая энергия - вечный
источник творчества, путь выявления красоты в мире.
Глава X. ТВОРЧЕСТВО И КРАСОТА. ИСКУССТВО И ТЕУРГИЯ.
Художественное творчество лучше всего раскрывает сущность творческого
акта. Трагедия творчества и кризис творчества и есть основная проблема,
переданная XIX веком веку XX. Языческое искусство - классическое и
имманентное. Христианское искусство - романтическое и трансцендентное.
Возрождение - столкновение языческих и христианских начал в человеческой
природе. Раннее возрождение (треченто) - мистика. Возрождение XV века
(кватроченто) - противоборство языческого и христианского. Тайна
Возрождения в том, что оно не удалось. XVI век (чиквиченто) - высокое
римское Возрождение. Творческий акт задерживается в мире искуплением и
потому становится трагическим. XIX век - реализм и романтизм. Символизм.
Подлинный путь к красоте - религиозно-творческий. Вступление в новую
мировую жизнь. Теургическое творчество - основная проблема нашей эпохи.
Теургия творит не культуру, а новое бытие. Она сверхкультурна. Теургия -
искусство, творящее новый мир, иное бытие, иную жизнь, красоту как сущее.
Проблема искусства как теургии - по преимуществу русская проблема. В
художнике-теурге осуществляется взлёт человека над природой через красоту.
Ибо красота есть высшая сила, и она мир спасёт.
Глава XI. ТВОРЧЕСТВО И МОРАЛЬ. НОВАЯ ЭТИКА ТВОРЧЕСТВА.
Творческое преображение. Творчество космично, а не хаотично, поэтому
оно вне изобличения закона, всегда обращённого к ветхому хаосу. Различие
между послушанием и творчеством, которое просветлёно искуплением.
Глава XII. ТВОРЧЕСТВО И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ.
XIX и XX века: две крайности - социологизм и индивидуализм.
Социологизм - всегда позитивизм. Индивидуализму противоположен
универсализм, космизм. Все элементы общественности ветхи. Революция -
только внешнее, механическое разрушение закона. Революционный переход от
религиозного послушания к религиозному творчеству совершается через мировой
кризис серединно-канонической культуры. Творчество нового обучения
предполагает антропологическое откровение богочеловечества - христологию
человека. Последняя антропологическая тайна не в послушании, а в
творчестве. Царство Божие, а не царство кесаря.
Аристократия - властвование внутреннего человека, избранных и великих.
Христианство породило иерархию и аристократию. Следует создать аристократию
жертвенного служения. Свобода должна быть содержательной. Воинственный дух
наименее буржуазен. XIX и XX века - торжество ложной механической
цивилизации. Человек стал рабом технических сил. Проблема творчества
космической общественности. Отечественная революция не ведёт к Новому
Граду. Новая общественность сотворится из элементов “мира”, она сотворится
в мирском смысле из ничего, из других истоков, лежащих вне мировой
эволюции, из Духа, а не из мира.
Глава XIII. ТВОРЧЕСТВО И МИСТИКА. ОККУЛЬТИЗМ И МАГИЯ.
Мистика раскрывает внутренний мир человека. Христианство петра
бытовое, христианство Иоанна творческое. Индийская мистика, неоплатонизм,
М.Эрнхард - растворение человека. Семиотическая Каббала, Я.Бёме,
Вл.Соловьёв - сам человек. Мистика духовна, магия же почти материальна.
Глава XIV. ТРИ ЭПОХИ. ТВОРЧЕСТВО И КУЛЬТУРА. ТВОРЧЕСТВО И ЦЕРКОВЬ.
ТВОРЧЕСТВО И ОРИГИНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.
Божество глубже Бога (Отца, Сына, Святого Духа). Мир проходит три
эпохи божественного откровения:
1.Откровение закона (Отец);
2.Откровение искупления (Сын);
3.Откровение творчества (Святой Дух).
Все три эпохи сосуществуют. Творчество антагонистично: совершенство
человека и совершенство культуры. Культура по глубочайшей своей сущности и
религиозному смыслу - вечная неудача.
Миссия России - быть Востоко-Западом. Славянская истина апокалиптична.
У нас родство с латинской расой, а не с германской. В последней тайне своей
сущности творчество церковно. В религиозном творчестве творится мировое
человеческое тело.
Гены всей мировой жизни и мировой культуры - постановка проблемы
творчества, проблемы антропологического откровения. Это вертикальное
движение в “розе мировой жизни”.
Г. В. Плеханов. “Materialismus militans”. (Ответ господину
Богданову).”
3 письма. 1-ое, 2-ое - 1908 г. “Голос социал-демократа”, 3-е - 1910 г. все
три письма в сборнике “От обороны к наступлению”.
Письмо первое: Вы мне не товарищ. Мы представители двух
прямопротивоположных миросозерцаний. Богданов (далее в тексте конспекта -
Б.) - эмпириомонист. Б. - вне пределов марксизма, т. к. все здание этого
учения покоится на диалектическом материализме. Отвергая точку зрения
Энгельса, Б. отвергает точку зрения Маркса. Плеханов (далее в тексте
конспекта - П.) не против свободы теоретического исследования, но и за
свободу группировки людей согласно их взглядам. Тактика Б. после 2-ой книги
“Эмпириомонизма” (далее в тексте конспекта - Э.) - валить с больной головы
на здоровую. Б. - монах, который в постный день съел курицу, окрестив ее
рыбой. Б. идеалистический Э. окрестил философским учением Маркса-Энгельса,
а П. показал как критика марксизма (3-я книга “Э”.). Б. может назвать свой
идеализм марксизмом, но от этого он не сделается материалистом-диалектиком.
Б. начал с отражения диалектического материализма, а кончил очевидными и
даже неумеренными симпатиями к “умеренно-социалистическим симпатиям”.
Вывод: Б. не заметил необходимой связи между материализмом и социализмом.
(Буржуазия боится материализма).
Нравственный солипсизм - вот те два слова. которыми лучше всего
характеризуется настроение наиболее типичных представителей современной
буржуазии. На почве подобного настроения возникают системы, которые не
признают ничего, кроме субъективных “переживаний” и котрые непременно
приходили бы к теоретическому солипсизму, если бы их не спасала от него
нелогичность их основателей.
Б. в своем качестве защитника философии Маха не должен выдавать себя за
последователя Маркса & Энгельса. Мах опирается на Юма, по Энгельсу, Юм -
шаг назад, попятное движение. Б. нападая на П., по сути дела критикует
Маркса & Энгельса.
Письмо второе: распадается на две части.
1) Ответ на критические возражения Б. в адрес П.
2) Рассмотрение основ философии Маха.
I.
Плехановское определение материи: В противоположность “духу”, “материей”
называется то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или
другие ощущения.
Что же именно действует на наши органы чувств? На этот вопрос П. вместе с
Кантом отвечает - вещи в себе. Стало быть, материя есть не что иное, как
совокупность вещей в себе, поскольку эти вещи являются источником наших
ощущуений.
Вещи в себе:
1) Материальны.
2) Способны воздействовать на наши чувства (= вызывать те или иные
ощущения).
Из кантовского идеализма два выхода:
а) Субъективный идеализм.
b) Материализм.
Субъективный идеализм отрицает материальность вещей, признаваемых
материализмом.
Материальные предметы (тела) - такие предметы, которые существуют
независимо от нашего сознания и, действуя на наши чувства, вызывают в нас
чувственные ощущения, в свою очередь ложащиеся в основу наших представлений
о внешнем мире, т. е. о тех же материальных предметах, а равно и об их
взаимоотношениях.
Мах всецело стоит на позициях субъективного идеалиста Берклэя (Berkley):
“Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (ощущуений) образуют
тела.” Тела = логические символы комплексов элементов (комплексов
ощущений).
Б. не прав, считая, что, определяя материю как источник ощущений, П.
характеризует ее как неопыт. Опыт предполагает взаимодействие субъекта и
существующего вне его объекта. Т. о., материя - одно из условий опыта. Опыт
= результат взаимодействия между субъектом и объектом. Никакого другого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67