posteriori. Философия - единство частных наук. Естествознание вынуждено
выйти за пределы эмпирии, но безотчётно. Человек чувствует неодолимую
потребность восходить от опыта к совершенному усвоению данного знанием.
Главный вопрос - отношение мышления к миру (бытию). Недостаток
современной философии в разорванности этих понятий, рационализма и эмпирии.
Античность постулировала единство мышления и бытия, затем схоластика
провозгласила их дуализм. На этих крайних позициях (рационализма и
эмпиризма) стоят Декарт и Бэкон. Гегель пытается постулировать единство
бытия и мышления как совпадение противоположностей. Гегель - последний шаг
идеализма.
Декарт - это берег, от которого следует оттолкнуться, отплыть. Декарт
сохраняет дуализм схоластики в метафизической форме. Заслуга его метода - в
применении математики. Cogito ergo sum устанавливает тождество мышления и
бытия (мышление самодостаточно и включает момент бытия). Но из этой формы
бытия исчезает природа. Отсюда у Декарта получается дуализм мышления и
протяжённости. Таким образом, мышление утрачивает свой телесный исток.
Декарт рассматривает природу лишь в количественных характеристиках, а
качественное её начало ограничивает протяжённостью. На самом деле природа
обладает качественностью (механизм, химизм, физицизм). Дуализм должен быть
снят за счёт качественных и количественных оценок природы, тогда
объединяются рационализм и эмпиризм.
Должна быть создана теория объективного разума. Вне природы нет
полноты бытия разума. Самого понятия природы нет вне мышления. Природа в
мышлении достигает полноты своего бытия, поэтому естествознание должно
опираться на философию и наоборот - в этом суть реализма. Только
органическое соотношение между сознанием и философией открывает человеку
истину сущего - единый, всеохватывающий разум.
Критика Бэкона: ему свойствен недостаток рациональности, его философия
- лишь аналитика, в ней нет синтетического момента. Анализ различает
предмет и возводит его из частного во всеобщее.
Без разума нет осознанной реальности, нет целостной и единой природы.
Именно в разуме достигается полнота того, что есть; в нём мир физический
находит прояснение нравственное, обретает свой критерий и смысл. Природа,
понимаемая помимо сознания - ребёнок, не дошедший до обладания всеми
органами, потому что они не все готовы. Человеческое сознание без природы,
без тела - мысль, не имеющая мозга, который бы дкмал её, не имеющая
предмета, который бы возбуждал её.
Логический процесс есть единственное всеобщее царство человеческого
понимания. Природа не заключает в себе всего своего смысла - в этом её
отличительный характер, именно мышление дополняет и развивает природу,
природа отделяется от себя в сознании человеческом для того, чтобы понять
своё бытие. Мышление не делает чуждую добавку, а продолжает необходимое
развитие, без которого вселенная не полна. Вселенная: стихийная борьба -
химическое сродство - самопознающий мозг человеческой головы.
Следует соединить два философских момента путём гегелевского
диалектического метода (единства противоположностей). Философия - это
движение к единству эмпирического и рационального начал. Мышление обладает
бытием, поскольку оно является выражением самой природы.
Письмо 2. Наука и природа - феноменология мышления.
Дело науки - возведение сущего в мысль. Мышление стремится понять,
усвоить внесущий ему предмет и с первого принципа отрицает то, что делает
его внешним, другим, противоположным мысли, то есть отрицает
непоредственность предмета, обобщает его и имеет уже дело с ним как с
всеобщим. Мышление освобождает существующую во времени и пространстве мысль
в более соответствующую ей среду сознания. Предметное существование мысли,
воскреснувшее в области разума и самопознания, продолжается по прежнему во
времени и пространстве. Мысль получила двойную жизнь: 1 - её прежнее
существование, частное, положительное, определённое бытие; 2 - всеобщая
форма, определяемая сознанием и отрицанием себя как частного. Развитие
мысли - сочетание этих моментов в единое целое.
Природа - внешность для нас и сама по себе. Её мысль, пришедшая в
самое себя, нев ней, а в другом (в человеке). Родовое значение человека -
быть истиной себя и другого (природы).
Сознание есть самопознание, оно начинается с познания себя как другого
(природы) и достигает сознания себя как себя. Сознание вовсе не постороннее
для природы, а высшая степень её развития, переход от положительного,
нераздельного существования во времени и пространстве, через отрицательное,
раздвоенное определение человека в противоположность природе, к раскрытию
их истинного единства.
Вернейший путь, чтобы понять современное состояние мысли, - выяснить,
как человечество дошло до него. Следует вспомнить всю морфологию мышления:
от непосредственного бессознательного мира с природой, предшествующего
мышлению, до раскрывающейся возможности полного и сознательного мира с
собою. Историческая триада:
1.естественное единство с природой;
2.разделение, необходимость знания;
3.объединение.
Письмо 3. Греческая философия.
Восток не имел науки. Иония - начало Греции и конец Азии. В Греции
человек ограничивается, чтобы развить безграничность своего духа. Идея
красоты - безусловная мысль греков. Две крайности: погружение в собственную
непосредственность - потеря личности; потеря действительности во всеобщих
отвлечениях. Воззрение греков - реализм в широком смысле слова (вера в
предопределение, в судьбу основана на безусловном признании
действительности, жизни).
С неоплатоников начинается идеализм как господствующее учение. Фалес,
Анаксимандр - чвственные, сущие определения безусловного. Пифагор -
определение между чувственным и логическим - число. Математика между
логикой и эмпирией. Элеаты - приняли за истину чистое бытие (безусловное).
Гераклит - всё течёт - единый поток перехода бытия и небытия, бытие имеет в
себе своё отрицание. Другой выход из чистого бытия - атомизм (отрицание
чистого бытия в пользу бытия определённого). Анаксагор - поставил началом
мысль. Софисты - всё подвергли разбору, подняли в сферу всеобщего сознания
то, что каждый представлял себе как частный случай, отступление. Сократ -
обуздал нравственным началом разумную мысль. Природа перестаёт быть
независима от мысли. Платон - с самого начал полагает мысль сущностью
вселенной. Творец диалектики. Аристотель - в высшем смысле слова эмпирик, и
вместе с тем в высшей степени спекулятивный мыслитель, ищет истину предмета
в её цели, энергия мыслится выше мыслимого.
Письмо 4. Последняя эпоха древней науки.
Аристотель - гений, до которого не смогли подняться его ученики. Наука
греков в последней фазе ищет очевидного, только очевидное принимает за
истину. Целью своих исканий она ставит внешний критерий истины, ищет его в
личном мышлении. Стоицизм - противодействие общественной безнравственности,
проникновение резкого и холодного римского духа. Нравоучения стоиков имели
целью образовать мудрого (только добродетель частного лица). Эпикурейцы -
последняя попытка исторически примирить мысль с жизнью. Критериум Эпикура -
блаженство. Против догматизма стоиков и эпикурейства - скептицизм с его
сомнением как попыткой наукообразного мышления. Скептицизм совершил то,
чего домогался догматизм: отрешил личность от всего сущего, освободит её от
всего положительного, отрицательно признал бесконечное её достоинство,
освободил разум от древней науки. Скептицизм раскрывал бесполезную
субъективность без всякой объективности. Рим - гражданско-политический
центр. Александрия - последние представители древней мысли. Неоплатонизм -
взял момент восточного, мировое развитие - фазы безусловного духа.
Письмо 5. Схоластика.
Противоположность христианского мира с древним требовала не
переоценки, а пересоздания. Евангелие торжественно огласило права человека,
и люди впервые услышали, что они такое. Древний мир видел в природе
духовное, новый же мир не верил в материальное, в явление. Схоластика -
сухой амфибий, замещающий истинную науку. Она не вполне религиозна и не
вполне наукообразна. Это боязнь самобытности мысли. О естствоведении не
могло быть и речи. Схоластики не уразумели настолько христианства, чтобы
понять, что искупление не отрицает конечного, а спасает его. Мысль прошла
между сердцем и умом. Средина всего - лишь раздвоение. Рассудочный сухой
спиритуализм. XV век - пробуждаются новые требования, внимание обращается
на реальные предметы. Пьер Ранце - протестант в схоластике. Бруно, Ванини,
Кардан, Кампанелла, Тилезий, Парацельс. Классическое образование разделило
массы и аристократию.
Письмо 6. Декарт и Бэкон.
Ничего нового с основания не воздвигнуто, лишь новые постройки из
старого кирпича (судьба всего реформационного). Чистое мышление -
схоластика новой науки, протестантизм - возрождённый католицизм. Сохранился
схоластический дуализм, но без мистико-каббалистического наряда. Со времени
Декарта наука не теряет своей почвы. Философия древняя и новая философия
составляют два великие основания будущей науки. Отношение мышления к бытию
- вопрос новой науки. Декарт - совершенная свобода в среде мышления.
Сознание неразрывно с бытием. Nosce te ipsum - лозунг древней науки. Cogito
ergo sum - лозунг новой науки. Мышление - действиетльное определение моего
Я. Но Декарт разобщил мышление и бытие как мышление и протяжение. Дуализм и
схоластика возведены в логическую форму. Декарт - математический ум,
качество уступило место количеству. Материя Декарта - виртуальная пустота.
Противоположность Декарта и Бэкона: у Декарта была метода, но не было
действиетльного содержания, у Бэкона было эмпирическое содержание, но не
было науки. Начало Бэкона - опыт, апостериорная истина. Декарт - вера в
мысль, Бэкон - вера в факт (наблюдение). Бэконовская эмпирия - кладовая
истины.
Письмо 7. Бэкон и его школа в Англии.
Главный приём Бэкона: идти от частного, от опыта, от наблюдаемого
события к обобщению. Опыт у Бэкона - не страдательное восприятие, а
взаимодействие внешнего и мысли. Последователи Бэкона односторонни. Гоббс -
биологизм, мысль без божественного. Гассенди, Ньютон - деятели науки, а не
философы.
Письмо 8. Реализм.
Последователи Бэкона хотели сделать опыт не только источником, но и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67