Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

законодатель, а поскольку его средства убеждения ограничены воспринимающей

способностью толпы, ему приходится не столько аргументировать, сколько

ссылаться на божественное происхождение законов. Это и есть «гражданская

религия». Чтобы общество было возможным, оно должно сакрализировать самое

себя.

Общественные отношения. Материальное и духовное в общественных

отношениях.

Тема общественных отношений вытекает из проблемы поиска того "простейшего

образования" ("клеточки" социальной системы), с анализа которого было бы

правомерно начинать исследование в целом (подобно физическому атому или

биологической клетке). Исторически в качестве такого образования в

социальной философии последовательно выступали индивид (хотя изолированный

индивид не представляет собой социальное явление), семья (явление на самом

деле весьма сложное в структурном отношении), "самое примитивное,

недифференцированное общество" (но даже самое древнее из них - родовую

общину - нельзя считать простейшим образованием), "социальный атом" Я.

Морено, т.е. совокупность индивида и тех лиц, с которыми он эмоционально

контактирует в каждый данный момент (недостатки: лимитированность "данным

моментом", сведение всех взаимодействий между индивидами только к духовным,

а последних только эмоциональным).

В середине 19, а затем в 20 веке - школа К. Маркса (во главу угла

поставлены общественные связи и складывающиеся на их основе отношения между

людьми) и школа Питирима Сорокина ("индивид представляет собой лишь

физический, биологический или психологический феномен" - отсюда социальные

связи и отношения обозначены у Сорокина как "значимое человеческое

взаимодействие" и провозглашены в качестве "родового социального

являения").

Общественные отношения являются необходимой общественной формой

деятельности человека. Любое взаимодействие людей, общественных существ, по

необходимости принимает общественный характер. Можно дать такое определение

общественным отношениям: О.О. суть многообразные формы взаимодействия и

взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными

группами, а также внутри них. Поскольку человек включен в каждую из таких

групп (этнос, класс и т.д.), он выступает в качестве универсального

субъективного элемента, или точнее - со-субъекта, т.к. каждая такая группа

есть совокупность индивидов.

Человек выступает творцом своих собственных общественных отношений.

Однако, осознавая, предугадывая содержательные результаты своей

деятельности (осознание потребностей > конкретные цели, для удовлетворения

этих потребностей > идеальная модель желаемого результата > достижение

результата), люди в то же время, как правило, не могут предвидеть вызванную

этой деятельностью эволюцию своих общественных отношений. Это происходит

потому: 1) что каждое новое поколение застает уже сложившуюся систему О.О.,

отражающую уровень развития технико-технологического базиса и степень

овладения природой, меру цивилизованности общества, состояние его культуры

и психологии; 2) что решая повседневно задачу "на минимум (затрат) и

максимум (производительности труда)" в экономике, совершенствуя другие

компоненты общественной жизни, люди тем самым порождают такую эволюцию

своих О.О., которая с самого начала выходит из-под их контроля (пример

Японии Нового времени: внедрение новой техники и технологии > промышленный

переворот - принципиальное изменение производственных, социальных, семейных

отношений).

(ОСТОРОЖНО!) Вывод: можно сказать, что О.О. представляют собой

объективную (объективность означает, что данный феномен существует вне

меня, отражаясь моим сознанием) реальность, независимую от воли и сознания

людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности.

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных

отношений. Это разнообразие может быть подразделено на два больших класса

(исторический материализм) - класс материальных отношений и класс духовных

(в этом смысле идеальных) отношений. Материальные отношения:

производственные отношения, т.е. те отношения, в которые люди вступают в

процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных

благ; материальные стороны других общественных отношений (когда в О.О.

сочетаются элементы и материальных и идеальных отношений); экологические

отношения, т.е. отношения между людьми по поводу их отношения к природе.

Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе

практической деятельности человека, непосредственно отражают ее. Духовные

же отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей

(индивидуальное и групповое). В основу классификации духовных отношений

кладется структура общественного сознания, его формы; тогда говорят о

моральных, правовых, художественных, религиозных отношениях в обществе.

Классы и социальная стратификация.

Учение об общественных классах возникло еще в домарксовский период.

Заслуга Маркса: он связал существование классов с определенными

историческими фазами развития производства. Получается, что классы связаны

только с теми экономическими способами производства, которые основаны на

частной собственности. Причина возникновения классов обусловлена

определенным уровнем развития производительных сил и характером

соответствующих им производственных отношений. В основе образования

классов: общественное разделение труда, закрепление определенных видов

деятельности за большими социальными группами. Роль института частной

собственности: разделяет людей по отношению к средствам производства и

присвоению результатов труда.

Конкретно-исторически образование классов происходило двояким путем: 1)

выделение внутри общины или союза общин эксплуататорской верхушки,

состоявшей первоначально из лиц, облеченных важными общественными

полномочиями (старейшин, жрецов и т.д.), а потом и из более широкого слоя

богатых людей; 2) обращением в рабство сначала чужеплеменников, а затем и

обнищавших соплеменников.

Марксова концепция классов оказала большое влияние на всю последующую

социально-философскую и социологическую мысль: стремление найти объективные

критерии для выделения больших социальных групп и определения их

общественного статуса привело к тому, что возникшие позднее концепции

(включая учение о стратах М. Вебера) так или иначе учитывали марксову

концепцию.

"Социальная стратификация - это дифференциация некоей данной

совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее

основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий,

ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных

ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества" писал

П. Сорокин. Страты (слой) - феномен горизонтальной и вертикальной

неоднородности. В марксисткой традиции речь шла только о слоях внутри того

или иного класса (мелкая, средняя и крупная буржуазия). Между тем многие

страты не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят

межклассовый характер. Одна из первых (веберовская) попыток подойти к

обществу под углом зрения его стратификационной структуры исходила из

марксова анализа классов, но стремилась расширить веер классовых различий,

рассматривая и такие из них, которые напрямую не связаны с собственностью -

профессиональное мастерство и квалификация, социальный престиж (статус ),

партийная принадлежность.

Социальная стратификация - обязательная черта любого общества,

функционально необходима. Чем организованнее общество, тем оптимальнее

выглядит его стратификационная характеристика. Стратификационная структура

населения - понятие многомерное, что связано с многообразием выполняемых

индивидом ролей и соответственно возможностью его изучения, характеристики

и типологизации страт с почти беспредельного числа сторон.

Социальная философия: предмет и структура.

Можно сказать, что социальная философия обществоведческий срез

философского знания в целом и большинства его структурных элементов в

отдельности. В этом плане можно говорить о социальной онтологии, включающей

в себя проблемы общественного бытия и его модификаций - бытия

экономического, бытия экологического, демографического и т.д.

соответствующим срезом концепций взаимосвязи и развития выступает

социальная динамика, рассматривающая проблемы линейности, цикличности и

спиралевидности в общественном развитии, соотношения революционного и

эволюционного в переходные эпохи, общественного прогресса. Важный

структурный элемент социально-философского знания, представляющий собой

срез гносеологии - социальное познание. В его поле зрения анализ

общественного сознания, специфика применения при изучении социума

общенаучных методов и форм познания.

Основные функции социальной философии: мировоззренческая (мировоззрение -

совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего

нас мира и месте человека в нем; методологическая . философский метод есть

система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию

действительности. В истории философии прослеживаются два основных метода -

диалектика (исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и

процессов в окружающем мире, из принципа развития, качественных изменений

явлений и процессов, из внутренней противоречивости, закономерно присущей

любому явлению или процессу) и метафизика (признает только случайные связи,

возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи, сводит все

изменения только к количественным, считает, что противоречия свойственны

только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности).

Общефилософский метод преломляется в социально-философском пространстве

весьма специфически. Так социальная философия позитивизма (отрицание

объективного характера законов общественного развития) оказывает

существенное методологическое влияние на представителей конкретных

обществоведческих наук. Специфические функции: гуманистическая и

общекультурная.

Предмет социальной философии - общество и человек.

Социальное познание.

Познание социума от познания других объектов отличает: социум - самый

сложный из объектов познания (в силу этого сущность социальных явлений и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты