Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

право на то, чтобы особенность содержания в поступке, со стороны ее

материи, не была для него внешней, но содержало бы подлинную особенность

субъекта, - право блага.

с. Добро и зло.

Истина этих особенностей и конкретная сторона их формализма составляют

содержание всеобщей, в себе и для себя сущей воли, закон и субстанцию

всякой определенности, - добро в себе и для себя есть поэтому абсолютная

цель мира и долг для субъекта, который должен иметь понимание добра,

сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности. Но добро

заключает в себе особенность. Субъект имеет в себе только абстрактную

достоверность себя самого => он отличен от разума всеобщей волии способен

всеобщее для себя превратить в нечто особенное, в некоторую видимость.

Добро оказывается положенным как нечто случайное и субъект может решиться

на нечто противоположное добру - быть злым.

С. Нравственность.

Нравственность есть завершение объективного духа, истина субъективного и

самого объективного духа. Субъективная свобода как в себе и для себя сущая

всеобщая разумная воля, имеющая в сознании единичной субъективности свое

знание о себе и свой образ мыслей, а также и свою способность к

деятельности и в то же время непосредственную всеобщую действительность

одновременно как нравственность получает значение самосознанной свободы,

ставшей природой. Субстанция, знающая себя свободной, в которой абсолютное

долженствование есть в такой же мере и бытие, обладает действительностью

как дух народа. Образ мысли индивидуумов - знание о субстанции: доверие.

Связи единичного существа с теми отношениями, на которые обособляется

субстанция, составляют его нравственные обязанности. Нравственная личность,

проникнутая субстанциальной жизнью, есть добродетель.

Нравственная субстанция существует:

A. Как непосредственный, или природный, дух - семья.

B. В качестве относительной тотальности отношений друг к другу индивидуумов

как самостоятельных лиц в некоторой формальной всебщности - гражданское

общество.

C. Как самосознающая субстанция - дух, развитый до органической

действительности - государственное устройство.

АА. Семья.

Нравственный дух в своей непосредственности содержит в себе тот природный

момент, что индивидуум в своей естественной всеобщности, в роде, имеет свое

субстанциальное наличное бытие - отношение полов, но поднятое на степень

духовного определения; единение любви и чувства взаимного доверия; дух как

семья есть ощущающий дух.

ВВ. Гражданское общество.

Субстанция в качестве духа абстрактно обособившегося на множество лиц

(семья - только одно лицо), на семьи и на отдельных людей, существующих в

самостоятельной свободе, сначала утрачивает свое нравственное определение,

поскольку эти лица как таковые не обладают абсолютным единством, но имеют

свою собственную особенность и свое для-себя-бытие в своем сознании и для

своей цели. Субстанция превращается лишь в некоторую всеобщую связь,

опосредствующую самостоятельные крайности и их особые интересы. Развитая в

себе тотальность этой связи есть государство в качестве гражданского

общества, или в качестве внешнего государства.

а. Система потребностей.

Возможность удовлетворения потребностей заложена в общественной связи как

всеобщем достоянии, откуда все получают удовлетворение. Раздробление

содержания посредством абстракции - разделение труда. Привычка к этой

абстракции - культура.

- Субстанциальное, природное сословие.

- Рефлектированное сословие.

- Мыслящее сословие.

b. Правосудие.

Принцип случайной особенности, развитый до степени системы его всеобщих

отношений, опосредованной естественной потребностью и неограниченным

произволом, а так же до процесса внешней необходимости, имеет в этой

системе как точно установленное для себя определение свободы прежде всего

формальное право.

с. Полиция и корпорация.

Судопоизводство уже само собой исключает то, что относится только к

особенности поступков и интересов. Порядок внешней всеобщности как

деятельная сила, котроая етсь внешнее государство, поскольку оно относится

к государству субстанциальному - государственная полиция. В сфере

обособленности цель субстанциальной всеобщности остается ограниченной

занятиями и интересами в особых областях - корпорации, в котрых отдельный

гражданин как частное лицо находит гарантию своего имущества.

СС. Государство.

Государство есть обладающая самосознанием нравственная субстанция -

соединение принципа семьи и гражданского общества. Государство есть:

1) прежде всего его внутренняя форма, к самому себе относящееся развитие, -

внутреннее государственное право, или конституция.

2) отдельный индивидуум в его отношении к другим отдельным индивидуумам -

внешнее государственное право.

3) эти отдельные духи суть только моменты развития всеобщей идеи духа в его

действительности - во всемирной истории.

1) Внутренее государственное право. Сущность государства есть в-себе-и для

себя всеобщее, есть разумность воли, но как само себя знающее и

проявляющееся в действии это всеобщее есть безуслоная субъективность и как

действительность отдельный индивидуум.

а) Сохранить индивидуумы в качестве лиц => сделать право необходимой

действительностью и затем содействовать их благу (охранять семью,

руководить гражданским обществом.)

b) Право, благо, весь образ мысли единичного существа, стремящегося стать

центром для себя, снова свести к живой всеобщей субстанции.

Законы выражают определения содержания объективной свободы.

а) Для непосредственного субъекта они - ограничения.

b) Абсолютная конечная цель и всеобщее дело.

с) Они сотавляют субстанцию свободного воления отдельных лиц и их образа

мыслей как обязательных нравственных правил.

Государство как живой дух существует безусловно только как организованное

целое, расчлененные на особые функции, которые, исходя из единого понятия

разумной воли, хотя и не познанного еще как понятие, непрерывно порождает

это понятие как их результат. Конституция есть расчлененность функций

государственной власти.

2) Внешнее государственное право. Состоянием войны самостоятельность

государств ставится на карту, но с известной стороны этим состоянием

вызывается также и взаимное признание свободных народных индивидуумов, а

посредством мирых договоров, долженствующих иметь вечное значение,

закрепляется как это всеобщее признание, так и особые права народов в

отношении друг к другу. Внешнее государственное право основывается частично

на этих положительных трактатах, но постольку содержит в себе такие права,

которые не обладают подлинной действительностью; частично же на так

называемом международном праве, всеобщим принципом которого является

предпосылка об уже состоявшемся факте признания государств и которое

соответственно этому так ограничивает до того ничем не сдерживаемые

действия одних народов против других, что остается возможность для мира.

Международное право отличает также индивидуумов как частных лиц от

государства и вообще основывается на обычаях.

3) Всемирная история. Определенный дух народа, поскольку он есть нечто

действительное и его свобода существует как природа, содержит со стороны

этой природы момент географической и климатической определенности; он

существует во времени и по содержаниию существенно обладает особенным

принципом и должен пройти определенное этими условиями развитие своего

сознания и своей действительности, он имеет историю в пределах самого

себя. Поскольку он есть ограниченный дух, его самостоятельность есть нечто

подчиненное; он входит во всемирную историю, события которой являют собой

диалектику отдельных народных духов - всемирный суд.

Это движение есть путь освобождения духовной субстанции - деяние,

посредством которого абсолютная цельмира осуществляется в ней. Дух,

первоначально существующий только в себе, приводит себя к сознанию и

самосознанию и тем самым к раскрытию и действительности своей в-себе-и-для-

себя-сущей сущности, становясь в то же время внешне всеобщим - мировым

духом. Поскольку это развитие существует во времени и в наличном бытии, тем

самым представляя собой историю, постольку ее единичные моменты и ступени

суть духи отдельных народов. Каждый такой дух как единичный и природный в

некоторой качественной определенности имеет своим назначаением заполнение

только одной ступени и осуществления только одной стороны всего деяния в

целом. Это освобождение духа, в котором он стремится прийти к самому себе и

осуществить свою истину, а также дело своего освобождения, есть величайшее

и абсолютное право. Самосознание отдельного народа является носителем

данной ступени развития всеобщего духа в его наличном бытии и той

объективной действительностью, в которую он влагает свою волю. Поскольку

такое дело действительности проявляется как поступок и тем самым как

произведение отдельных лиц, постольку эти последние по отношению к

субстанциальному содержанию их работы суть орудия.

Раздел третий. Абсолютный дух.

Понятие духа имеет свою реальность. То, что эта последняя в тождестве с

понятием духа существует как знание абсолютной идеи, есть необходимая

сторона того, что свободная в себе интеллигенция в своей действительности

освобождена до своего понятия, чтобы быть достойной его формой.

Субъективный и объективный дух следует рассматривать как тот путь, на

котором получает свое развитие эта сторона реальности, или существования.

Абсолютный дух есть в такой же мере вечно в-себе-самом-сущее, как и в глубь

себя возвращающееся тождество; единая и всеобщая субстанция как духовная,

перводеление на себя и на знание, для которого она существует как таковая.

Субъективное сознание абсолютного духа существенно есть процесс,

непосредсвенное и субстанциальное единство которого есть вера в

свидетельство духа как уверенность в объективной истине. Вера, содержащая в

себе одновременно и это непосредственное единство, и его же, как отношение

упомянутых различных определений, - в благоговении, в скрытом и вовне

выраженном культе перешла в процесс, направленный к снятию

противоположностей духовного освобождения, к тому, чтобы через этот

непосредственный момент подтвердить ту первую уверенность и достигнуть ее

конкретного определения - именно примирения с действительностью духа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты