должна давать каких-либо гарантий своим подданным, так как, поскольку она
образуется из индивидуумов, которые составляют ее, она не может иметь каких-
либо интересов, противречащих им самим. Воля верховной власти, которая
всегда права, есть “всеобщая воля”. (Различие воли всех и всеобщей воли)
Каждый гражданин, как гражданин, участвует во всеобщей воле, но может
также, в качестве индивидуума, обладать индивидуальной волей, которая
приходит в столкновение со всеобщей волей. Общественный договор
предполагает, что всякий, кто отказывается подчиниться всеобщей воле,
должен быть принужден к этому. “Это означает лишь то, что его силой
заставляют быть свободным”. Нет уважения к частной собственности.
Государство - хозяин всей собственности своих членов. Всеобщая воля не есть
ни воля большинства, ни воля всех. Результирующий интерес.
Пантеизм Спинозы.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677). Истоки философии Спинозы - учение
Декарта, иудейская мистика, мистическая натурфилософия XV и XVI веков.
Согласно Спинозе существует только одна субстанция - Бог, или природа,
которую он определяет также как "причину самой себя" (causa sui), то есть
"то, сущность чего заключает в себе существование", или "то, чья природа
может быть представляема не иначе как существующею". Субстанция, согласно
Спинозе, "то, что существует само в себе и представляется само через себя".
Субстанция имеет атрибуты, то есть то, "что ум усматривает в субстанции как
сотавляющее ее сущность." Под модусами же он понимает "состояния
субстанции, то, чтосуществует в другом и представляется посредством
другого". Бесконечная субстанция имеет бесконечное множество атрибутов, но
конечный ум может усмотреть вней только два: мышление и протяжение.
Бесконечная субстанция мoжет, таким образом, быть рассмотрена и как
"природа творящая" (Natura naturans), то есть как собственно бесконечная
субстанция, и как мир отдельных вещей - модусов, то есть как "природа
творимая" (Natura naturata). Индивидуальные души и отдельные части материи
- только определения; они не являются вещами, а просто аспектами
божественного существа. В такой бесконечности не дается никакого телесного
модуса, которму не соответствовал бы духовный. Спиноза, следовательно,
таким образом разрешает проблему взаимодействия. Из бесконечности атрибутов
вытекает установленный Спинозой принцип метафизического параллелизма: "ordo
et connexio idearum idem est ac ordo et connexio rerum". (= "Порядок и
связь идей те же, что порядок и связь вещей”.) Личного бессмертия нет, но
есть безличное - все большее и большее единство с Богом. Вещи определяются
своими физическими и логическими границами - всякое определение есть
отрицание. Может быть только одно существо, которое совершенно положительно
и должно быть абсолютно безгранично. Исходя из этого Спиноза пришел к
полному и безраздельному пантеизму. Все в мире управляется абсолютной,
логической необходимостью.
Нет такой вещи как свобода влои в мире духовном или случайность в мире
физическом. Все, что случается есть проявление непостижимой пироды Бога, и
логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть. Человек -
это существо, в котором модусу протяженности (телу) соответствует модус
протяжения (душа). Отрицая свободу воли, вместе с тем Спиноза признавал
свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Высший вид
интеллектуального знания - интуиция ума. Высшее человеческое познание есть
не что иное, как интеллектуальная любовь Бога к самому себе. (Amor
intellctualis Dei.)
Атомистическая философия античности: Левкипп, Демокрит, Эпикур,
Лукреций Кар.
Левкипп, родом из Милета, основал свою школу в Абдерах, стал учителем
местного уроженца Демокрита(ок 460г до н.э.). Демокриту приписывается
множество сочинений, среди которых, возможно, и сочинения его учеников.
Атомисты подтверждают возможность существоания небытия (против
элеатов), а также то, что нечто появляется как соединение того, что уже
есть, и исчезает в случае распада. Ими вводится решительно новое понятие
бесконечного числа невидимых по причине их малости тел. Эти тела неделимы,
то есть они - атомы. Эти атомы невозникающие, неразрушимые, неизменные, в
отличии от четырёх корней Эмпедокла или гомеомерий Анаксагора они
качественно индифферентны. Все вместе атомы образуют бытие в его полноте,
различимы они между собой лишь по форме, могут образовывать различный
порядок или расположение. Атом чувственно не вопринимаем, а постигаем умом.
Небытие - это пустота между атомами, без неё атомы были бы лишены различий
и движения.
В атомизме полагается различие трёх форм движения:
1.первоначальное хаотическое движение
2.вихреобразное движение, побуждающее похожие атомы соединяться, а
отличные разъединяться, в результате чего рождается мир
3.движение, образующее испарения вещей, флюиды, благодаря которым мы
их воспринимаем, познаём(напр., запахи). (чувственное познание поставляет
мнение, умственное - истину).
Коль скоро число атомов бесконечно, то бесконечно и число миров, из
них образованных. Все миры рождаются, развиваются, затем разрушаются, чтобы
дать источник другим мирам, это происходит циклообразно, бесконечно.
Атомисты не находят конечной причины рождения мира. Космос -результат
механического взаимодействия атомов, он не проектируется разумом. Однако
атомисты указывали, что есть некие привилегированные гладкие сферические
атомы, из которых образованы душа и ум, именно такие атомы Демокрит полагал
божественными.
Эпикур. (см.вопрос 9). Понимание природы атома Эпикуром отличается от
понимания Левкиппа и Демокрита по трём позициям:
1.Древние атомисты выделяли как существенные характеристики атома -
фигуру, порядок и позицию. У Эпикура - это фигура, вес и величина. Различия
атомов по форме чисто количественные, этого достаточно для объяснения
существования многообразия вещей. Формы атомов различны и множественны, но
разнообразие форм не бесконечно, хотя число атомов бесконечно.
2.Согласно Эпикуру, все атомы физически и онтологически неделимы.
Однако атомы имеют объём и величину, значит они должны иметь части. Эти
части выделяются лишь логически, структурно же атом неделим.
3.Эпикур понимает движение атомов не как равное во всех направлениях,
для него движение - это падение вниз, в бесконечное пространство, под
действием тяжести атомов. Мышление есть наибыстрейшее движение. Атомы
падают в бесконечности не по параллельным траекториям. Для обоснования
этого Эпикур вводит теорию отклонения, “деклинации” атомов, согласно
которой атомы могут отклоняться от прямой линии падения и встречаться с
другими атомами. Это отклонение не связано с законом, это чистая
случайность, слепая стихия.
Из бесконечных начал происходят бесконечные миры, в каждый миг они
рождаются и умирают, но в целом ничего не меняется, в основе этих
бесконечных универсумов нет целей, нет необходимости, есть лишь случай.
Самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар (I век до
н.э.). Свои взгляды он изложил в стихах в сочинении “О природе вещей”.
Философию Эпикура он излагает с помощью чувственных, ярких образов. В целом
повторяя эпикурейский атомизм, Лукреций Кар уделяет особое внимание
проблеме существования богов. Как и всё в мире, боги не могут не иметь
атомарной структуры. Но всё сложное существует, разрушаясь, в то время как
боги должны быть бессмертными, или они не боги. Утверждение, что это особые
атомарные агрегаты, ничего не объясняет: если боги испытывают воздействие
со стороны других атомарных структур, то неизбежны потери ими атомов. В
этом случае неясно, как они восстанавливаются.
Онтология как философское учение о бытии.
Онтология (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, учение). Термин
введен Р. Гоклениусом (1613 (по др. данным 1635)) и И. Клаубергом (1645).
Тематика же онтологии возникла еще у элеатов, отличавших единое истинно
сущее бытие от неистинного существования множественности чувственных вещей.
А реальность как таковая понималась как недоступная для чувственного
восприятия. Сама возможность онтологии как философского учения основывается
на тезисе Парменида о тождестве мышления и бытия, который, впрочем, может
толковаться совершенно различным образом. Онтология - учение о бытии как
таковом и в целом, независимо от его частных видов. Предметом онтологии,
таким образом, выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого
раскрывается в таких категориях как нечто и ничто, возможное и невозможное,
определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и
истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма,
становление, происхождение, переход и др. К настоящему времени сложилось
три основных возможных формы философской онтологии:
1) Онтология бытия. (Наивно-догматическая, трансцендентная онтология,
которая рассматривает в категориях бытие вне его отношения к познающему
субъекту и его возможностей познания).
2) Онтология познания. (Критическая, трансцендентальная онтология,
утверждающая недоступность для знания бытия самого по себе и
ограничивающее область, относящуюся к бытию, сферой познаваемого, которое
она раскрывает соответствующими методами и категориями).
3) Онтология культуры. (Основывается на философской антропологии и
принимает неосредственную взаимосвязь человека как сущего с сущим как
целым).
Гносеология: ее предмет, структура, основные направления.
Гносеология (от греч. gnosis - познание и logos - учение) или теория
познания - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в
процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности,
возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности
знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к
миру, его исходные и всеобщие основания. Теория познания оформилась со
времен Канта, хотя уже в античности оно было существенным предметом
философского интереса.
Предмет гносеологии = познание, то есть усвоение чувственного содержания
переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов, с
целью нахождения истины. Педмет гносеологии включает в себя два момента:
1) Сам акт познавания.
2) Результат этого акта, некое оформленное содержание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67