Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

Пзнание - акт в котором нечто познается “как нечто”.

Структура гносеологии:

1) Собственно теория познания:

а) Критика познания, отправляющаяся от существующего до сих пор типа

познания, в котором она критически отказывает наличному знанию. (Кант.

“Критика чистого разума”).

b) Теория познания в узком смысле слова, предметом которой является этот

тип познания.

Может, если более обще, включать в себя так же:

с) Методологию существующего познания.

d) Рефлексию о исторически существовавших типах знания.

2) Метафизика познания: исследует сущность познания, исходя большей частью

из возможности последнего, заключенной в бытии познающего и познаваемого.

Направления:

a) Эмпиризм - все познание выводится из чувственного опыта.

b) Эмпириокритицизм - философская система чистого опыта, критический

эмпиризм. Стремится ограничить философию изложениями данных опыа при

помощи исключения всякой метафизики с целью выработки естественного

понятия о мире.

c) Идеализм - рассматривает вещи как комплексы представлений, признает

бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу

восприятия.

d) Иллюзионизм - пространственно-временной мир - только иллюзия.

e) конвенционализм - характер понятий, определений, аксиом, гипотез на

целесообразности соглашения ученых.

f) Критицизм - установление возможности, происхождения, действительности,

закономерности и границ нашего познания.

g) Феноменализм - рассматривает предметы опыта или как вещи в себе ((1)

объективный феноменализм) или как простые феномены сознания и

субъективные ощущения. ((2) субъективный феноменализм).

h) Позитивизм - исходит из данного, фактического, “несомненного”, или

ограничивает им свое философское изложение.

i) Прагматизм - ценность познания заключена в его действенности (не

обязательно грубо практической).

j) Реализм - принятие существования вещей независимо от сознания.

k) Сенсуализм - все познание выводится из чувственных восприятий.

l) Скептицизм - основной принцип познания - сомнение.

Философская антропология: школы, направления, основные представители.

В 20-30 гг нашего столетия три автора внесли особо важный вклад в

развитие фс.антропологии. Это М.Шелер, соединивший методы феноменологии и

основные идеи философии жизни. Это Г.Плеснер, синтезировавший обширный

биологический материал и философскую рефлексию, заявивший, что биология без

философии слепа, а философия человека без биологии пуста. И наконец, это

А.Гелен. Эти пионерские работы были творчески развиты в дальнейшем, и среди

авторов, оставивших значительный след в развитии фс.антропологии, нужно

выделить Дж.Мида, Ж.-П.Сартра, А.Портмана, Э.Кассирера и К.Левита.

Дальнейший поворот в антропологии связан с деятельностью К.Леви-

Стросса, который существенно обогатил эту науку как фактическими данными

этнографии, так и новым методом, который он назвал структурным. Данный

метод имеет не только техническое, инструментальное значение, но радикально

изменяет мировоззрение, так как обращает внимание исследователя не только

на содержание мифов, обрядов, обычаев и других форм миропонимания, сколько

на выяснение структуры отношений, образующих специфику коммуникативных

связей первобытных людей. Их необычность объясняется не воображением и

фантазией или некими кровожадными инстинктами, а своеобразием структур

родства и способов освения природы. Например, разного рода табу выступают

как нормы, регулирующие отношения людей.

Не только работы Леви-Стросса способствовали глубоким изменениям

проблематики и методологии фс.антропологии, которая до сих пор искала ответ

на вопрос о сущности человека во взаимодействии духовного и телесного, в

соединении результатов биологии и наук о духе. В Германии основатели

Франкфуртской школы, творчески развивавшие идеи К.Маркса, критически

относились к пионерским работам в области фс.антропологии. В сущности они

использовали аргументы Хоркхаймера. Их суть состоит в том, что

антропология, говоря словами Гегеля, имеет дело с неразвитым самосознанием,

не владеющим Идеей. Главный упрёк заключался в том, что антропология,

указывающая на фиксированную природу человека, становится тормозом

исторического развития. После войны эти аргументы развил Ю.Хабермас,

который выдвигал в качестве основных динамических характеристик истории

способность человека к критической рациональности и открытой демократии и

считал антропологический догматизм, выражающийся в ориентации на вечную

природу или идею человека, опорой политического догматизма.

Внутри самой философии также формировался протест против

антропологической парадигмы и он был выражен уже Хайдеггером, который в

своей, в сущности антропологической, посвящённой анализу человеческого

существования работе “Бытие и время”, в противовес гуманистической и

антропологической точке зрения выдвинул проект фундаментальной онтологии, в

которой человек был поставлен в зависимость от бытия. В своих поздних

работах, особенно посвящённых критике научно-технического покорения мира,

Хайдеггер считал моральность и гуманизм слишком хрупкими основаниями, на

выдерживающими давления воли к власти. Этот момент был обстоятельно развит

в новейшей французской философии, которая исходила из приоритета желания

власти, диспозитивами которой оказываются как научно-технический, так и

гуманитарно-антропологический дискурсы. Природа человека представляется в

работах Делёза и Гваттари как продукт работы власти, которая не обманывает

людей, а делает их такими, как нужно, обрабатывая не только мысли, но и

волю, телесные желания и потребности.

Материализм в русской философии XIX века.

Русский материализм XIX века обусловлен с одной стороны требованием

общественно- политической мысли, а сдругой -успехами естествознания,

опытных наук.

М.А.Бакунин (1814 - 1876) - материалист после 1861 г. Интеллектуальное

освобождение личности единственно возможно на почве атеизма и материализма

(гуманный эгоизм). Идеолог анархизма и народничества. Анархистская теория

Б. окончательно сложилась к концу 60-х годов. (“Государственность и

анархия” 1873г . и др.)

Н.Г.Чернышевский (1828 -1889) материалист и атеист с 20 лет. Диалектический

метод помогает понять возникновение сознания из материи. (Превращение

количества в качество). Даже вне сознания материальные процессы объективно

обладают качествами.Против теории Дарвина в биологии, трансформизм,

“разумный эгоизм” - приверженность идеалам освобождения “простолюдина”,

борьба с феодальными и религиозными пережитками. Ч. обогатил глубокими

диалектическими идеями материалистическую эстетику. От гегелевской

концепции умозрительной красоты абсолюта Ч. обратился к реальной красоте

действительности. Автор “Что делать”, “Пролог”, “Эстетические отношения

искусства к действительности”, “Очерки гоголевского периода русской

литературы”, ”Критика философских предубеждений против общинного владения”,

“Антропологический принцип в философии”, “Характер человеческого знания” и

др.

Д.И.Писарев (1840-1868) приверженец вульгарного материализма

Фохте,Молешотт, Бюхнера.

Пропагандировал дарвинизм (“Прогресс в мире животных и растений”1864г.) В

гносеологии склонен к сенсуализму, отрицательно относился к эмпиризму.

И.М.Сеченов(1829-1905) физиолог,”Рефлексы головного мозга”1861г. Все акты в

жизни людей и животных по способу происхождения суть рефлексы. В основе

актов мышления ,содержанием которых является сравнение, наблюдение не

открывает ничего, кроме частного возбуждения чувствующих снарядов и

связанных с ним репродукции предшествовавших сходных впечатлений с их

двигательными последствиями. Личность - только грамматическая форма.

Жизнь - приспособление организмов к условиям существования. Физиолого-

материалистическое положение о родстве психических и соматических

процессов. Основоположник материалистической психологии в России. Вклад в

естественно научное обоснование проблем материалистической гносеологии -

природа чувственного отражения и его познавательные функции, о связи и

переходе от увственного отражения к мышлению и о природе мыслительных

процессов, о роли предметной, практической деятельности в формировании

образа и психических способностей и ряд др, проблем.

И.И.Мечников(1845-1916)- наука должна позволить достигнуть человеку своей

жизненной цели. Дисгармония человеческой природы связана с ее животным

происхождением. Затем в результате

открытия фагоцитоза изменил свое мнение. Возможно восстановление

искусственными мерами (Ортобиоз)

Н.А.Умов(1895-1915) Единство и целостность мира.Тела (индивидуумы)

различаются между собой способносью действовать на наши органы чувств. В

основе природы единое вещество, находящееся на различных уровнях развития.

Высшее проявление - психическое, духовное. Фундаментальное свойство мира -

его неуничтожимость. Энергия - универсальная субстанция,

трансформирующаяся в различные виды движения.

Д.И.Менделеев (1834-1907) - отвергал унитарный подход, Материалист и

стихийный диалектик. Противспиритизма и энергетизма.Фактически применил к

химической атомистике основные законы диалектики (гегелевский закон о

переходе количества в качество). В современной формулировке закон

Менделеева гласит: свойства элементов находятся в периодической зависимости

от порядкового номера, или заряда ядра атома.

Тринитарность: 1)вещество,2)сила,3)дух

Материя не сводится к сознанию.

Философия элейской школы.

Основателем школы элеатов принято считать Ксенофана (ок.570г до н.э.),

хотя это не совсем точно. Характер его проблематики - теологический и

космологический - а элеатов больше интересовали онтологические вопросы.

Центральная тема Ксенофана - критика понимания богов Гомером и Гесиодом.

Нелепость заключается в антропоморфизме, в приписывании богам внешних форм,

психологических характеристик, страстей. Бог есть космос, единое, которое

всё целое видит, всё целое мыслит, всё целое описывает, приводит всё в

движение.

Парменид родился в Элее (VI-V вв до н.э.), до нас дошли фрагменты его

поэмы “О природе”, где он вкладывает своё учение в уста некой богини,

которая сообщает ему о необходимости изучить Единое. К единому ведут три

пути: путь абсолютной истины, путь изменчивых мнений, путь правильных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты