Пзнание - акт в котором нечто познается “как нечто”.
Структура гносеологии:
1) Собственно теория познания:
а) Критика познания, отправляющаяся от существующего до сих пор типа
познания, в котором она критически отказывает наличному знанию. (Кант.
“Критика чистого разума”).
b) Теория познания в узком смысле слова, предметом которой является этот
тип познания.
Может, если более обще, включать в себя так же:
с) Методологию существующего познания.
d) Рефлексию о исторически существовавших типах знания.
2) Метафизика познания: исследует сущность познания, исходя большей частью
из возможности последнего, заключенной в бытии познающего и познаваемого.
Направления:
a) Эмпиризм - все познание выводится из чувственного опыта.
b) Эмпириокритицизм - философская система чистого опыта, критический
эмпиризм. Стремится ограничить философию изложениями данных опыа при
помощи исключения всякой метафизики с целью выработки естественного
понятия о мире.
c) Идеализм - рассматривает вещи как комплексы представлений, признает
бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу
восприятия.
d) Иллюзионизм - пространственно-временной мир - только иллюзия.
e) конвенционализм - характер понятий, определений, аксиом, гипотез на
целесообразности соглашения ученых.
f) Критицизм - установление возможности, происхождения, действительности,
закономерности и границ нашего познания.
g) Феноменализм - рассматривает предметы опыта или как вещи в себе ((1)
объективный феноменализм) или как простые феномены сознания и
субъективные ощущения. ((2) субъективный феноменализм).
h) Позитивизм - исходит из данного, фактического, “несомненного”, или
ограничивает им свое философское изложение.
i) Прагматизм - ценность познания заключена в его действенности (не
обязательно грубо практической).
j) Реализм - принятие существования вещей независимо от сознания.
k) Сенсуализм - все познание выводится из чувственных восприятий.
l) Скептицизм - основной принцип познания - сомнение.
Философская антропология: школы, направления, основные представители.
В 20-30 гг нашего столетия три автора внесли особо важный вклад в
развитие фс.антропологии. Это М.Шелер, соединивший методы феноменологии и
основные идеи философии жизни. Это Г.Плеснер, синтезировавший обширный
биологический материал и философскую рефлексию, заявивший, что биология без
философии слепа, а философия человека без биологии пуста. И наконец, это
А.Гелен. Эти пионерские работы были творчески развиты в дальнейшем, и среди
авторов, оставивших значительный след в развитии фс.антропологии, нужно
выделить Дж.Мида, Ж.-П.Сартра, А.Портмана, Э.Кассирера и К.Левита.
Дальнейший поворот в антропологии связан с деятельностью К.Леви-
Стросса, который существенно обогатил эту науку как фактическими данными
этнографии, так и новым методом, который он назвал структурным. Данный
метод имеет не только техническое, инструментальное значение, но радикально
изменяет мировоззрение, так как обращает внимание исследователя не только
на содержание мифов, обрядов, обычаев и других форм миропонимания, сколько
на выяснение структуры отношений, образующих специфику коммуникативных
связей первобытных людей. Их необычность объясняется не воображением и
фантазией или некими кровожадными инстинктами, а своеобразием структур
родства и способов освения природы. Например, разного рода табу выступают
как нормы, регулирующие отношения людей.
Не только работы Леви-Стросса способствовали глубоким изменениям
проблематики и методологии фс.антропологии, которая до сих пор искала ответ
на вопрос о сущности человека во взаимодействии духовного и телесного, в
соединении результатов биологии и наук о духе. В Германии основатели
Франкфуртской школы, творчески развивавшие идеи К.Маркса, критически
относились к пионерским работам в области фс.антропологии. В сущности они
использовали аргументы Хоркхаймера. Их суть состоит в том, что
антропология, говоря словами Гегеля, имеет дело с неразвитым самосознанием,
не владеющим Идеей. Главный упрёк заключался в том, что антропология,
указывающая на фиксированную природу человека, становится тормозом
исторического развития. После войны эти аргументы развил Ю.Хабермас,
который выдвигал в качестве основных динамических характеристик истории
способность человека к критической рациональности и открытой демократии и
считал антропологический догматизм, выражающийся в ориентации на вечную
природу или идею человека, опорой политического догматизма.
Внутри самой философии также формировался протест против
антропологической парадигмы и он был выражен уже Хайдеггером, который в
своей, в сущности антропологической, посвящённой анализу человеческого
существования работе “Бытие и время”, в противовес гуманистической и
антропологической точке зрения выдвинул проект фундаментальной онтологии, в
которой человек был поставлен в зависимость от бытия. В своих поздних
работах, особенно посвящённых критике научно-технического покорения мира,
Хайдеггер считал моральность и гуманизм слишком хрупкими основаниями, на
выдерживающими давления воли к власти. Этот момент был обстоятельно развит
в новейшей французской философии, которая исходила из приоритета желания
власти, диспозитивами которой оказываются как научно-технический, так и
гуманитарно-антропологический дискурсы. Природа человека представляется в
работах Делёза и Гваттари как продукт работы власти, которая не обманывает
людей, а делает их такими, как нужно, обрабатывая не только мысли, но и
волю, телесные желания и потребности.
Материализм в русской философии XIX века.
Русский материализм XIX века обусловлен с одной стороны требованием
общественно- политической мысли, а сдругой -успехами естествознания,
опытных наук.
М.А.Бакунин (1814 - 1876) - материалист после 1861 г. Интеллектуальное
освобождение личности единственно возможно на почве атеизма и материализма
(гуманный эгоизм). Идеолог анархизма и народничества. Анархистская теория
Б. окончательно сложилась к концу 60-х годов. (“Государственность и
анархия” 1873г . и др.)
Н.Г.Чернышевский (1828 -1889) материалист и атеист с 20 лет. Диалектический
метод помогает понять возникновение сознания из материи. (Превращение
количества в качество). Даже вне сознания материальные процессы объективно
обладают качествами.Против теории Дарвина в биологии, трансформизм,
“разумный эгоизм” - приверженность идеалам освобождения “простолюдина”,
борьба с феодальными и религиозными пережитками. Ч. обогатил глубокими
диалектическими идеями материалистическую эстетику. От гегелевской
концепции умозрительной красоты абсолюта Ч. обратился к реальной красоте
действительности. Автор “Что делать”, “Пролог”, “Эстетические отношения
искусства к действительности”, “Очерки гоголевского периода русской
литературы”, ”Критика философских предубеждений против общинного владения”,
“Антропологический принцип в философии”, “Характер человеческого знания” и
др.
Д.И.Писарев (1840-1868) приверженец вульгарного материализма
Фохте,Молешотт, Бюхнера.
Пропагандировал дарвинизм (“Прогресс в мире животных и растений”1864г.) В
гносеологии склонен к сенсуализму, отрицательно относился к эмпиризму.
И.М.Сеченов(1829-1905) физиолог,”Рефлексы головного мозга”1861г. Все акты в
жизни людей и животных по способу происхождения суть рефлексы. В основе
актов мышления ,содержанием которых является сравнение, наблюдение не
открывает ничего, кроме частного возбуждения чувствующих снарядов и
связанных с ним репродукции предшествовавших сходных впечатлений с их
двигательными последствиями. Личность - только грамматическая форма.
Жизнь - приспособление организмов к условиям существования. Физиолого-
материалистическое положение о родстве психических и соматических
процессов. Основоположник материалистической психологии в России. Вклад в
естественно научное обоснование проблем материалистической гносеологии -
природа чувственного отражения и его познавательные функции, о связи и
переходе от увственного отражения к мышлению и о природе мыслительных
процессов, о роли предметной, практической деятельности в формировании
образа и психических способностей и ряд др, проблем.
И.И.Мечников(1845-1916)- наука должна позволить достигнуть человеку своей
жизненной цели. Дисгармония человеческой природы связана с ее животным
происхождением. Затем в результате
открытия фагоцитоза изменил свое мнение. Возможно восстановление
искусственными мерами (Ортобиоз)
Н.А.Умов(1895-1915) Единство и целостность мира.Тела (индивидуумы)
различаются между собой способносью действовать на наши органы чувств. В
основе природы единое вещество, находящееся на различных уровнях развития.
Высшее проявление - психическое, духовное. Фундаментальное свойство мира -
его неуничтожимость. Энергия - универсальная субстанция,
трансформирующаяся в различные виды движения.
Д.И.Менделеев (1834-1907) - отвергал унитарный подход, Материалист и
стихийный диалектик. Противспиритизма и энергетизма.Фактически применил к
химической атомистике основные законы диалектики (гегелевский закон о
переходе количества в качество). В современной формулировке закон
Менделеева гласит: свойства элементов находятся в периодической зависимости
от порядкового номера, или заряда ядра атома.
Тринитарность: 1)вещество,2)сила,3)дух
Материя не сводится к сознанию.
Философия элейской школы.
Основателем школы элеатов принято считать Ксенофана (ок.570г до н.э.),
хотя это не совсем точно. Характер его проблематики - теологический и
космологический - а элеатов больше интересовали онтологические вопросы.
Центральная тема Ксенофана - критика понимания богов Гомером и Гесиодом.
Нелепость заключается в антропоморфизме, в приписывании богам внешних форм,
психологических характеристик, страстей. Бог есть космос, единое, которое
всё целое видит, всё целое мыслит, всё целое описывает, приводит всё в
движение.
Парменид родился в Элее (VI-V вв до н.э.), до нас дошли фрагменты его
поэмы “О природе”, где он вкладывает своё учение в уста некой богини,
которая сообщает ему о необходимости изучить Единое. К единому ведут три
пути: путь абсолютной истины, путь изменчивых мнений, путь правильных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67