Наша эпоха - обстрение и кризис сознания во всех сферах. Кризис
объективированной философии. Философия не трубует и не допускает никакого
научного, логического основания и оправдания. Прагматизм - симптом кризиса
научной философии. Бергсон - прорыв в творческую философию, но его
останавливает биологизм. Философия будущего: творческая, преображающая и
преодолевающая природа познания.
Познание - рассвет и расцвет самого бытия. Философское познание - в
самом бытии. Истина есть осмысливание и освобождение бытия, она
предполагает творческий акт познающего в бытии. Истина есть смысл и не
может отрицать смысла. Отрицать смысл в мире, значит отрицать истину,
признавать лишь тьму. Истина делает нас свободными. Отрицать свободу знаний
- отрицать истину. Истина предполагает Логос.
Философия расслаблена болезнью рефлексии и раздвоения (гамлетизм).
Творческая философия - догматическая, цельная, рискнувшая сделать выбор.
Подлинное философское познание есть приращение сомнения над тем, кого
избрал и полюбил. Пафос философии - эротический пафос, брачная тайна
познания. Философское познание как творческий акт есть брак по любви.
Требование доказательства исходит из необходимости. Доказательство
стоит на пути познания истины как препятствие. В философии самое истинное,
наиболее творчески прорывающееся через необходимость к свободе, через
бессмыслицу к смыслу, - наименее доказанное. Истина показывается и
формируется, а не доказывается и обосновывается. Дорога философии - найти
наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции и
синтезировать формулы. Убеждает и заражает в философии совершенство формул,
их острота и ясность, исходящий от них свет, а не доказательства и выводы.
Философия предполагает высшую степень духовного общения на почве
начальных интуиций, а не серединных доказательств дискурсивной мысли.
Последним критерием истинности философской интуиции может быть лишь
вселенский соборный дух. Философское познание проистекает в
антропологической среде. Человек предшествует философии, он - предпосылка
всякого философского познания. Гегель - предельная точка философии. Дальше
- крах. Человек восстаёт против философии. Только тот Логос не истребляет
человека, который есть Абсолютный человек. Только в христологическом
(Христос - Логос) сознании Человек спасён и утверждён. Путь освобождения от
релятивизма - путь абсолютизации человека. Тогда философия будет понята
как творческая познавательная мощь человека, возвышающаяся над миром.
Творческая философия - антропологическая философия, предполагающая
творящего и его цель. Сознательный и абсолютный антропологизм. Философия
есть самосознание человеком его царственной и творческой роли в космосе.
Цель философии - не создание системы, а творческий познавательный акт в
мире. Философия автономна, мир постижим лишь мифологически, философия - это
согласие подвергнуть себя опасности в познании.
Глава II. ЧЕЛОВЕК. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ.
Само сознание человека ка цкнтра мира, в себе таящее загадку мира и
возвышающееся над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без
которой нельзя дерзать философствовать. Человек космичен по своей проде,
центр бытия. Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина
познания человека и основная истина, предполагающая саму возможность
познания. В человеке есть весь состав вселенной. Человек в мире и над
миром, философия есть внутреннее познание мира через человека. В человеке
открывается абсолютное бытие, человек - точка пересечения двух миров.
Внешнее самосознание человека необъяснимо из внешнего мира и остаётся
тайной для этого мира. Человек глубже и первичнее своего психологического и
биологического. Человек по существу своему есть уже разрыв в природном
мире, он не вмещается в нём. Наука познаёт человека лишь как часть
природного мира. Философская антропология не зависит от антропологии
научной.
Христос - абсолютный человек. Человек - микрокосм, ответственен за
весь строй природы. Омертвление природы - следствие грехопадения человека.
Человек растворён в царстве природной необходимости, но должен отречься от
соблазна мира сего, чтобы вернуть себе царственное положение в мире,
расколдовать и оживить природу. Всечеловек неотделим от космоса и его
судьбы. Это возможно лишь через явление в мир Абсолютного человека.
ПервоАдам (( Новый Адам (( возрождение через Христа (( Творец.
Бесконечный дух человека претендует на абсолютный сверхприродный
антропоцентризм, он осознаёт себя замкнутым центром не замкнутой планетной
системы, а всего бытия, всех типов бытия, всех миров. Природность и
сверхприродность человека в мире сём, но не от мира сего.
Человек - точка пересечения всех планов бытия, основанная лишь на
откровении о Христе. Мировой факт явления Христа - основной факт
антропологии. Через Христа человек делается причастным природе Святой
Троицы, ибо вторая ипостась Святой Троицы - Абсолютный человек. Человек -
посредник между Богом и космосом. Задача религиозного сознания человечества
- раскрытие христологического сознания человека. Ницше - предтеча новой
религиозной антропологии. (и Достоевский). Проблема человеческого конца.
Канун антропологического откровения. Антропологический религиозный поворот
в мире есть поворот в космосе от природной необходимости к человеческой
свободе.
Глава III. ТВОРЧЕСТВО И ИСКУПЛЕНИЕ.
Новозаветная евангельская правда - абсолютная новоспасающая правда. Но
в Евангелии нет ни одно слова о творчестве и пустыми софизмами его оттуда
не вывести. Священный авторитет умолчания Евангелия о творчестве: если бы
пути были оправданы и указаны в сященном писании, то творчество было бы
послушанием, то есть не было бы творчеством. Бог ждёт от человека
антропологического откровения, творчества, жертв от человека во имя
богоподобной свободы его пути творчества и оправдания творчества. Человек
перерождается в новую тварь через космическую мистерию искупления.
Творчество - дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нём творца.
В творчестве миру раскрывается божественное в человеке, сила
свободного почина самого человека, а не сверху. Творчество создаёт иной
мир, продолжает дело творения. В мире ещё не было религиозной эпохи
творчества. Подобно тому как языческие кровавые жертвоприношения лишь
предваряли подлинное мировое искупление через Голгофскую жертву Христа, но
самого искупления не достигали, так и творческие усилия человека,
создавшего ценности культуры, до сих пор лишь предваряли подлинную
религиозную эпоху творчества, которое осуществляет иное бытие.
Религиозный смысл жизни и бытия не исчерпывается искуплением греха, но
имеет и положительные задачи. Вечная, творческая полнота бытия, которая по-
видимости не достижима в моменте зачинающегося искупления, когда Бог всё
ещё трансцендентен человеку, достижима в другом моменте религиозной жизни,
по ту сторону искупления, когда Бог уже имманентен человеку.
Творчество не допускается и оправдывается религией, а само есть
религия. Творчеством должна оправдываться жизнь.
Глава IV. ТВОРЧЕСТВО И ГНОСЕОЛОГИЯ.
Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, через него бытие
самораскрывается. Критическая философия лишь рассматривает закон (норму),
по которой должна жить греховная природа. Это закон, а не искупление.
Классическое творчество нормировано - это болезнь возведения в норму.
Творчество болезненно и трагично в существе своём. Цель творческого порыва
- достижение иной жизни.
Искусство - теургия.
Философия - теософия.
Общественность - теократия.
Кризис культуры (против критической гносеологии). Творчество
бытийственно и поэтому оно вне гносеологического суда. Мы стоим перед
проблемой христианского бытия, а не христианской культуры, перед проблемой
претворения культуры в бытие, наук и искусств в новую жизнь, в новое небо и
новую землю.
Глава V. ТВОРЧЕСТВО И БЫТИЕ.
Бытие мира - тварное, сотворённое и творимое бытие, носящее печать
творческого акта. Творчество - творчество из ничего. Во всяком творческом
акте есть абсолютная прибыль, прирост (прибыль без убыли). Моменты
творчества: творец, сотворивший тварное бытие; творчество в самом тварном
бытии. Творческий акт абсолютной прибыли бытия, прироста мощи без всякой
убыли и умаления, продолжается в самом тварном бытии, в человеке, подобном
творцу. Творческая прибыль происходит из свободы творящего. В Боге есть
страстное томление, тоска по человеку. Тайна рождения Бога в человеке есть
тайна рождения человека в Боге. Творческий акт имманентно присущ лишь лицу,
личности как свободной и самостоятельной мощи. Божье творение продолжается
в воплощении Христа - Логоса. Мир творится не только в Боге-Отце, но и в
Боге-Сыне. Мировой процесс - восьмой день творения, продолжающееся творение
совершает откровение всех тайн Божьих, творения и творчества.
Творческая эпоха должна создать новое творческое учение о человеке, о
мире и его развитии. В мире должно быть открыто творческое развитие, а не
эволюция. Для этого нужно предполагать свободу как основу всякой
необходимости и личность как основу всякого бытия. Новое познание = новое
бытие.
Тварное бытие динамично. Но лишь Бог способен создать лицо.
Онтологически существует лишь один мир - одно божественное бытие. Но падшее
бытие расколото и раздвоено.
Глава VI. ТВОРЧЕСТВО И СВОБОДА. ИНДИВИДУАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ.
Творчество неотрывно от свободы, ничем не детерминировано, есть
абсолютная прибыль. Тайна свободы - бездна. Свобода - безусловная основа
бытия, она глубже вечного бытия, положительна и содержательна.
Необходимость - результат дурно напрвленнной свободы, свободы отпадения.
Необходимость есть научная свобода, свобода вражды и распада, свобода
зхаоса и анархии. Подлинная свобода есть выражение космического (в
противоположность хаотическому) состояния вселенной, её иерархической
гармонии, внутренней соединённости всех её частей. Любовь сжигает всякую
необходимость и даёт свободу, любовь есть содержание свободы, свободы
Нового Адама, восьмого дня творения. (Христос - Освободитель).
Индивидуализм - судорога свободы старого Адама. Индивидуализм - враг
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67