законодатель, а поскольку его средства убеждения ограничены воспринимающей
способностью толпы, ему приходится не столько аргументировать, сколько
ссылаться на божественное происхождение законов. Это и есть «гражданская
религия». Чтобы общество было возможным, оно должно сакрализировать самое
себя.
Общественные отношения. Материальное и духовное в общественных
отношениях.
Тема общественных отношений вытекает из проблемы поиска того "простейшего
образования" ("клеточки" социальной системы), с анализа которого было бы
правомерно начинать исследование в целом (подобно физическому атому или
биологической клетке). Исторически в качестве такого образования в
социальной философии последовательно выступали индивид (хотя изолированный
индивид не представляет собой социальное явление), семья (явление на самом
деле весьма сложное в структурном отношении), "самое примитивное,
недифференцированное общество" (но даже самое древнее из них - родовую
общину - нельзя считать простейшим образованием), "социальный атом" Я.
Морено, т.е. совокупность индивида и тех лиц, с которыми он эмоционально
контактирует в каждый данный момент (недостатки: лимитированность "данным
моментом", сведение всех взаимодействий между индивидами только к духовным,
а последних только эмоциональным).
В середине 19, а затем в 20 веке - школа К. Маркса (во главу угла
поставлены общественные связи и складывающиеся на их основе отношения между
людьми) и школа Питирима Сорокина ("индивид представляет собой лишь
физический, биологический или психологический феномен" - отсюда социальные
связи и отношения обозначены у Сорокина как "значимое человеческое
взаимодействие" и провозглашены в качестве "родового социального
являения").
Общественные отношения являются необходимой общественной формой
деятельности человека. Любое взаимодействие людей, общественных существ, по
необходимости принимает общественный характер. Можно дать такое определение
общественным отношениям: О.О. суть многообразные формы взаимодействия и
взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными
группами, а также внутри них. Поскольку человек включен в каждую из таких
групп (этнос, класс и т.д.), он выступает в качестве универсального
субъективного элемента, или точнее - со-субъекта, т.к. каждая такая группа
есть совокупность индивидов.
Человек выступает творцом своих собственных общественных отношений.
Однако, осознавая, предугадывая содержательные результаты своей
деятельности (осознание потребностей > конкретные цели, для удовлетворения
этих потребностей > идеальная модель желаемого результата > достижение
результата), люди в то же время, как правило, не могут предвидеть вызванную
этой деятельностью эволюцию своих общественных отношений. Это происходит
потому: 1) что каждое новое поколение застает уже сложившуюся систему О.О.,
отражающую уровень развития технико-технологического базиса и степень
овладения природой, меру цивилизованности общества, состояние его культуры
и психологии; 2) что решая повседневно задачу "на минимум (затрат) и
максимум (производительности труда)" в экономике, совершенствуя другие
компоненты общественной жизни, люди тем самым порождают такую эволюцию
своих О.О., которая с самого начала выходит из-под их контроля (пример
Японии Нового времени: внедрение новой техники и технологии > промышленный
переворот - принципиальное изменение производственных, социальных, семейных
отношений).
(ОСТОРОЖНО!) Вывод: можно сказать, что О.О. представляют собой
объективную (объективность означает, что данный феномен существует вне
меня, отражаясь моим сознанием) реальность, независимую от воли и сознания
людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности.
Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных
отношений. Это разнообразие может быть подразделено на два больших класса
(исторический материализм) - класс материальных отношений и класс духовных
(в этом смысле идеальных) отношений. Материальные отношения:
производственные отношения, т.е. те отношения, в которые люди вступают в
процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных
благ; материальные стороны других общественных отношений (когда в О.О.
сочетаются элементы и материальных и идеальных отношений); экологические
отношения, т.е. отношения между людьми по поводу их отношения к природе.
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе
практической деятельности человека, непосредственно отражают ее. Духовные
же отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей
(индивидуальное и групповое). В основу классификации духовных отношений
кладется структура общественного сознания, его формы; тогда говорят о
моральных, правовых, художественных, религиозных отношениях в обществе.
Классы и социальная стратификация.
Учение об общественных классах возникло еще в домарксовский период.
Заслуга Маркса: он связал существование классов с определенными
историческими фазами развития производства. Получается, что классы связаны
только с теми экономическими способами производства, которые основаны на
частной собственности. Причина возникновения классов обусловлена
определенным уровнем развития производительных сил и характером
соответствующих им производственных отношений. В основе образования
классов: общественное разделение труда, закрепление определенных видов
деятельности за большими социальными группами. Роль института частной
собственности: разделяет людей по отношению к средствам производства и
присвоению результатов труда.
Конкретно-исторически образование классов происходило двояким путем: 1)
выделение внутри общины или союза общин эксплуататорской верхушки,
состоявшей первоначально из лиц, облеченных важными общественными
полномочиями (старейшин, жрецов и т.д.), а потом и из более широкого слоя
богатых людей; 2) обращением в рабство сначала чужеплеменников, а затем и
обнищавших соплеменников.
Марксова концепция классов оказала большое влияние на всю последующую
социально-философскую и социологическую мысль: стремление найти объективные
критерии для выделения больших социальных групп и определения их
общественного статуса привело к тому, что возникшие позднее концепции
(включая учение о стратах М. Вебера) так или иначе учитывали марксову
концепцию.
"Социальная стратификация - это дифференциация некоей данной
совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее
основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий,
ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных
ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества" писал
П. Сорокин. Страты (слой) - феномен горизонтальной и вертикальной
неоднородности. В марксисткой традиции речь шла только о слоях внутри того
или иного класса (мелкая, средняя и крупная буржуазия). Между тем многие
страты не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят
межклассовый характер. Одна из первых (веберовская) попыток подойти к
обществу под углом зрения его стратификационной структуры исходила из
марксова анализа классов, но стремилась расширить веер классовых различий,
рассматривая и такие из них, которые напрямую не связаны с собственностью -
профессиональное мастерство и квалификация, социальный престиж (статус ),
партийная принадлежность.
Социальная стратификация - обязательная черта любого общества,
функционально необходима. Чем организованнее общество, тем оптимальнее
выглядит его стратификационная характеристика. Стратификационная структура
населения - понятие многомерное, что связано с многообразием выполняемых
индивидом ролей и соответственно возможностью его изучения, характеристики
и типологизации страт с почти беспредельного числа сторон.
Социальная философия: предмет и структура.
Можно сказать, что социальная философия обществоведческий срез
философского знания в целом и большинства его структурных элементов в
отдельности. В этом плане можно говорить о социальной онтологии, включающей
в себя проблемы общественного бытия и его модификаций - бытия
экономического, бытия экологического, демографического и т.д.
соответствующим срезом концепций взаимосвязи и развития выступает
социальная динамика, рассматривающая проблемы линейности, цикличности и
спиралевидности в общественном развитии, соотношения революционного и
эволюционного в переходные эпохи, общественного прогресса. Важный
структурный элемент социально-философского знания, представляющий собой
срез гносеологии - социальное познание. В его поле зрения анализ
общественного сознания, специфика применения при изучении социума
общенаучных методов и форм познания.
Основные функции социальной философии: мировоззренческая (мировоззрение -
совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего
нас мира и месте человека в нем; методологическая . философский метод есть
система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию
действительности. В истории философии прослеживаются два основных метода -
диалектика (исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и
процессов в окружающем мире, из принципа развития, качественных изменений
явлений и процессов, из внутренней противоречивости, закономерно присущей
любому явлению или процессу) и метафизика (признает только случайные связи,
возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи, сводит все
изменения только к количественным, считает, что противоречия свойственны
только нашему мышлению, но отнюдь не объективной действительности).
Общефилософский метод преломляется в социально-философском пространстве
весьма специфически. Так социальная философия позитивизма (отрицание
объективного характера законов общественного развития) оказывает
существенное методологическое влияние на представителей конкретных
обществоведческих наук. Специфические функции: гуманистическая и
общекультурная.
Предмет социальной философии - общество и человек.
Социальное познание.
Познание социума от познания других объектов отличает: социум - самый
сложный из объектов познания (в силу этого сущность социальных явлений и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67