в его истине не только как непосредственный, но и как опосредованный,
рефлектированный в себе и всеобщий.
Определенное тождество - знание.
3. Рассудок
Предмет - явление и его рефлексия -в-самое- себя есть для себя сущее
внутреннее и всеобщее. Сознание этого предмета - рассудок. Царство законов
явления.
4. Самосознание.
Истина сознания есть самосознание. Оно есть основание сознания, так что в
существовании всякое сознание другого предмета есть самосознание.
Степени:
а. единичное самосознание.
в. отношение одного самосознания к другому самосознанию (процесс
признания)
с. степень инобытия - всеобщее самосознание , утверждающее знание себя
самого в другой самости, каждая из которых в качестве свободной единичности
обладает абсолютной самостоятельностью.
5. Разум
В-себе-и-для-себя-сущая истина, которая есть разум- простое тождество
субъективности понятия с его объективностью и всеобщностью.
Разум не только абсолютная субстанция, но и истина в смысле знания. “Я” -
достоверность самого себя как бесконечная всеобщность. Знающая истина есть
дух.
6. Психология.
Дух
Дух определил себя как истину души и сознания. Прогресс духа есть развитие
, поскольку его существование , знание, в нем самом имеет своим содержанием
и целью в-себе-и-дл-себя-сущие определения.
Пути духа:
1) Теоретический (полагает разумность как свое) - интеллигенция,
2) Воля , прктический.
3) Свободный дух: становится для себя предметным,в котором снята всякая
удвоенная односторонность.
--- Теоретический дух
Интеллигенция находит себя определенной; это есть ее видимость, из которой
она исходит в своей непосредственности, но и в качестве знания она состоит
в том, чтобы найденное полагать как свое собственное. Ее деятельность имеет
дело с пустой формой, с тем, чтобы найти разум, ее целью - чтобы понятие
было для нее, т.е. чтобы она была разумом для себя, благодаря чему и
содержание
сразу становится для нее разумным. Эта деятельность есть познавание
Формальный ход развития интеллигенции до познания:
- первоначально интеллигенция имеет непосредственный объект.
- во - вторых, некоторый в самое себя рефлектированный, приобретший
внутренний характер материал.
- в-третьих, некоторый столь же субъективный, сколь и объективный предмет.
| |
Три ступени:
А) Знание, относящееся к непосредственно единичному объекту, имеющее как бы
материальный характер - созерцание
В) Интеллигенция, которая перестает относится к единичности
объекта,сосредоточивается в самой и относит объект ко всеобщему -
представление.
С) Интеллигенция , понимающее конкретно-всеобщее предметов - мышление ( в
том смысле, что то, что мы мыслим также и есть).
Созерцание:
- ощущение - непосредственно материала
- внимание - фиксация объекта
- созерцание - полагание предмета как самому себе внешнего
Представление:
- воспоминание
- сила воображения
- память
- мышление:
- - рассудок
- - суждение.
-----память.
Созерцание
Дух в качестве души определен чертами природы, в качестве сознания
существует в отношении к этой определенности как к внешнему объекту.
Представление как внутренне усвоенное созерцание есть нечто среднее между
интеллигенцией, поскольку она находит себя непосредственно определенной и
его же в ее свободе (мышлением).
— Припоминание: интеллигенция предполагает содержание чувствования в
свое внутреннее, в свои собственные пространство и время.
----- Сила воображения: заставляет образы подниматься на поверхность
сознания из собственного внутреннего существа “Я” (воспроизведение)
----- Память:
1. удерживание имени,
2. воспроизведение
3. механическая память.
Мышление: интеллигенция знает, что то, что мыслится, есть то, что есть.
Практический дух
Дух как воля знает себя заключающий себя в самом себе и себя из себя
наполняющий. Это наполненное для-себя-бытие(единичность) составляют
сторону существования или реальность идеи духа.В качестве воли дух вступает
в действительность.Как самой себе дающее содержание воля есть у себя,
свободна вообще.
а) Практическое чувство - непосредственное самоопределение, формально, дух
находит себя как единичность, определенную в своей внутренней природе.
b) Впечатление и произвол: непосредственное тождество со своей склонностью.
с) Счастье - только представленная, абстрактная бесконечность, которая
только еще должна быть.
Свободный дух.
Действительно свободная воля есь единство теоретического и практического
духа. Всеобщим определением воля обладает в качестве своего предмета и
цели, лишь поскольку она себя мыслит, знает свое понятие, представляет
собой волю как свободную интеллигенцию.
Понятие (только) абсолютного духа. Наличиеное бытие идеи есть
действительность - объективный дух.
Объективный дух.
Объективный дух есть абсолютная идея, но сущая лишь в себе.; поскольку он
тем самым стоит на почве конечности, поскольку его действительная
разумность сохраняет в себе сторону внешнего проявления. Свободная воля
первоначально имеет различия непосредственно в себе, так что свобода
является ее внутренним определением и целью и относится к внешней, уже
преднайденной в качестве данной, объективности; а эта последняя ращепляется
на антропологическую сторону частных потребностей, то есть на внешние вещи
природы, существующие для сознания, и на отношение одних единичных воль к
другим единичным волям, являющимся самосознанием свободы в качестве
различных и частных воль, - эта сторона образует внешний материал для
наличного бытия воли. Целевая деятельность этой воли - реализовать свое
понятие, свободу во внешне-объективной стороне действительности так, чтобы
свобода существовала как определенный этой волей мир и воля в нем была бы у
себя и сомкнута с собою. Свобода, приобретшая форму действительности,
получает форму необходимости, субстанциальная связь которой есть система
определений свободы, а ее проявляющаяся связь в качестве мощи есть факт
признания, то есть ее значимость для сознания. Это единство разумной воли с
единичной волей, являющейся непосредственной и своеобразной стихией
проявления деятельности первой, составляет простую действительность
свободы. Подлинная определенность только в форме всеобщности. Содержание =
закон, существует как нравственное. Эта реальность вообще как наличное
бытие свободной воли есть право.
Подразделение.
Свободная воля является:
А. Сперва непосредственной и потому в качестве единичной - лицом; наличное
бытие, которое это последнее дает своей свободе, есть собственность. Право
как таковое есть формальное, абстрактное право;
В. Рефлектированной в себя, так, что она имеет свое наличное бытие в
пределах самой себя, и вследствие этого в то же время определена как
частная воля, - право субъективной воли, - моральность;
С. Субстанциальной волей как соответствующая своему понятию
действительность в субъекте и тотальность необходимости, - нравственность в
семье, гражданском обществе и государстве.
А.Право.
а. Собственность.
Дух в неопосредственности своей для себя самой сущей свободы есть дух
единичный, но такой, котороый эту свою единичность знает как абсолютно
свободную волю. Он есть лицо. Его осуществление - в вещи. Свобода во
внешней сфнре - владение. (Мне принадлежащее) В вещь влагается личная воля:
определение владения есть собственность, в качестве владения она -
средство, в качестве наличного бытия личности - цель. В собственности лицо
сомкнуто с самим собой. Конкретнее отношение меня с самим собой - в бытии
других лиц. Вещь - средний термин их взаимного признания. Случайная сторона
собственности - произвол. => договор.
b. Договор.
Две воли и их соглашение в договоре в качестве внутреннего отличны от
реализации договора, от его выполнения. Относительно-идеальное
волеизъявление в стипуляции содержит действительный отказ от собственности
со стороны одной воли, переход к другой и принятие ее этой другой воллей.
Договор имеет в силу в себе и для себя, а не становится таковым лишь
вследствие выполнения его той или другой стороной, что подразумевало бы
бесконечный регресс или бесконечное деление вещи, труда и времени. Слово
есть здесь дело и вещь; дело, обладающее всей полнотой значимости. Но
сохраняется акцидентальная воля => нарушение права.
с. Право против нарушения права.
Право как наличное бытие свободы во внешнем распадается на множество
отношений к этому внешнему и к другим лицам. На деле право и все его
определения основываются лишь на свободной личности, на самоопределении,
являющемся противоположностью природного определения.
В. Моральность.
Свободный индивидуум, в непосредственном праве только личность, определен
теперь как субъект - в себя рефлектированная воля, так что определенность
воли вообще как его наличное бытие, как нечто ему принадлежащее следует
отличать от наличного бытия свободы во внешней вещи. Воля оказывается
одновременно особенной. Субъективная воля в такой же мере морально
свободна, в какой эти определения внутренне полагаются как ей принадлежащие
и составляющие предмет ее желания. Деятельное обнаружение воли в этой
свободе есть поступок.
a. Умысел.
Поскольку поступок касается непосредственно наличного бытия, постольку
принадлежащее мне в том смысле формально, что внешнее наличное бытие
самостоятельно также и в отношении субъекта. Эта внешность может извратить
поступок субъекта и обнаружить нечто другое, чем то, что в этом поступке
заключалось. Хотя все изменения как таковые, поскольку они положены
деятельностью субъекта, являются его делом, однако из-за одного этого он
еще не признает их своим поступком, но признает своей виной только то
наличное бытие, которое заключалось в его знании и воле, только то, что
было его умыслом, было ему принадлежащим.
b. Намерение и благо.
Поступок 1) по своему эмпирически-конкретному содержанию обладает
многообразием особенных сторон и связей; субъект со стороны формы должен
знать и хотеть поступка по его существенному, эти частности в себе
заключающему определению - право намерения. Намерение касается не наличного
бытия (умысел), а субстанциальной стороны и цели. 2) Субъект имеет также
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67