Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

должна давать каких-либо гарантий своим подданным, так как, поскольку она

образуется из индивидуумов, которые составляют ее, она не может иметь каких-

либо интересов, противречащих им самим. Воля верховной власти, которая

всегда права, есть “всеобщая воля”. (Различие воли всех и всеобщей воли)

Каждый гражданин, как гражданин, участвует во всеобщей воле, но может

также, в качестве индивидуума, обладать индивидуальной волей, которая

приходит в столкновение со всеобщей волей. Общественный договор

предполагает, что всякий, кто отказывается подчиниться всеобщей воле,

должен быть принужден к этому. “Это означает лишь то, что его силой

заставляют быть свободным”. Нет уважения к частной собственности.

Государство - хозяин всей собственности своих членов. Всеобщая воля не есть

ни воля большинства, ни воля всех. Результирующий интерес.

Пантеизм Спинозы.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677). Истоки философии Спинозы - учение

Декарта, иудейская мистика, мистическая натурфилософия XV и XVI веков.

Согласно Спинозе существует только одна субстанция - Бог, или природа,

которую он определяет также как "причину самой себя" (causa sui), то есть

"то, сущность чего заключает в себе существование", или "то, чья природа

может быть представляема не иначе как существующею". Субстанция, согласно

Спинозе, "то, что существует само в себе и представляется само через себя".

Субстанция имеет атрибуты, то есть то, "что ум усматривает в субстанции как

сотавляющее ее сущность." Под модусами же он понимает "состояния

субстанции, то, чтосуществует в другом и представляется посредством

другого". Бесконечная субстанция имеет бесконечное множество атрибутов, но

конечный ум может усмотреть вней только два: мышление и протяжение.

Бесконечная субстанция мoжет, таким образом, быть рассмотрена и как

"природа творящая" (Natura naturans), то есть как собственно бесконечная

субстанция, и как мир отдельных вещей - модусов, то есть как "природа

творимая" (Natura naturata). Индивидуальные души и отдельные части материи

- только определения; они не являются вещами, а просто аспектами

божественного существа. В такой бесконечности не дается никакого телесного

модуса, которму не соответствовал бы духовный. Спиноза, следовательно,

таким образом разрешает проблему взаимодействия. Из бесконечности атрибутов

вытекает установленный Спинозой принцип метафизического параллелизма: "ordo

et connexio idearum idem est ac ordo et connexio rerum". (= "Порядок и

связь идей те же, что порядок и связь вещей”.) Личного бессмертия нет, но

есть безличное - все большее и большее единство с Богом. Вещи определяются

своими физическими и логическими границами - всякое определение есть

отрицание. Может быть только одно существо, которое совершенно положительно

и должно быть абсолютно безгранично. Исходя из этого Спиноза пришел к

полному и безраздельному пантеизму. Все в мире управляется абсолютной,

логической необходимостью.

Нет такой вещи как свобода влои в мире духовном или случайность в мире

физическом. Все, что случается есть проявление непостижимой пироды Бога, и

логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть. Человек -

это существо, в котором модусу протяженности (телу) соответствует модус

протяжения (душа). Отрицая свободу воли, вместе с тем Спиноза признавал

свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Высший вид

интеллектуального знания - интуиция ума. Высшее человеческое познание есть

не что иное, как интеллектуальная любовь Бога к самому себе. (Amor

intellctualis Dei.)

Атомистическая философия античности: Левкипп, Демокрит, Эпикур,

Лукреций Кар.

Левкипп, родом из Милета, основал свою школу в Абдерах, стал учителем

местного уроженца Демокрита(ок 460г до н.э.). Демокриту приписывается

множество сочинений, среди которых, возможно, и сочинения его учеников.

Атомисты подтверждают возможность существоания небытия (против

элеатов), а также то, что нечто появляется как соединение того, что уже

есть, и исчезает в случае распада. Ими вводится решительно новое понятие

бесконечного числа невидимых по причине их малости тел. Эти тела неделимы,

то есть они - атомы. Эти атомы невозникающие, неразрушимые, неизменные, в

отличии от четырёх корней Эмпедокла или гомеомерий Анаксагора они

качественно индифферентны. Все вместе атомы образуют бытие в его полноте,

различимы они между собой лишь по форме, могут образовывать различный

порядок или расположение. Атом чувственно не вопринимаем, а постигаем умом.

Небытие - это пустота между атомами, без неё атомы были бы лишены различий

и движения.

В атомизме полагается различие трёх форм движения:

1.первоначальное хаотическое движение

2.вихреобразное движение, побуждающее похожие атомы соединяться, а

отличные разъединяться, в результате чего рождается мир

3.движение, образующее испарения вещей, флюиды, благодаря которым мы

их воспринимаем, познаём(напр., запахи). (чувственное познание поставляет

мнение, умственное - истину).

Коль скоро число атомов бесконечно, то бесконечно и число миров, из

них образованных. Все миры рождаются, развиваются, затем разрушаются, чтобы

дать источник другим мирам, это происходит циклообразно, бесконечно.

Атомисты не находят конечной причины рождения мира. Космос -результат

механического взаимодействия атомов, он не проектируется разумом. Однако

атомисты указывали, что есть некие привилегированные гладкие сферические

атомы, из которых образованы душа и ум, именно такие атомы Демокрит полагал

божественными.

Эпикур. (см.вопрос 9). Понимание природы атома Эпикуром отличается от

понимания Левкиппа и Демокрита по трём позициям:

1.Древние атомисты выделяли как существенные характеристики атома -

фигуру, порядок и позицию. У Эпикура - это фигура, вес и величина. Различия

атомов по форме чисто количественные, этого достаточно для объяснения

существования многообразия вещей. Формы атомов различны и множественны, но

разнообразие форм не бесконечно, хотя число атомов бесконечно.

2.Согласно Эпикуру, все атомы физически и онтологически неделимы.

Однако атомы имеют объём и величину, значит они должны иметь части. Эти

части выделяются лишь логически, структурно же атом неделим.

3.Эпикур понимает движение атомов не как равное во всех направлениях,

для него движение - это падение вниз, в бесконечное пространство, под

действием тяжести атомов. Мышление есть наибыстрейшее движение. Атомы

падают в бесконечности не по параллельным траекториям. Для обоснования

этого Эпикур вводит теорию отклонения, “деклинации” атомов, согласно

которой атомы могут отклоняться от прямой линии падения и встречаться с

другими атомами. Это отклонение не связано с законом, это чистая

случайность, слепая стихия.

Из бесконечных начал происходят бесконечные миры, в каждый миг они

рождаются и умирают, но в целом ничего не меняется, в основе этих

бесконечных универсумов нет целей, нет необходимости, есть лишь случай.

Самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар (I век до

н.э.). Свои взгляды он изложил в стихах в сочинении “О природе вещей”.

Философию Эпикура он излагает с помощью чувственных, ярких образов. В целом

повторяя эпикурейский атомизм, Лукреций Кар уделяет особое внимание

проблеме существования богов. Как и всё в мире, боги не могут не иметь

атомарной структуры. Но всё сложное существует, разрушаясь, в то время как

боги должны быть бессмертными, или они не боги. Утверждение, что это особые

атомарные агрегаты, ничего не объясняет: если боги испытывают воздействие

со стороны других атомарных структур, то неизбежны потери ими атомов. В

этом случае неясно, как они восстанавливаются.

Онтология как философское учение о бытии.

Онтология (от греч. on (ontos) - сущее и logos - слово, учение). Термин

введен Р. Гоклениусом (1613 (по др. данным 1635)) и И. Клаубергом (1645).

Тематика же онтологии возникла еще у элеатов, отличавших единое истинно

сущее бытие от неистинного существования множественности чувственных вещей.

А реальность как таковая понималась как недоступная для чувственного

восприятия. Сама возможность онтологии как философского учения основывается

на тезисе Парменида о тождестве мышления и бытия, который, впрочем, может

толковаться совершенно различным образом. Онтология - учение о бытии как

таковом и в целом, независимо от его частных видов. Предметом онтологии,

таким образом, выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого

раскрывается в таких категориях как нечто и ничто, возможное и невозможное,

определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и

истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма,

становление, происхождение, переход и др. К настоящему времени сложилось

три основных возможных формы философской онтологии:

1) Онтология бытия. (Наивно-догматическая, трансцендентная онтология,

которая рассматривает в категориях бытие вне его отношения к познающему

субъекту и его возможностей познания).

2) Онтология познания. (Критическая, трансцендентальная онтология,

утверждающая недоступность для знания бытия самого по себе и

ограничивающее область, относящуюся к бытию, сферой познаваемого, которое

она раскрывает соответствующими методами и категориями).

3) Онтология культуры. (Основывается на философской антропологии и

принимает неосредственную взаимосвязь человека как сущего с сущим как

целым).

Гносеология: ее предмет, структура, основные направления.

Гносеология (от греч. gnosis - познание и logos - учение) или теория

познания - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в

процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности,

возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности

знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к

миру, его исходные и всеобщие основания. Теория познания оформилась со

времен Канта, хотя уже в античности оно было существенным предметом

философского интереса.

Предмет гносеологии = познание, то есть усвоение чувственного содержания

переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов, с

целью нахождения истины. Педмет гносеологии включает в себя два момента:

1) Сам акт познавания.

2) Результат этого акта, некое оформленное содержание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты