неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать,
ни множиться.
Аристотель: отличает необходимые свойства вещей, без которых вещи
невозможны и которые неотделимы от них (атрибутов), от случайных свойств
акциденций, не принадлежащих вещам "ни по необходимости, ни в преобладающем
большинстве случаев".
По Декарту, признававшему две субстанции - материальную и духовную,
существует два вида атрибутов: у материальной - протяжение, у духовной -
мышление. Спиноза под атрибутом понимал то, что "ум представляет в
субстанции, как составляющее его сущность". Он считал, что протяженность и
мышление суть атрибуты единой материальной субстанции.
Акциденция - философский термин, обозначающий случайное, несущественное,
изменяющееся, преходящее. Противопоставляется субстанциональному
(существенному). В этом смысле термин впервые встречается "Метафизике"
Аристотеля, а в дальнейшем у Порфирия, который разделил акциденции на
отделимые (сон для человека) и неотделимые (черный цвет для негра).
Фома Аквинский: атрибут - "вещь, природа которой должна быть в другом".
Схоластики обычно выделяли некоторые свойства вещей как "реальные
атрибуты", объективно существующие вне тех субстанций, которым они обычно
присущи.
Некоторые философы в 17 веке (Гоббс, Декарт) отрицали существование
реальных акциденций, поскольку они отрицали объективное бытие каких бы то
ни было чувственных признаков. В связи с этим Спиноза заменил термин
"атрибут" термином "модус", обозначающим единичное проявление субстанции.
В марксизме такого термина нет.
Проблема человека в философии.
Философы античности длительное время рассматривали человека как образ
Космоса, как "малый мир", микрокосм. Человеческое и природное, знание о
которых были весьма фрагментарны, то и дело отождествлялись.
Платонизм понимает человека как комбинацию души и тела. Душа причастна
бестелесному, к миру идей. Человек выступает носителем внеличного духа.
Аристотель настаивает на единстве души и тела (душа принадлежит телу).
Таким образом, античность пришла к дуализму души и тела.
В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть
дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца
(три составляющие внутреннего мира человека - разум, сердце и воля). Но
главное размежевание внутри христианства происходит не столько между телом
и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком".
Ренессанс: человек - автономное существо, живая целостность. Единство
души и тела - преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть
чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими
достоинствами.
Новое время (Декарт): мышление - единственное, достоверное свидетельство
человеческого существования. Специфика человека усматривается в разуме, в
мышлении. Разум важнее сердца, он господствует над страстями. Тело и душа
не имеют ничего общего (тело простирается, душа мыслит). Ясное содержание
души - сознание.
Кант: специфика человека определятся его трансцендентальностью (человек
принадлежит как миру природы, в котором властвует естественная
необходимость, так и миру свободы) и нравственной свободой поведения.
Немецкий романтизм: сфера эмоционально-чувственного полностью
уравнивается с мышлением и ставится выше его (Новалис: "мышление - только
сон чувства").
Гегель: идея историчности человека. Человек есть носитель общезначимого
духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.
Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность.
Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует
свойства личности.
Философия жизни (Ницше, Дильтей): специфика человека - в феномене жизни,
который либо сильно сближается с органическим, биологическим, либо
истолковывается в культурно-историческом смысле (Дильтей). На первый план
выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство (Гаман, Якоби),
воля (Шопенгауэр), интуиция (Бергсон).
Экзистенциализм: на первый план выдвигаются чувства, но не просто
чувства, а процесс чувствования, переживания.
Итоги рассмотрения проблемы человека: 1) в основе специфики человека
лежит его духовность; 2) специфика человека определяется символизацией им
собственного духовного мира в различных сферах своей деятельности; 3)
духовный мир человека имеет известные градации внутри себя: переживание
(чувство) и мысль, сознание и бессознательное, воля и интуиция.
Учение всеединства в России: представители и направления.
(Словарь русской философии).
Всеединство - философская категория, выражающая органическое единство
универсального мирового бытия. Взаимопроникнутость и раздельность
образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при
качественной специфичности и индивидуальности. Всеединство было
представлено в различных философских течениях (наиболее значительные из них
неоплатонизм, христианских платонизм, всякого рода пантеистические и
панентеистические, религиозно-мистические доктрины), многие из которых в
той или иной мере были восприняты и русской философской мыслью.
Начало философии всеединства - учение В.С. Соловьева (к этому течению
принадлежат системы, созданные Флоренским, Франком, Карсавиным, Н.О.
Лосским, Булгаковым). Ее идейными предшественниками являются Киреевский и
Хомяков, выдвинувшие учение о соборности (человека и церкви) и идею
"живознания" как основного средства познания всеединства.
Системы всеединства, разработанные в русской философии, принадлежат к 4
типам: софиологическому, монодуалистическому (или панентеистическому),
моноплюралистическому и философскому символизму.
1) Софиологический тип. Соловьев стремился построить философию как
систему положительных начал путем переосмысления начал отвлеченных, их
органического синтеза с интуициями и идеями, схватывающими мир в его
целостности и человеческой значимостью, прежде всего, с религиозным опытом
и верой. В сфере онтологии важнейшим из таких начал является положительное
единство - свободное единение в Абсолюте всех элементов бытия как
Божественных первообразов и искомого состояния мира. В основе всего сущего
лежит Абсолютно-сущее, Сверхсущее, Бог; всякая действительность сводится к
безусловной действительности, к Абсолюту, но Абсолютное не отделено от
мира: оно есть единое и в то же время в нем заключено все. В этом плане
Абсолют (первое Абсолютное) и Космос (второе Абсолютное) соотносительны
друг другу, т.е. единосущностны, и в то же время нетождественны, поскольку
первое Абсолютное есть актуально сущее, а второе - становящееся. Первое
открывается непосредственно в своей действительности, а второе, как
единство многообразного, не может быть дано непосредственно и должно быть
раскрыто на путях рациональной дедукции (дедукция: 1) осознание того, что
Абсолютно-сущее нуждается в идеальной действительности; 2) переход от
многообразия идеальных форм к многообразию реально существующего бытия).
Единство природного бытия реализуется через деятельность Мировой души,
Софии и Богочеловечества, которые занимает посредствующее место между
множеством реально существующих природных предметов и безусловным единством
Божества. Интегративным началом природного бытия выступает, прежде всего,
Мировая душа как живое средоточие всех тварей, но, оставаясь свободной, она
может превратить раздвоение в Абсолюте в дуалистическое противопоставление
мира Абсолюту. С появлением человека над космическим процессом,
происходившим в мире, возвышается процесс исторический, движимый все той же
Мировой душой, но теперь именуемой уже Софией, которая как род всеединства
в Боге восстанавливает единство мирового бытия, разрушенное по воле Мировой
души, вновь соединяя ее с Божеством. Соединение Мировой души с Божественным
Логосом осуществляется в человеке и достигается в ходе его длительного и
сложного становления в качестве подлинно духовного и нравственного
существа, укорененного в Боге. Так возникает собственно исторический
процесс, внутри которого происходит боговоплощение. Поскольку человеческое
бытие включает социальное бытие во всех разнообразных его модификациях, в
каждой из них всеединство как основной онтологический принцип приобретает
свою специфику. В нравственной области положительное всеединство есть
абсолютное благо, в познавательной - абсолютная истина, а в сфере
материального бытия - абсолютная красота.
Основные черты концепции Соловьева: 1) постулирование некоторого третьего
рода бытия - Софийного бытия, отличного как от божественного, так и от
природного, и выполняющего функцию связующего звена между ними, носителя
всеединства; 2) попытка совместить представления об изначальной софийности
мира с ущербностью реально существующих предметов.
В отличие от Соловьева Флоренский обосновывает единство всей твари в Боге
как восхождение от твари к Абсолюту (у Соловьева наоборот). Тварное бытие -
это не эманация Божества, а самостоятельное творение Божие. Идеальную сферу
природной твари, мистическую основу Космоса составляет София (София -
существенный структурный компонент Абсолютного, божественного бытия). В
качестве внутреннего принципа всеединства, как сила созидающая и
скрепляющая его (слияние Абсолютного и Космоса), выступает Любовь.
2) Панентеистический тип. Отказ от введения третьего софийного бытия в
качестве посредника, связующего божественные и природные миры, и усмотрение
всеединства во внутренней сущности последних. Панентеизм исходит из
признания сущностного единства Бога и природы, но в отличие от пантеизма не
растворяет Бога в природе, а видит в нем высшее выражение личностного
начала в бытии, дополняя безличностную онтологию пантеизма личностной
онтологией христианства. В. Карсавин: центральное место принадлежит понятию
"стяженного бытия" (заимствованного у Кузанского), посредством которого
описывается диалектика взаимосвязей целого и его частей. В соответствии с
этой идеей, целое, хотя и в "умаленном", "свернутом" виде, присутствует в
своих частях, а любая часть - во всех других частях целого.
Отличительной особенностью концепции Франка является гносеологический
подход к проблеме. Выделяемые Франком при описании всеединства такие
сущностные его определенности, как металогическое, непостижимое,
сверхрациональное, носит отчетливо выраженный гносеологический характер, а
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67