Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

Наша эпоха - обстрение и кризис сознания во всех сферах. Кризис

объективированной философии. Философия не трубует и не допускает никакого

научного, логического основания и оправдания. Прагматизм - симптом кризиса

научной философии. Бергсон - прорыв в творческую философию, но его

останавливает биологизм. Философия будущего: творческая, преображающая и

преодолевающая природа познания.

Познание - рассвет и расцвет самого бытия. Философское познание - в

самом бытии. Истина есть осмысливание и освобождение бытия, она

предполагает творческий акт познающего в бытии. Истина есть смысл и не

может отрицать смысла. Отрицать смысл в мире, значит отрицать истину,

признавать лишь тьму. Истина делает нас свободными. Отрицать свободу знаний

- отрицать истину. Истина предполагает Логос.

Философия расслаблена болезнью рефлексии и раздвоения (гамлетизм).

Творческая философия - догматическая, цельная, рискнувшая сделать выбор.

Подлинное философское познание есть приращение сомнения над тем, кого

избрал и полюбил. Пафос философии - эротический пафос, брачная тайна

познания. Философское познание как творческий акт есть брак по любви.

Требование доказательства исходит из необходимости. Доказательство

стоит на пути познания истины как препятствие. В философии самое истинное,

наиболее творчески прорывающееся через необходимость к свободе, через

бессмыслицу к смыслу, - наименее доказанное. Истина показывается и

формируется, а не доказывается и обосновывается. Дорога философии - найти

наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции и

синтезировать формулы. Убеждает и заражает в философии совершенство формул,

их острота и ясность, исходящий от них свет, а не доказательства и выводы.

Философия предполагает высшую степень духовного общения на почве

начальных интуиций, а не серединных доказательств дискурсивной мысли.

Последним критерием истинности философской интуиции может быть лишь

вселенский соборный дух. Философское познание проистекает в

антропологической среде. Человек предшествует философии, он - предпосылка

всякого философского познания. Гегель - предельная точка философии. Дальше

- крах. Человек восстаёт против философии. Только тот Логос не истребляет

человека, который есть Абсолютный человек. Только в христологическом

(Христос - Логос) сознании Человек спасён и утверждён. Путь освобождения от

релятивизма - путь абсолютизации человека. Тогда философия будет понята

как творческая познавательная мощь человека, возвышающаяся над миром.

Творческая философия - антропологическая философия, предполагающая

творящего и его цель. Сознательный и абсолютный антропологизм. Философия

есть самосознание человеком его царственной и творческой роли в космосе.

Цель философии - не создание системы, а творческий познавательный акт в

мире. Философия автономна, мир постижим лишь мифологически, философия - это

согласие подвергнуть себя опасности в познании.

Глава II. ЧЕЛОВЕК. МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ.

Само сознание человека ка цкнтра мира, в себе таящее загадку мира и

возвышающееся над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без

которой нельзя дерзать философствовать. Человек космичен по своей проде,

центр бытия. Человек - малая вселенная, микрокосм - вот основная истина

познания человека и основная истина, предполагающая саму возможность

познания. В человеке есть весь состав вселенной. Человек в мире и над

миром, философия есть внутреннее познание мира через человека. В человеке

открывается абсолютное бытие, человек - точка пересечения двух миров.

Внешнее самосознание человека необъяснимо из внешнего мира и остаётся

тайной для этого мира. Человек глубже и первичнее своего психологического и

биологического. Человек по существу своему есть уже разрыв в природном

мире, он не вмещается в нём. Наука познаёт человека лишь как часть

природного мира. Философская антропология не зависит от антропологии

научной.

Христос - абсолютный человек. Человек - микрокосм, ответственен за

весь строй природы. Омертвление природы - следствие грехопадения человека.

Человек растворён в царстве природной необходимости, но должен отречься от

соблазна мира сего, чтобы вернуть себе царственное положение в мире,

расколдовать и оживить природу. Всечеловек неотделим от космоса и его

судьбы. Это возможно лишь через явление в мир Абсолютного человека.

ПервоАдам (( Новый Адам (( возрождение через Христа (( Творец.

Бесконечный дух человека претендует на абсолютный сверхприродный

антропоцентризм, он осознаёт себя замкнутым центром не замкнутой планетной

системы, а всего бытия, всех типов бытия, всех миров. Природность и

сверхприродность человека в мире сём, но не от мира сего.

Человек - точка пересечения всех планов бытия, основанная лишь на

откровении о Христе. Мировой факт явления Христа - основной факт

антропологии. Через Христа человек делается причастным природе Святой

Троицы, ибо вторая ипостась Святой Троицы - Абсолютный человек. Человек -

посредник между Богом и космосом. Задача религиозного сознания человечества

- раскрытие христологического сознания человека. Ницше - предтеча новой

религиозной антропологии. (и Достоевский). Проблема человеческого конца.

Канун антропологического откровения. Антропологический религиозный поворот

в мире есть поворот в космосе от природной необходимости к человеческой

свободе.

Глава III. ТВОРЧЕСТВО И ИСКУПЛЕНИЕ.

Новозаветная евангельская правда - абсолютная новоспасающая правда. Но

в Евангелии нет ни одно слова о творчестве и пустыми софизмами его оттуда

не вывести. Священный авторитет умолчания Евангелия о творчестве: если бы

пути были оправданы и указаны в сященном писании, то творчество было бы

послушанием, то есть не было бы творчеством. Бог ждёт от человека

антропологического откровения, творчества, жертв от человека во имя

богоподобной свободы его пути творчества и оправдания творчества. Человек

перерождается в новую тварь через космическую мистерию искупления.

Творчество - дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нём творца.

В творчестве миру раскрывается божественное в человеке, сила

свободного почина самого человека, а не сверху. Творчество создаёт иной

мир, продолжает дело творения. В мире ещё не было религиозной эпохи

творчества. Подобно тому как языческие кровавые жертвоприношения лишь

предваряли подлинное мировое искупление через Голгофскую жертву Христа, но

самого искупления не достигали, так и творческие усилия человека,

создавшего ценности культуры, до сих пор лишь предваряли подлинную

религиозную эпоху творчества, которое осуществляет иное бытие.

Религиозный смысл жизни и бытия не исчерпывается искуплением греха, но

имеет и положительные задачи. Вечная, творческая полнота бытия, которая по-

видимости не достижима в моменте зачинающегося искупления, когда Бог всё

ещё трансцендентен человеку, достижима в другом моменте религиозной жизни,

по ту сторону искупления, когда Бог уже имманентен человеку.

Творчество не допускается и оправдывается религией, а само есть

религия. Творчеством должна оправдываться жизнь.

Глава IV. ТВОРЧЕСТВО И ГНОСЕОЛОГИЯ.

Творческий акт непосредственно пребывает в бытии, через него бытие

самораскрывается. Критическая философия лишь рассматривает закон (норму),

по которой должна жить греховная природа. Это закон, а не искупление.

Классическое творчество нормировано - это болезнь возведения в норму.

Творчество болезненно и трагично в существе своём. Цель творческого порыва

- достижение иной жизни.

Искусство - теургия.

Философия - теософия.

Общественность - теократия.

Кризис культуры (против критической гносеологии). Творчество

бытийственно и поэтому оно вне гносеологического суда. Мы стоим перед

проблемой христианского бытия, а не христианской культуры, перед проблемой

претворения культуры в бытие, наук и искусств в новую жизнь, в новое небо и

новую землю.

Глава V. ТВОРЧЕСТВО И БЫТИЕ.

Бытие мира - тварное, сотворённое и творимое бытие, носящее печать

творческого акта. Творчество - творчество из ничего. Во всяком творческом

акте есть абсолютная прибыль, прирост (прибыль без убыли). Моменты

творчества: творец, сотворивший тварное бытие; творчество в самом тварном

бытии. Творческий акт абсолютной прибыли бытия, прироста мощи без всякой

убыли и умаления, продолжается в самом тварном бытии, в человеке, подобном

творцу. Творческая прибыль происходит из свободы творящего. В Боге есть

страстное томление, тоска по человеку. Тайна рождения Бога в человеке есть

тайна рождения человека в Боге. Творческий акт имманентно присущ лишь лицу,

личности как свободной и самостоятельной мощи. Божье творение продолжается

в воплощении Христа - Логоса. Мир творится не только в Боге-Отце, но и в

Боге-Сыне. Мировой процесс - восьмой день творения, продолжающееся творение

совершает откровение всех тайн Божьих, творения и творчества.

Творческая эпоха должна создать новое творческое учение о человеке, о

мире и его развитии. В мире должно быть открыто творческое развитие, а не

эволюция. Для этого нужно предполагать свободу как основу всякой

необходимости и личность как основу всякого бытия. Новое познание = новое

бытие.

Тварное бытие динамично. Но лишь Бог способен создать лицо.

Онтологически существует лишь один мир - одно божественное бытие. Но падшее

бытие расколото и раздвоено.

Глава VI. ТВОРЧЕСТВО И СВОБОДА. ИНДИВИДУАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ.

Творчество неотрывно от свободы, ничем не детерминировано, есть

абсолютная прибыль. Тайна свободы - бездна. Свобода - безусловная основа

бытия, она глубже вечного бытия, положительна и содержательна.

Необходимость - результат дурно напрвленнной свободы, свободы отпадения.

Необходимость есть научная свобода, свобода вражды и распада, свобода

зхаоса и анархии. Подлинная свобода есть выражение космического (в

противоположность хаотическому) состояния вселенной, её иерархической

гармонии, внутренней соединённости всех её частей. Любовь сжигает всякую

необходимость и даёт свободу, любовь есть содержание свободы, свободы

Нового Адама, восьмого дня творения. (Христос - Освободитель).

Индивидуализм - судорога свободы старого Адама. Индивидуализм - враг

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты