право на то, чтобы особенность содержания в поступке, со стороны ее
материи, не была для него внешней, но содержало бы подлинную особенность
субъекта, - право блага.
с. Добро и зло.
Истина этих особенностей и конкретная сторона их формализма составляют
содержание всеобщей, в себе и для себя сущей воли, закон и субстанцию
всякой определенности, - добро в себе и для себя есть поэтому абсолютная
цель мира и долг для субъекта, который должен иметь понимание добра,
сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности. Но добро
заключает в себе особенность. Субъект имеет в себе только абстрактную
достоверность себя самого => он отличен от разума всеобщей волии способен
всеобщее для себя превратить в нечто особенное, в некоторую видимость.
Добро оказывается положенным как нечто случайное и субъект может решиться
на нечто противоположное добру - быть злым.
С. Нравственность.
Нравственность есть завершение объективного духа, истина субъективного и
самого объективного духа. Субъективная свобода как в себе и для себя сущая
всеобщая разумная воля, имеющая в сознании единичной субъективности свое
знание о себе и свой образ мыслей, а также и свою способность к
деятельности и в то же время непосредственную всеобщую действительность
одновременно как нравственность получает значение самосознанной свободы,
ставшей природой. Субстанция, знающая себя свободной, в которой абсолютное
долженствование есть в такой же мере и бытие, обладает действительностью
как дух народа. Образ мысли индивидуумов - знание о субстанции: доверие.
Связи единичного существа с теми отношениями, на которые обособляется
субстанция, составляют его нравственные обязанности. Нравственная личность,
проникнутая субстанциальной жизнью, есть добродетель.
Нравственная субстанция существует:
A. Как непосредственный, или природный, дух - семья.
B. В качестве относительной тотальности отношений друг к другу индивидуумов
как самостоятельных лиц в некоторой формальной всебщности - гражданское
общество.
C. Как самосознающая субстанция - дух, развитый до органической
действительности - государственное устройство.
АА. Семья.
Нравственный дух в своей непосредственности содержит в себе тот природный
момент, что индивидуум в своей естественной всеобщности, в роде, имеет свое
субстанциальное наличное бытие - отношение полов, но поднятое на степень
духовного определения; единение любви и чувства взаимного доверия; дух как
семья есть ощущающий дух.
ВВ. Гражданское общество.
Субстанция в качестве духа абстрактно обособившегося на множество лиц
(семья - только одно лицо), на семьи и на отдельных людей, существующих в
самостоятельной свободе, сначала утрачивает свое нравственное определение,
поскольку эти лица как таковые не обладают абсолютным единством, но имеют
свою собственную особенность и свое для-себя-бытие в своем сознании и для
своей цели. Субстанция превращается лишь в некоторую всеобщую связь,
опосредствующую самостоятельные крайности и их особые интересы. Развитая в
себе тотальность этой связи есть государство в качестве гражданского
общества, или в качестве внешнего государства.
а. Система потребностей.
Возможность удовлетворения потребностей заложена в общественной связи как
всеобщем достоянии, откуда все получают удовлетворение. Раздробление
содержания посредством абстракции - разделение труда. Привычка к этой
абстракции - культура.
- Субстанциальное, природное сословие.
- Рефлектированное сословие.
- Мыслящее сословие.
b. Правосудие.
Принцип случайной особенности, развитый до степени системы его всеобщих
отношений, опосредованной естественной потребностью и неограниченным
произволом, а так же до процесса внешней необходимости, имеет в этой
системе как точно установленное для себя определение свободы прежде всего
формальное право.
с. Полиция и корпорация.
Судопоизводство уже само собой исключает то, что относится только к
особенности поступков и интересов. Порядок внешней всеобщности как
деятельная сила, котроая етсь внешнее государство, поскольку оно относится
к государству субстанциальному - государственная полиция. В сфере
обособленности цель субстанциальной всеобщности остается ограниченной
занятиями и интересами в особых областях - корпорации, в котрых отдельный
гражданин как частное лицо находит гарантию своего имущества.
СС. Государство.
Государство есть обладающая самосознанием нравственная субстанция -
соединение принципа семьи и гражданского общества. Государство есть:
1) прежде всего его внутренняя форма, к самому себе относящееся развитие, -
внутреннее государственное право, или конституция.
2) отдельный индивидуум в его отношении к другим отдельным индивидуумам -
внешнее государственное право.
3) эти отдельные духи суть только моменты развития всеобщей идеи духа в его
действительности - во всемирной истории.
1) Внутренее государственное право. Сущность государства есть в-себе-и для
себя всеобщее, есть разумность воли, но как само себя знающее и
проявляющееся в действии это всеобщее есть безуслоная субъективность и как
действительность отдельный индивидуум.
а) Сохранить индивидуумы в качестве лиц => сделать право необходимой
действительностью и затем содействовать их благу (охранять семью,
руководить гражданским обществом.)
b) Право, благо, весь образ мысли единичного существа, стремящегося стать
центром для себя, снова свести к живой всеобщей субстанции.
Законы выражают определения содержания объективной свободы.
а) Для непосредственного субъекта они - ограничения.
b) Абсолютная конечная цель и всеобщее дело.
с) Они сотавляют субстанцию свободного воления отдельных лиц и их образа
мыслей как обязательных нравственных правил.
Государство как живой дух существует безусловно только как организованное
целое, расчлененные на особые функции, которые, исходя из единого понятия
разумной воли, хотя и не познанного еще как понятие, непрерывно порождает
это понятие как их результат. Конституция есть расчлененность функций
государственной власти.
2) Внешнее государственное право. Состоянием войны самостоятельность
государств ставится на карту, но с известной стороны этим состоянием
вызывается также и взаимное признание свободных народных индивидуумов, а
посредством мирых договоров, долженствующих иметь вечное значение,
закрепляется как это всеобщее признание, так и особые права народов в
отношении друг к другу. Внешнее государственное право основывается частично
на этих положительных трактатах, но постольку содержит в себе такие права,
которые не обладают подлинной действительностью; частично же на так
называемом международном праве, всеобщим принципом которого является
предпосылка об уже состоявшемся факте признания государств и которое
соответственно этому так ограничивает до того ничем не сдерживаемые
действия одних народов против других, что остается возможность для мира.
Международное право отличает также индивидуумов как частных лиц от
государства и вообще основывается на обычаях.
3) Всемирная история. Определенный дух народа, поскольку он есть нечто
действительное и его свобода существует как природа, содержит со стороны
этой природы момент географической и климатической определенности; он
существует во времени и по содержаниию существенно обладает особенным
принципом и должен пройти определенное этими условиями развитие своего
сознания и своей действительности, он имеет историю в пределах самого
себя. Поскольку он есть ограниченный дух, его самостоятельность есть нечто
подчиненное; он входит во всемирную историю, события которой являют собой
диалектику отдельных народных духов - всемирный суд.
Это движение есть путь освобождения духовной субстанции - деяние,
посредством которого абсолютная цельмира осуществляется в ней. Дух,
первоначально существующий только в себе, приводит себя к сознанию и
самосознанию и тем самым к раскрытию и действительности своей в-себе-и-для-
себя-сущей сущности, становясь в то же время внешне всеобщим - мировым
духом. Поскольку это развитие существует во времени и в наличном бытии, тем
самым представляя собой историю, постольку ее единичные моменты и ступени
суть духи отдельных народов. Каждый такой дух как единичный и природный в
некоторой качественной определенности имеет своим назначаением заполнение
только одной ступени и осуществления только одной стороны всего деяния в
целом. Это освобождение духа, в котором он стремится прийти к самому себе и
осуществить свою истину, а также дело своего освобождения, есть величайшее
и абсолютное право. Самосознание отдельного народа является носителем
данной ступени развития всеобщего духа в его наличном бытии и той
объективной действительностью, в которую он влагает свою волю. Поскольку
такое дело действительности проявляется как поступок и тем самым как
произведение отдельных лиц, постольку эти последние по отношению к
субстанциальному содержанию их работы суть орудия.
Раздел третий. Абсолютный дух.
Понятие духа имеет свою реальность. То, что эта последняя в тождестве с
понятием духа существует как знание абсолютной идеи, есть необходимая
сторона того, что свободная в себе интеллигенция в своей действительности
освобождена до своего понятия, чтобы быть достойной его формой.
Субъективный и объективный дух следует рассматривать как тот путь, на
котором получает свое развитие эта сторона реальности, или существования.
Абсолютный дух есть в такой же мере вечно в-себе-самом-сущее, как и в глубь
себя возвращающееся тождество; единая и всеобщая субстанция как духовная,
перводеление на себя и на знание, для которого она существует как таковая.
Субъективное сознание абсолютного духа существенно есть процесс,
непосредсвенное и субстанциальное единство которого есть вера в
свидетельство духа как уверенность в объективной истине. Вера, содержащая в
себе одновременно и это непосредственное единство, и его же, как отношение
упомянутых различных определений, - в благоговении, в скрытом и вовне
выраженном культе перешла в процесс, направленный к снятию
противоположностей духовного освобождения, к тому, чтобы через этот
непосредственный момент подтвердить ту первую уверенность и достигнуть ее
конкретного определения - именно примирения с действительностью духа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67