Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

posteriori. Философия - единство частных наук. Естествознание вынуждено

выйти за пределы эмпирии, но безотчётно. Человек чувствует неодолимую

потребность восходить от опыта к совершенному усвоению данного знанием.

Главный вопрос - отношение мышления к миру (бытию). Недостаток

современной философии в разорванности этих понятий, рационализма и эмпирии.

Античность постулировала единство мышления и бытия, затем схоластика

провозгласила их дуализм. На этих крайних позициях (рационализма и

эмпиризма) стоят Декарт и Бэкон. Гегель пытается постулировать единство

бытия и мышления как совпадение противоположностей. Гегель - последний шаг

идеализма.

Декарт - это берег, от которого следует оттолкнуться, отплыть. Декарт

сохраняет дуализм схоластики в метафизической форме. Заслуга его метода - в

применении математики. Cogito ergo sum устанавливает тождество мышления и

бытия (мышление самодостаточно и включает момент бытия). Но из этой формы

бытия исчезает природа. Отсюда у Декарта получается дуализм мышления и

протяжённости. Таким образом, мышление утрачивает свой телесный исток.

Декарт рассматривает природу лишь в количественных характеристиках, а

качественное её начало ограничивает протяжённостью. На самом деле природа

обладает качественностью (механизм, химизм, физицизм). Дуализм должен быть

снят за счёт качественных и количественных оценок природы, тогда

объединяются рационализм и эмпиризм.

Должна быть создана теория объективного разума. Вне природы нет

полноты бытия разума. Самого понятия природы нет вне мышления. Природа в

мышлении достигает полноты своего бытия, поэтому естествознание должно

опираться на философию и наоборот - в этом суть реализма. Только

органическое соотношение между сознанием и философией открывает человеку

истину сущего - единый, всеохватывающий разум.

Критика Бэкона: ему свойствен недостаток рациональности, его философия

- лишь аналитика, в ней нет синтетического момента. Анализ различает

предмет и возводит его из частного во всеобщее.

Без разума нет осознанной реальности, нет целостной и единой природы.

Именно в разуме достигается полнота того, что есть; в нём мир физический

находит прояснение нравственное, обретает свой критерий и смысл. Природа,

понимаемая помимо сознания - ребёнок, не дошедший до обладания всеми

органами, потому что они не все готовы. Человеческое сознание без природы,

без тела - мысль, не имеющая мозга, который бы дкмал её, не имеющая

предмета, который бы возбуждал её.

Логический процесс есть единственное всеобщее царство человеческого

понимания. Природа не заключает в себе всего своего смысла - в этом её

отличительный характер, именно мышление дополняет и развивает природу,

природа отделяется от себя в сознании человеческом для того, чтобы понять

своё бытие. Мышление не делает чуждую добавку, а продолжает необходимое

развитие, без которого вселенная не полна. Вселенная: стихийная борьба -

химическое сродство - самопознающий мозг человеческой головы.

Следует соединить два философских момента путём гегелевского

диалектического метода (единства противоположностей). Философия - это

движение к единству эмпирического и рационального начал. Мышление обладает

бытием, поскольку оно является выражением самой природы.

Письмо 2. Наука и природа - феноменология мышления.

Дело науки - возведение сущего в мысль. Мышление стремится понять,

усвоить внесущий ему предмет и с первого принципа отрицает то, что делает

его внешним, другим, противоположным мысли, то есть отрицает

непоредственность предмета, обобщает его и имеет уже дело с ним как с

всеобщим. Мышление освобождает существующую во времени и пространстве мысль

в более соответствующую ей среду сознания. Предметное существование мысли,

воскреснувшее в области разума и самопознания, продолжается по прежнему во

времени и пространстве. Мысль получила двойную жизнь: 1 - её прежнее

существование, частное, положительное, определённое бытие; 2 - всеобщая

форма, определяемая сознанием и отрицанием себя как частного. Развитие

мысли - сочетание этих моментов в единое целое.

Природа - внешность для нас и сама по себе. Её мысль, пришедшая в

самое себя, нев ней, а в другом (в человеке). Родовое значение человека -

быть истиной себя и другого (природы).

Сознание есть самопознание, оно начинается с познания себя как другого

(природы) и достигает сознания себя как себя. Сознание вовсе не постороннее

для природы, а высшая степень её развития, переход от положительного,

нераздельного существования во времени и пространстве, через отрицательное,

раздвоенное определение человека в противоположность природе, к раскрытию

их истинного единства.

Вернейший путь, чтобы понять современное состояние мысли, - выяснить,

как человечество дошло до него. Следует вспомнить всю морфологию мышления:

от непосредственного бессознательного мира с природой, предшествующего

мышлению, до раскрывающейся возможности полного и сознательного мира с

собою. Историческая триада:

1.естественное единство с природой;

2.разделение, необходимость знания;

3.объединение.

Письмо 3. Греческая философия.

Восток не имел науки. Иония - начало Греции и конец Азии. В Греции

человек ограничивается, чтобы развить безграничность своего духа. Идея

красоты - безусловная мысль греков. Две крайности: погружение в собственную

непосредственность - потеря личности; потеря действительности во всеобщих

отвлечениях. Воззрение греков - реализм в широком смысле слова (вера в

предопределение, в судьбу основана на безусловном признании

действительности, жизни).

С неоплатоников начинается идеализм как господствующее учение. Фалес,

Анаксимандр - чвственные, сущие определения безусловного. Пифагор -

определение между чувственным и логическим - число. Математика между

логикой и эмпирией. Элеаты - приняли за истину чистое бытие (безусловное).

Гераклит - всё течёт - единый поток перехода бытия и небытия, бытие имеет в

себе своё отрицание. Другой выход из чистого бытия - атомизм (отрицание

чистого бытия в пользу бытия определённого). Анаксагор - поставил началом

мысль. Софисты - всё подвергли разбору, подняли в сферу всеобщего сознания

то, что каждый представлял себе как частный случай, отступление. Сократ -

обуздал нравственным началом разумную мысль. Природа перестаёт быть

независима от мысли. Платон - с самого начал полагает мысль сущностью

вселенной. Творец диалектики. Аристотель - в высшем смысле слова эмпирик, и

вместе с тем в высшей степени спекулятивный мыслитель, ищет истину предмета

в её цели, энергия мыслится выше мыслимого.

Письмо 4. Последняя эпоха древней науки.

Аристотель - гений, до которого не смогли подняться его ученики. Наука

греков в последней фазе ищет очевидного, только очевидное принимает за

истину. Целью своих исканий она ставит внешний критерий истины, ищет его в

личном мышлении. Стоицизм - противодействие общественной безнравственности,

проникновение резкого и холодного римского духа. Нравоучения стоиков имели

целью образовать мудрого (только добродетель частного лица). Эпикурейцы -

последняя попытка исторически примирить мысль с жизнью. Критериум Эпикура -

блаженство. Против догматизма стоиков и эпикурейства - скептицизм с его

сомнением как попыткой наукообразного мышления. Скептицизм совершил то,

чего домогался догматизм: отрешил личность от всего сущего, освободит её от

всего положительного, отрицательно признал бесконечное её достоинство,

освободил разум от древней науки. Скептицизм раскрывал бесполезную

субъективность без всякой объективности. Рим - гражданско-политический

центр. Александрия - последние представители древней мысли. Неоплатонизм -

взял момент восточного, мировое развитие - фазы безусловного духа.

Письмо 5. Схоластика.

Противоположность христианского мира с древним требовала не

переоценки, а пересоздания. Евангелие торжественно огласило права человека,

и люди впервые услышали, что они такое. Древний мир видел в природе

духовное, новый же мир не верил в материальное, в явление. Схоластика -

сухой амфибий, замещающий истинную науку. Она не вполне религиозна и не

вполне наукообразна. Это боязнь самобытности мысли. О естствоведении не

могло быть и речи. Схоластики не уразумели настолько христианства, чтобы

понять, что искупление не отрицает конечного, а спасает его. Мысль прошла

между сердцем и умом. Средина всего - лишь раздвоение. Рассудочный сухой

спиритуализм. XV век - пробуждаются новые требования, внимание обращается

на реальные предметы. Пьер Ранце - протестант в схоластике. Бруно, Ванини,

Кардан, Кампанелла, Тилезий, Парацельс. Классическое образование разделило

массы и аристократию.

Письмо 6. Декарт и Бэкон.

Ничего нового с основания не воздвигнуто, лишь новые постройки из

старого кирпича (судьба всего реформационного). Чистое мышление -

схоластика новой науки, протестантизм - возрождённый католицизм. Сохранился

схоластический дуализм, но без мистико-каббалистического наряда. Со времени

Декарта наука не теряет своей почвы. Философия древняя и новая философия

составляют два великие основания будущей науки. Отношение мышления к бытию

- вопрос новой науки. Декарт - совершенная свобода в среде мышления.

Сознание неразрывно с бытием. Nosce te ipsum - лозунг древней науки. Cogito

ergo sum - лозунг новой науки. Мышление - действиетльное определение моего

Я. Но Декарт разобщил мышление и бытие как мышление и протяжение. Дуализм и

схоластика возведены в логическую форму. Декарт - математический ум,

качество уступило место количеству. Материя Декарта - виртуальная пустота.

Противоположность Декарта и Бэкона: у Декарта была метода, но не было

действиетльного содержания, у Бэкона было эмпирическое содержание, но не

было науки. Начало Бэкона - опыт, апостериорная истина. Декарт - вера в

мысль, Бэкон - вера в факт (наблюдение). Бэконовская эмпирия - кладовая

истины.

Письмо 7. Бэкон и его школа в Англии.

Главный приём Бэкона: идти от частного, от опыта, от наблюдаемого

события к обобщению. Опыт у Бэкона - не страдательное восприятие, а

взаимодействие внешнего и мысли. Последователи Бэкона односторонни. Гоббс -

биологизм, мысль без божественного. Гассенди, Ньютон - деятели науки, а не

философы.

Письмо 8. Реализм.

Последователи Бэкона хотели сделать опыт не только источником, но и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты