Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

устойчивостью. Таким образом, форма есть содержание, а в своей развитой

определённости она есть закон явлений. В форму же, поскольку она не

рефлектирована в самое себя, входит отрицательный момент явления,

несамостоятельное и изменчивое, - она есть равнодушная, внешняя

форма.(Только те произведения искусства, в которых содержание и форма

тождественны, представляют собой истинные произведения искусства - Илиада,

Ромео и Джульетта).

Отношение.

Непосредственное отношение есть отношение целого и частей; содержание

есть целое и состоит из частей, из своей противоположности. Части отличны

друг от друга и самостоятельны. Но они представляют собой части только в их

тождественном отношении друг с другом, поскольку они, взятые вместе,

составляют целое. Но это вместе есть противоположность и отрицание части.

Опосредствованное отношение есть отношение силы и её обнаружения, отношения

внутреннего к внешнему. Внешнее есть поэтому то же самое содержание, что и

внутреннее. Явление не показывает ничего такого, чего не было бы в

сущности, и в сущности нет ничего такого, что не являлось бы. Тождество

внутреннего и внешнего есть действительность.

С. Действительность.

Действительность есть ставшее непосредственно единство сущности и

существования, или внутреннего и внешнего. Обнаружение действительного есть

само действительное, так что оно в этом обнаружении также становится

существенным и лишь постольку существенно, поскольку оно имеется в

непосредственном внешнем существовании. Как тождество вообще

действительность есть прежде всего возможность, есть рефлексия-в-самое-

себя, которая положена как противостоящая конвретному единству

действительного, как абстрактная и несущественная существенность.

Возможность есть то, что существенно для действительности, но существенно

таким образом, что есть вместе с тем только возможность. (Действительность,

вопреки расхожему обыденному мнению гораздо шире возможности, а не одна из

возможностей, ибо действительность содержит в себе возможность как

абстрактное, именно поэтому мы иногда обозначаем нечто как лишь возможное.

Возможно нечто или невозможно, зависит от содержания, то есть от

действительности, которая в своём раскрытии обнаруживает себя как

необходимость). Но действительное в его отличии от возможности как

рефлексии-в-самое-себя само есть только внешнее конкретное, несущественное,

непосредственное. Оцениваемая как одна лишь возможность действительность

есть нечто случайное. Возможность и случайность суть моменты

действительности, суть внутренне и внешнее, положенные лишь как формы,

которые составляют внешность действительного. Внешняя сторона

действительности должна быть снята, быть возможностью иного есть условие.

Когда все условия имеются налицо, предмет необходимо должен стать

действительным, и сам предмет есть одно из условий, ибо, будучи вначале

лишь внутренним, сам он есть лишь некое предположенное. Развитиая

действительность, как совпадающая в едином смена внутреннего и

внешнего,есть необходимость.

3 момента процесса необходимости:

1.Условие - нечто предполагаемое, внешнее обстоятельство, существующее

безотносительно к предмету. Условия пассивны, употребляются как материал

для предмета, входят в его содержание и содержат в себе все его

определения.

2.Предмет - нечто предполагаемое, внутреннее, возможное. Посредством

использования условий предмет получает своё внешнее существование,

использует свои содержательные определения.

3.Деятельность - есть для себя, но вместе с тем она возможна только

лишь там, где имеются условия и предмет. Она есть движение, переводящее

условия в предмет.

Субстанциальное отношение.

Необходимое в самом себе есть абсолютное отношение субстанциальности и

акцидентальности. Субстанция есть тотальность акциденций, в которых она

открывается как их абсолютная отрицательность, то есть как абсолютная мощь,

и вместе с тем как богатство всякого содержания. Субстанция есть особое

причинное отношение.

Причинное отношение.

Субстанция есть причина, поскольку она, с одной стороны, в

противоположность своему переходу в акцидентальность, рефлектирована-в-

самое-себя и, таким образом, есть изначальная вещь, с другой стороны, она

полагает себя в качестве своего отрицательного и порождает этим некое

действие, которая есть лишь положенная, и вместе с тем необходимая

действительность.

Взаимодействие.

Взаимодействие есть причинное отношение, положенное в его полном

развитии: одна сторона столь же есть причина, как и другая. (Взаимодействие

- ближайшая истина отношения причины и действия, пример с историческими

событиями и организмами, где всё взаимосвязано).

Эта истина необходимости и истина субстанции есть понятие,

самостоятельность, которая есть отталкивание себя от себя в различённые

самостоятельные существования. Понятие есть истина бытия и сущности,

поскольку это бытие различённой действительности есть лишь видимость в себе

самой.

УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ ((160- 244.

Понятие есть то, что свободно как сущая для себя субстанциальная мощь,

и есть тотальность, в которой каждый из моментов есть целое, представляя

собой понятие, и положен как нераздельное с ним единство; таким образом,

понятие в своём тождестве с собой есть в-себе-и-для-себя-определение.

(Точка зрения понятия есть вообще точка зрения абсолютного идеализма, и Ф.

есть познание посредством понятий, поскольку всё то, что прочее сознание

считает сущим и самостоятельным в своей непосредственности, в ней познаётся

лишь как идеальный момент. Понятие есть принцип всякой жизни и есть всецело

конкретное. Понятие - бесконечная творческая форма, заключающая в себе

полноту всякого содержания, служащая вместе с тем его источником. Понятие -

всецело конвретное, поскольку оно содержит в самом себе в идеальном

единстве бытие и сущность, всё богатство этих двух сфер).

Переход в другое есть диалектический процесс в сфере бытия, а

видимость в другом есть диалектический процесс в сфере сущности. Диалектика

понятия же есть развитие, посредством которго полагается лишь то, что уже

имеется в себе. Полагаемое этим движением другое на деле не есть другое.

(Ср. развитие растения из своего зародыша, развитие знания как воспоминания

в процессе обучения у Платона).

Учение о понятии делится на:

1. учение о субъективном или формальном понятии

2. учение о понятии как определённом к непосредственности, об

объективности

3. учение об идее, о субъекте-объекте, единстве понятия и

объективности, об абсолютной истине.

А. Субъективное понятие.

Понятие как таковое.

Понятие как таковое содержит в себе: 1.момент всеобщности, как

свободное равенство с самим собой в его определённости, 2.момент

особенности, определённости, в которой всеобщее остаётся незамутнённо

равным самому себе и 3.момент единичности, как рефлексию-в-самое-себя

определённостей всеобщности и особенности, отрицательное единство с собой.

(напр., всеобщая воля есть понятие воли, и законы, имеющие своё основание в

этом понятии, суть особенные определения воли.) Понятие есть истинно

первое, и вещи суть то, что они суть, только благодаря деятельности

присущего им и открывающегося в них понятия. Понятие целиком конкретно,

поэтому его моменты не могут быть обособлены друг от друга. Эти различные

моменты обладают в отношении друг друга лишь определённостью моментов

понятия, то есть находятся в тождестве, эта положенная особенность понятия

есть суждение. Процесс суждения есть процесс определения понятия.

Суждение.

Суждение есть понятие в его особенности, как различающее отношение

своих моментов, которые положены как для себя сущие и вместе с тем

тождественные с собой, а не друг с другом. (Понятие образует предпосылку

суждения и выступает в суждении в форме различия. Ошибочно говорить о

связывании сторон суждения или о том, что субъекту приписывается предикат.

Когда мы говорим “Эта роза есть красная” мы этим утверждаем, что не мы

заставили розу быть красной, но что это составляет собственное определение

этого предмета, то есть розы. Понятие само, в собственной деятельности,

распадается на свои различные моменты, это и есть суждение, смысл которого

поэтому должен быть понят как обособление понятия). Все вещи суть суждения,

они суть индивидуализированное, оединиченное всеобщее. Определённое

содержание предиката есть лишь одна из многих определённостей субъекта,

последний богаче и шире предиката. (Важно различать истинность и

правильность суждения. Правильность состоит в согласии наших представлений

со своим содержанием, истина же - это согласие предмета с самим собой, со

своим понятием. Пусть будут совершенно правильны суждения “Человек болен”

или “Он украл эту вещь”, но их содержание не истинно, ибо больное тело не

соответствует понятию жизни и воровство есть поступок, не соответствующий

понятию человеческой деятельности.)

Существует 4 вида суждений:

качественное суждение, “Роза есть красная”, “Снег бел”, Субъект

положен в некоторой всеобщности, как в своём предикате, который есть

непосредственное чувственное качество.

рефлективное суждение, “Это растение целебное”, “Этот инструмент

полезен”, Субъект через свой предикат находится в отношении и связи с неким

другим.

суждение необходимости, “Роза есть растение”, “Золото есть металл”,

тождество содержания в его различии, содержащее в себе исключительную

существенную определённость - вид.

суждение понятия, “Этот поступок хорош”, “Эта картина прекрасна”,

ассерторическое суждение, рефлексия особенного наличного бытия по отношению

к своему всеобщему.

Умозаключение.

Умозаключение есть единство понятия и суждения; оно есть понятие как

простое тождество, в которое возвратились различия форм суждения, и оно

есть суждение, поскольку оно вместе с тем положено в реальности, а именно в

разлияии своих определений. Умозаключение есть разумное и всё разумное.

Непосредственное умозаключение состоит в том, что определения понятия,

будучи абстрактными, находятся лишь во внешнем отношении друг к другу, так

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты