общества к религиозному скептицизму. Вольтер отстаивал и положительные
стремления Просвещения. В коллективном труде энциклопедистов шаг за шагом
совершился переворот от эмпиризма к сенсуализму, от деизма к атеизму, от
энтузиастической к эгоистической морали. Просвещению рассудка (Кондильяк)
Руссо противопоставил со стихийной силой философию чувства и привел вместе
с тем интеллектуальное развитие к революции.
Основные представители:
1. Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 - 1778). Один из вождей Французского
Просвещения. Сторонник механики и физики Ньютона, признает существование
бога-творца, “первого двигателя”. = деизм. Движение природы происходит по
вечным законам, но бог неотделим от природы; это не субстанция, а,
скорее, принцип действия. Фактически отождествление бога (“великого
геометра”) и природы. Критика дуализма, представления о душе как особого
рода субстанции. Сознание - свойство материи, присущее только живым
телам. Спсобностью мыслить наделил материю бог. Требование научного
исследования природы. Источник знания - опыт. Задача науки -изучение
объективной причинности. Допускал наличие конечных причин, вероятность
существования “высшего разума”, “архитектора” вселенной. Антифеодальная
направленность социальных взглядов. Против крепостничества, за равенство
граждан перед законом, свободу слова, налоги,, пропорциональные
имуществу.. Но деление общества на богатых и бедных - неизбежно. Разумное
государственное устройство - конституционная монархия во главе с
просвещенным монархом. В конце жизни - симпатии к республиканской форме
правления. Критиковал библейско-христианское воззрение на историю, дал
набросок картины истории человечества. Ему принадлежит термин “философия
истории”: прогрессивное развитие общества независимо от воли божества.
Объясняется изменением идей. Сатира на христианство и католическую
церковь. Но не приемлет атеизма, так как идея карающего бога должна жить
в народе.
2. Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755). Деист. Критиковал теологию и церковь,
но считал нужной религию для поддержания общественной нравственности.
Идея всеобщей закономерности, которой подчинены явления природы и
общества. Против провиденциализма. Закон = “необходимое отношение,
вытекающее из природы вещей”. Теория естественного права, но невозможно
на этой теории построить универсальную систему общественных законов, т.
к. условия существования народов различны. Разнообразие законов и форм
правления. Основоположник географического направления в социологиии..
Сторонник умеренной конституционной монархии и принципа разделения
властей.
3. Дени Дидро (1713 - 1784). Путь от деизма и этического идеализма до
материализма в учении о природе и теории познания и атеизма. Идеи связи
материи и движения. Всеощая чувствительность материи. Люди и животные -
инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью. Мышление не
спонтанно. Знание - источник совершенствования человеческого могущества.
Руководитель “Энциклопедии”. За конституционную монархию.
4. Этьен Бонно де Кондильяк (1715 - 1780). Католический священник.
Последователь Локка в теории познания. Но отрицал наличие рефлексии.
Выводы близкие к субъективному идеализму. Ощущения вызываются внешними
предметами, но ничего общего с ними не имеют. Предмет разума - не
объективный мир, а совокупность ощущений.
5. Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771). Основа - сенсуализм Локка, но без
идеалистических элементов. Объективно суествующая материя познается при
помощи ощущений. Другое орудие познания - память = “длящееся, но
ослабленное ощущение”. Мышление - только комбинирование ощущений. Большая
роль общественной Среды в воспитании человеческого характера.
Необходимость замены феодальных отношений капиталистическими. Но
определяющая роль в общественном развитии - человеческое сознание и
страсть. Чувстенные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно
понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство
человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами
промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания -
вот главные моменты его системы.
6. Жюльен Офре де Ламетри (1709 - 1751). Основа - физика Декарта и
сенсуализм Локка. Мир - проявление протяженной внутренне активной,
ощущающей материальной субстанции, формами которой являются
неорганическое растительное и животное царства (к последнему относится и
человек). Процесс мышления - сравнение и комбинирование представлений,
возникших на основе ощущений и памяти. Представитель механицизма,
приближавшегося к идеям эволюционизма. Главные причины исторического
развития - просвещение и деятельность выдающихся личностей. Сторонник
просвещенного абсолютизма. Атеист, но считал необходимым сохранения
религиозной веры для народных масс.
7. Поль Анри Гольбах (1723 1789)Кртитка религии и идеалистической
философии, особенно Беркли. Идеализм - химера противостоящая здравому
смыслу. Возникновение религии из-за темноты, страха одних и обмана
других. Материя - все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши
чувства. Состоит из неделимых и неизменных атомов. Свойства атомов:
протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение - атрибут материи =
простое перемещение тел в пространстве. Человек - часть природы и
подчинен ее законам. Детерминист, но понимал причинность механически.
Сенсуалист. Против агностицизма. Сторонник конституционной монархии,
иногда просвещенного абсолютизма. Считал, что “мнения правят миром”.
Незнание своей собственной природы привело род человеческий к тому, что
он оказался порабощенным и стал жертовой правительств.
8. Жан Жак Руссо (1712 - 1778). Деизм. Признавал существование бесмертной
души. Материя и дух - два извечно существующих начала (= дуализм).
Сенсуалист, но признавал врожденность нравственных идей. За буржуазную
демократию, гражданские свободы, признавал равенство людей от рождения.
Имущественное неравенство из происхождения частной собственности.
Сторонник теории общественного договора.Но в “естественном состоянии”
была не война всех против всех, а дружба и гармония. Философия чувства.
Системы и школы:
1. Деизм - признание бога в качестве безличной первопричины мира. Нередко
представлял скрытую форму атеизма. (Вольтер, Руссо.)
2. Механицизм - объяснение развития природы и общества законами
механической формы движения материи. Вся вселенная - замкнутая
механическая система. (Ламетри).
3. Сесуализм во Французском Просвещении (кроме Кондильяка) ощущения
рассматривались как отображение объективной действительность. Приближен к
материализму.
4. Материализм - преобладалв механистическом виде.
Большинство Французских просветителей известны так же и как энциклопедисты,
то есть составители “Энциклопедии, или Толкового соловаря наук, искусств и
ремесел” (1751 - 1780). Во главе Дидро, которому помогал Д’Аламбер. В их
числе были Монтескье, Руссо, Вольтер, Гельвеций, Гольбах.
Социальная философия Ж.-Ж. Руссо.
Жан Жак Руссо (1712 - 1778). Руссо поставил вопрос о результатах всей
человеческой истории, ее значении для нравственности и счастья
индивидуумов. Бросил в лицо просветителям упрек, что накопление знаний и
облагораживание жизни отвратило человека от его истинного назначения и
затемнило его истинную сущность. История с искусственной организацией
цивилизованного общества испортила человека. Он добр и чист по своей
природе, но его развитие постепенно сделало его чуждым природе. Начало
этого вырождения - возникновение собственности, имевшее своим результатом
разделение труда, обособление сословийи, в конце концов, пробуждение всех
дурных страстей: ум сделался, таким образом, прислужником эгоизма. По
сравнению с этой противоестественностю цивилизованного варварства
естественное состояние кажется потерянным раем. Но это не означало
требования возвращения к безответственной первобытности. Творец одарил
человека способностью к усовершенствованию, которая делает для него
обязанностью и естественной необходимостью развитие природных задатков.
Если в историческом процессе это развитие направилось на ложный путь и
привело к нравственному падению и несчастью, то из этого следует, что
история должна начаться снова, что человек должен вернуться от своего
неестественного интеллектуального высокомерия к простому естественному
чувству, от стеснительных и ложных общественных условий к своей чистой,
неиспорченной сущности, для того, чтобы найти надлежащий путь развития. Для
этого человечество, как целое, нуждается в государственном сторе, который
по принципу юридического равенства гарантировал бы индивидууму полную
свободу его личного соучастия в коллективной жизни; индивидуум же нуждается
в воспитании, дающим свободное развитие природным задаткам.
Наиболее отчетливо и полно социальная философия Руссо изложена в его работе
“Общественный договор” (1762). Основная поблема, которую Руссо здесь
разрешает “состоит в том, как найти такую форму ассоциации, которая бы
защищала иохраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника
и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только
самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше.”
Договор состоит в “полном отчуждении каждого члена вместе со всеми своими
правами в пользу всего общества. Так ак, во-первых, раз каждый отдает себя
целиком, то условие оказывается одинаковым для всех; а раз условие
одинаково для всех, ни у кого нет интереса делать его тягостным для
других.” Отчуждение должно быть без остатка. Но несмотря на то, что
общественный договор дает государству абсолютную власть над всеми его
членами, тем не менее человеческие существа имеют естественные права как
люди. Верховная власть у Руссо не монарх или правительство, но общество в
его коллективной законодательной правоспособности. Общественный договор
может быть изложен в следующих словах: “Каждый из насотдает свою мощь под
верховное руководство всеобщей волей, и мы вместе принимаем каждого члена
как неразрывную часть целого.” Этот акт ассоциации создает нравственное и
коллективное тело,, которое называется “государством”. Веховная власть не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67