Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

другу и их дальнейшее опредление (форма диалектического)есть переход в

другое. Это дальнейшее определение есть развёртывание в себе понятия бытия

и его погружение в самое себя. Бытие и его последующие определения можно

рассматривать как метафизические определения бога (ибо дать метафизическое

определение бога - значит выразить его природу в мыслях, а логика обнимает

все мысли).

А. Качество.

Бытие.

Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть

и чистая мысль, и неопределённая простая непосредственность, а первое

начало не может быть опосредованным и определённым. Это чистое бытие есть

чистая абстракция, след абсолютно отрицательное, то есть ничто. Истину как

бытия, так и ничто представляет собой единство их обоих - становление, так

как в становлении бытие и ничто суть лишь исчезающие моменты, благодаря

своему внутреннему противоречию становление впадает в единство, в котором

оба момента сняты.

Наличное бытие.

Результат становления представляет собой наличное бытие. Наличное

бытие - бытие, имеющее определённость, то есть качество, налично-сущее,

нечто. Качество есть реальность в противопоставлении содержащемуся в нём

отрицанию. (так говорят о теле как реальности души и о праве как реальности

свободы, Вселенной как реальности бюожественного понятия; следует отличать

это от некорректных выражений, вроде: это реальный человек, это реальное

занятие и.т.п.). То есть реальность - то, через что нечто реализуется.

Нечто благодаря своему качеству конечно и изменчиво, способно становиться

другим нечто до бесконечности (это дурная, отрицательная бесконечность).

Для-себя-бытие.

Для-себя-бытие как отношение с самим собой есть непосредственность, а

как отношение отрицательного с самим собой оно есть для себя сущее, единое,

одно, исключающее из себя другое. (Ближайший пример - “я”, мы раньше всего

знаем себя в качестве налично сущего, отличного от всех других налично

сущих и соотнесённого с ними. Отличая себя от всех других сущих, мы тем

самым полагаем их в их отдельности и множественности). Тем самым

качественная определённость снимается, становясь количеством.

B. Количество.

Чистое количество.

Количество есть чистое бытие, в котором определённость положена уже не

как тождественная с самим бытием, а как снятая, или безразличная.

Количество в равенстве с самим собой есть неопределённая величина, а в

соотнесении с определением одного оно есть дискретная величина. Но первое

количество также и дискретно, ибо оно есть лишь непрерывность многого, а

второе также и непрерывно, его непрерывность есть одно как тождественное

многих одних, как единица.

Определённое количество.

Количество, существенно положенное с содержащейся в нём

определённстью, исключающей все прочие, есть определённое количество,

ограниченное. Оно находит своё развитие и полную определённость в числе,

которое содержит в себе как свои качественные моменты множество со стороны

момента дискретности и единство со стороны момента непрерывности.

Степень.

Степень - граница тождества с целым определённого количества. В

степени понятие определённого количества положено. Она есть величина,

безразличная для себя и простая, так что ту определённость, которая делает

её определённым количеством, она находит всецело вне себя, в других

величинах.

Проходя свои моменты количество как первоначально снятое качество

оказывается вновь возвращением к качеству, то есть мерой (рассматривая

предметный мир, занимаясь количественными определениями, мы на самом деле

всегда уже имеем в виду как цель такого рассмотрения качественность, то

есть меру, а не голые числовые изыскания как таковые).

С. Мера.

Мера есть качественно определённое количество прежде всего как

непосредственное; она есть определённое количество, с котрым связано некое

наличное бытие или некое качество. Мера есть правило, согласно которому

изменение определённого количества есть также и изменение качества.

Таким образом, этот процесс взаимного отрицания качества и количества

и их единства в мере есть сущность. Сознание понимает вещи как сущие и

рассматривает их со стороны качества, количества и меры. Эти определения

оказываются не неподвижными, а переходящими друг в друга, и сущность есть

результат их диалектики.

УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ. ((112- 159.

Сущность есть положенное понятие. В сфере сущности определения суть

лишь относительные, но не рефлектированные в себя самое, поэтому понятие

здесь ещё не есть для себя. Сущность как бытие, опосредствующее себя собой

через свою же отрицательность, есть отношение с самим собой, лишь будучи

отношением с другим; это другое есть не как непосредственно сущее, а как

положенное и опосредствованное. Бытие не исчезло в сущности, но оно

низведено лишь к отрицательному, к видимости. Сущность тем самым есть бытие

как видимость. (Точка зрения сущности представляет собой точку зрения

рефлексии. Когда мы рефлектируем, размышляем о предмете, предмет не

признаётся нами в его непосредственности, мы хотим познать его как

опосредствованный; непосредственное бытие вещи мы представляем как бы корой

или завесой, за которой скрывается сущность. Все вещи имеют сущность, то

есть они не то, чем непосредственно представляются. Одним лишь

взаимопереходом из качества в количество дело не окончено, в вещах имеется

нечто пребывающее - сущность.)

А. Сущность как основание существования.

Чистые рефлексивные определения.

Тождество. Сущность есть в себе видимость, чистая рефлексия, таким

образом, она есть лишь отношение с собой, но не непосредственное, а

рефлектированное, она есть тождество с собой. (Закон тождества не истинный

закон мышления, а лишь закон абстрактного рассудка, он уничтожается

следующими законами, устанавливающими его прямую противоположность).

Различие. Сущность есть лишь чистое тождество и видимость в самой

себе, поскольку она есть относящаяся с собой отрицательность, она

существенно содержит в себе определение различия. Различие есть:

непосредственное различие, в котором каждое различённое есть само по себе

то, что оно есть и равнодушно к своему отношению с другим, которое есть для

него нечто внешнее; и есть существенное различие положительного и

отрицательного, в котором каждое различённое имеет перед собой не вообще

другое, а своё другое, то есть каждое из различённых имеет своё определение

только в своём отношении с другим.

Основание. Основание есть единство тождества и различия, есть истина

того, чем оказалось различие и тождество. Оно есть сущность, положенная как

тотальность. (закон основания гласит: всё имеет своё достаточное основание,

то есть истинная сущность нечто не состоит ни в определении нечто как

тождественного с собой, ни в его определении как различного, а состоит в

том, что нечто имеет своё бытие в некоем другом, которое как его

тождественное-с-собой есть его сущность).

Итак, сущность сначала есть видимость и опосредствование в самой себе.

Её единство с собой теперь положено как снятие различий и опосредствования.

Это восстановление непосредственности или бытия, то есть существование.

Существование.

Существование есть непосредственное единство рефлексии-в-самое-себя и

рефлексии-в-другое. Оно есть поэтому неопределённое множество существующих

как рефлектированных в самое себя и одновременно также рефлектированных в

другом, образующих мир взаимозависимостей и бесконечное сцепление оснований

и обосновываемых. Существующее содержит в самом себе свою многообразную

связь с другими существующими, таким образом, существующее есть вещь.

Вещь.

Вещь есть тотальность как положенное в едином развитии определений

основания и существования. Она имеет в себе различия, благодаря которым она

есть определённая и конкретная вещь. Эти определения суть свойства вещей,

их отношение с вещами находит выражение в слове “обладать”. Материя есть

налично сущая вещность, устойчивость вещей. Вещь имеет в материях свою

рефлексию-в-самое-себя, и есть только их поверхностная связь, внешнее

соединение их. Материя как непосредственное единство существования с собой

также равнодушна к определённости; многие разные материи сливаются поэтому

в одну материю. Вещь таким образом распадается на материю и форму, каждая

из которых есть тотальность вещности и самостоятельно существует для себя.

Вещь представляет собой противоречие, заключающееся в том, что со стороны

своего отрицательного единства она есть форма, в которой материя определена

и низведена на степень свойств, и вместе с тем она состоит из материй,

которые в рефлексии вещи в самое себя столь же самостоятельны, сколь и

подверглись отрицанию. Вещь, таким образом, есть существенное

существование, снимающее себя в самом себе, есть явление.

В.Явление.

Сущность должна являться. Её видимость в ней есть её снятие в

непосредственность, которая как рефлексия-в-самой-себе есть устойчивое

существование, материя, тогда как форма есть рефлексия-в-другое, снимающее

себя устойчивое существование. Видимость есть то определение, благодаря

которому сущность есть не бытие, а сущность; развитая же видимость есть

явление. Поскольку сущность есть то, что существует, существование есть

явление.

Мир явлений.

Являющееся существует таким образом, что его устойчивость

непосредственно снимается, и последняя есть лишь один из моментов самой

формы. Форма содержит в самой себе устойчивость, или материю, как одно из

своих определений. Являющееся, таким образом, имеет своё основание в

материи как в своей сущности,но тем самым являющееся имеет своё основание

только в другой определённости формы. Это его основание есть также

являющееся, и явление, таким образом, движется вперёд в бесконечном

опосредствовании устойчивой формой и, следовательно, также и отсутствием

устойчивости. В этом бесконечном опосредствовании существование

развёртывается в тотальность и мир явлений, в мир рефлектированной

конечности.

Содержание и форма.

Внеположность мира явлений есть тотальность и полностью содержится в

своём отношении с собой. Отношение явления с собой, таким образом, вполне

определённо, имеет форму в самом себе, обладает ею как существенной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты