Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее,

чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы);

в социальном познании мы имеем дело с исследованием не только материальных

(как в естествознании), но и идеальных, духовных отношений (эти отношения

значительно противоречивее, сложнее и многообразнее, чем связи в природе);

в социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект

познания (с одной стороны такое тождество имеет положительное значение -

поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему

субъекту по его непосредственному и опосредованному жизненному опыту, что

способствует глубокому осмыслению этих процессов; с другой стороны, в

совокупном субъекте познания представлены разные, порой диаметрально

противоположные, вол, интересы, цели: в результате и в сами исторические

процессы и в их познание привносится изрядный элемент субъективизма).

В социальном познании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень: первичный и элементарный познавательный процесс -

наблюдение. Специфика наблюдения: уже в невключенном наблюдении как правило

обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта. Активное

(наблюдатель - инкогнито) и пассивное включенное наблюдение. Недостатки:

невозможность изменить объект в интересующем направлении, регулировать

условия и ход изучаемого процесса.

Социальный эксперимент: вмешательство в естественный ход событий.

Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер: нацелен на

преобразование экономики, национально-государственного устройства и т.д.,

может давать в различные исторические эпохи, в различных странах не только

разные, но и прямо противоположные результаты. Объект социального

эксперимента обладает меньшей степенью изоляции от остающихся вне

эксперимента подобных объектов (так называемой контрольной группы) и всех

воздействий данного социума в целом. Главной задачей эмпирического уровня

науки является накопление фактов. Факт как фрагмент уже состоявшейся

действительности.

Теоретический уровень социального познания. Классификация и

систематизация накопленных фатов. Среди методов: исторический - отражает

реальную историю объекта в ее конкретном многообразии, выявляет значимые

исторические факты и стадии развития, то позволяет в итоге создать теорию

объекта, раскрыть логику и закономерности его развития. Необходимо

различать исторический метод и принцип историзма: метод показывает пути

изучения, а принципы представляют собой выводы об объективных

характеристиках объекта, следующие из этого изучения. В свою очередь уже

добытые принципы выступают в качестве предпосылок дальнейшего познания.

Одной из таких предпосылок исторического познания и выступает принцип

историзма. Он включает в себя, с одной стороны, понимание развития как

смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается относительно

завершенным, устойчивым и сопоставимым с другими этапами развития. С другой

стороны, сами эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной

и той же системы, и это сохранение элементов общности и преемственности

позволяет выявить целостность изучаемого явления.

Философские учения о законе: их исторические формы.

Идея о том, что миром управляют универсальные законы родилась в глубокой

древности у китайских и греческих мыслителей. У древнегреческих философов

идея о всеобщем мировом законе первоначально связывается с идеей мирового

порядка. У Гераклита логос выступает и как мировой закон, судьба, которому

подчиняется развитие всех вещей и людей. Анаксагор: мировой разум

упорядочивает хаос геометрий, лежащих в основании всего сущего. Демокрит:

все в мире возникает и совершенствуется в силу необходимости, выступающей у

него в качестве некоторой органически присущей природе силы. Понятия

закона, необходимости и причины совпадают. Это обуславливает то, что

познание необходимости трактуется как познание причин, или "законное"

познание (материалистическое толкование закона как природного порядка

вещей). Платон: идеалистическая концепция закона как идеального

организующего начала в отношении текучего, преходящего мира идей.

Аристотель: идея не может быть законом вещей, потому что она неподвижна, а

вещи находятся в движении. В понятиях материи и формы, возможности и

действительности Аристотель выразил ту мысль, что закон выступает как

тенденция в процессе становления (телеологическое толкование закона).

Эпикур преодолевает фатализм, свойственный демокритовскому пониманию слепой

необходимости закона, путем введения случайности как совершенно объективной

и равноправной с необходимостью характеристики закона движения атомов,

лежащего в основе мира.

Средневековая христианская философия рассматривала закон не как

необходимую связь между явлениями материального мира, а как проявление

божественной воли.

В естествознании Нового Времени понятие закона получило большое

эвристическое значение и оказалось связанным с распространением

количественных методов изучения природы. Для выражения понятия законы

природы все чаще пользуются терминологией, заимствованной из математики и

естественных наук (Коперник, Галилей - "гипотезы", а не законы).

Согласно субъективному идеализму о законах природы самих по себе вообще

говорить нельзя. Юм считал, что при рассмотрении окружающих нас внешних

вещей мы "никогда не бываем в состоянии открыть необходимую связь. Мы

находим только, что одно явление действительно, фактически следует за

другим, а представление о закономерной связи между явлениями - привычка".

Кант: то, что называют законами природы, существует лишь по отношению к

познающему субъекту (рассудок предписывает природе законы).

Социальный детерминизм (принцип субординации исторических фактов).

Детерминизм - учение о всеобщей причинной материальной обусловленности

природных, общественных и психических явлений.

Социальный детерминизм "выдвинут" Монтескье, Гердером, Руссо и др. в

противовес идее божественного управления миром.

Проблема необходимости и свободы (не разрешена даже Гегелем).

С точки зрения марксизма (исторического материализма) общественное

развитие представляет собой естественно-исторический процесс, подчиненный

собственным объективным законам. Каждое следующее поколение людей действует

в условиях, унаследованных ими от прошлого. Это создает преемственность в

истории общества и детерминирует ее общее направление. Общественные идеи,

политические учреждения и движения детерминированы объективными условиями

общественного бытия.

Большинство законов общественного развития - законы-тенденции

(объективный характер + не могут учесть все частные моменты), поэтому ход

истории необязательно предопределен и может не осуществляться в фатальной

неизбежностью.

Собственность: социально-философский анализ.

Собственность - система общественных отношений, возникающих в связи с

присвоением средств производства, рабочей силы, предметов потребления;

исторически определенный социальный институт. Собственность - отношение

людей к вещам.

Некоторые философы, начиная с Аристотеля, пытались вывести напрямую форму

политической власти из того или иного типа экономической системы, а точнее

- из лежащей в ее основе типа собственности. Однако в истории на базе на

базе частной собственности возникали и существовали различные и даже

диаметрально противоположные формы политического правления и политические

режимы - конституционно-монархические, республиканско-демократические,

фашистские с формальным сохранением конституционности или без оной и т.д.

Интересна в этой связи полемика по поводу взаимосвязи частной

собственности и демократии, которая не раз возникала в прошлом. В этом

отношении большой интерес представляет статья М. Вебера "О буржуазной

демократии в России", относящаяся к началу 20 века. Он считает, что

демократия и частная собственность, в том числе капиталистическая, не

связаны напрямую, хотя капитализм и имел своей предпосылкой правовое

освобождение личности. Связь между ними опосредована целым рядом

политических феноменов - наличием необходимых для реализации

демократической формы правления политических институтов, наличием давних и

прочных демократических традиций, уровнем политической культуры властей

придержащих и народных масс.

Понятие субстанции, субстрата, атрибута и акциденции.

Субстанция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) -

объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства;

это - материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и

исчезающих в этом движении различий и противоположностей.

Античность: субстанция - "вещество" - тот тождественный материал, из

которого состоят различные единичные вещи (Аристотель: "форма" и

"материя").

Схоластика: активная роль "формы", поэтому субстанция - один из титулов

бога (форма всех форм). Поэтому возникает дуализм субстанции: духовная и

телесная субстанции ("душа" и "тело").

Фома Аквинский: "телесная субстанция" - несамостоятельное начало. Дунс

Скот: материя - всеобщая субстанция всех вещей.

Декарт: "Разумея субстанции, мы можем разуметь лишь вещь, которая

существует так, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме

самой себя" (легче осознать субстанцию протяженную и субстанцию мыслящую,

чем собственно субстанцию). Спиноза: "мышление" и "протяженность" -

"атрибуты субстанции".

Локк: субстанция - "подпорка" тех качеств, которые мы находим

существующими (для субстанции не может быть дано точное определение).

Беркли: "…нет иной субстанции, кроме Духа или того, что воспринимает".

Кант: субстанция - априорная форма мышления, осуществляющего синтез

явлений, данных в "опыте". "…то постоянное, лишь в отношении с которым

можно определить все временные отношения явлений…", "…условие возможности

всякого синтетического единства восприятий, т.е. опыта".

Гегель: субстанция - "…целостность акциденций, в которых она открывается

как их абсолютная отрицательность, т.е. как абсолютная мощь и вместе с тем

как богатство всякого содержания".

Субстрат. Аристотель: "материя".

Атрибут (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - необходимое, существенное,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты