Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

что мы имеем две крайности - единичность и всеобщность; понятие же как

смыкающая эти две крайности середина, есть также лишь абстрактная

особенность. Крайности положены в качестве самостоятельных, равнодушных

друг к другу и к своей середине. В умозаключении субъект через

опосредствование смыкается с самим собой. Лишь теперь субъект становится в

самом себе умозаключением разума.

Существует 3 вида умозаключений:

качественное умозаключение, Е-О-В, “Эта роза красна. Красное есть

цвет. Роза обладает цветом”, некий субъект как единичное смыкается с неким

всеобщим определением посредством некоторого качества.

умозаключение рефлексии, О-Е,Е,Е...-В, “Все люди смертны. Сократ

человек. Сократ смертен.”, середина уже не есть абстрактная особенная

определённость субъекта, но и все конкретные единичные субъекты, которые

обладают этой определённостью.

умозаключение необходимости, О-В-Е, имеет своей серединой всеобщее,

положенное как существенно определёное в самом себе.

Эта реализация понятия в умозаключении, в которой всеобщая есть эта

единая, ушедшая назад в себя тотальность, чьи различные члены суть также

эта тотальность, и которая через снятие опосредствования определила себя

как непосредственное единство, - эта реализация понятия есть объект.

(объект - нетолько существующая вещь, но нечто в себе завершённое

самостоятельное, эта полнота есть тотальность понятия. Объект есть вообще

единое, целое, объективный мир, бог, абсолют. Но объет имеет также различие

в самом себе, распадается на неопределённое многообразие, и каждое из этих

единичных есть также некий объект, некое самостоятельное наличное бытие).

В. Объект.

Объект есть непосредственное бытие благодаря равнодушию к различию и

одновременноон распадается на различные существования, каждое из которых

само есть тотальность. Объект поэтому есть абсолютное противоречие между

сосвершенной самостоятельностью и столь же совершенной несамостоятельностью

различных существований.

Механизм.

Как единство многих различных объект есть некое составное, некий

агрегат, и действие, оказываемое одним на другое остаётся внешним

отношением - это формальный механизм.

Химизм.

Объект обладает некоей имманентной определённостью, которая составляет

его природу и в которой он обладает существованием; но как положенная

тотальность понятия он есть противоречие этой своей тотальности и

определённости своего существования. Он есть поэтому стремление снять это

противоречие и сделать своё наличное бытие соответственным понятию.

Химически небезразличные объекты суть то, что они представляют собой явно

лишь благодаря их небезразличию.

Телеология.

Цель есть понятие, втупившее посредством отрицания непосредственной

объективности в свободное существование, есть для-себя-сущее понятие.Для

цели предполагаемый ею объект есть лишь идеальная, ничтожная в себе

реальность. Цель в своей деятельности не преходит (в отличии от причины), а

сохраняет себя, то есть имеет своим результатом лишь самое себя. Цель

непосредственно овладевает объектом, потому что она есть власть над

объектом. (Божественное провидение ведёт себя по отношению к миру и его

процессу как абсолютная хитрость. Бог даёт людям действовать, как им

угодно, а получается из этого осуществление его целей, которые отличны от

целей, руководивших теми, которыми он пользуется.)

В реализации цели снимается односторонняя субъективность и видимость

наличия простивостоящей ей объективной самостоятельности. Овладевая

средством, понятие полагает себя как в себе сущую сущность объекта; в себе

самостоятельность объекта испарилась уже в механическом и химическом

процессах, а в их протекании под господством цели снимается видимость этой

самостоятельности, снимается противопоставляющее себя понятию

отрицательное. Таким образом, этим процессом положено в себе сущее единство

субъективного и объективного, положена идея.

С.Идея.

Идея есть истина в себе и для себя, абсолютное единство понятия и

объективности. Её идеальное содержание есть понятие в его определениях. Её

реальное содержание есть лишь раскрытие самого понятия в форме внешнего

наличного бытия, и, замыкая эту форму в своей идеальности, идея удерживает

её в своей власти, сохраняет таким образом себя в ней. (Идея есть истина,

ибо истина есть соответствие объективности понятию, а не соответствие

внешних предметов моим представлениям, последнее есть лишь правильное

представление, которое я составляю себе. В идее не идёт дело ни об “этом”,

ни о представлениях, ни о внешних предметах. Всё действиетльное также есть

идея и обладает своей истинностью посредством и в силу идеи. Единичное

бытие представляет какую-либо сторону идеи. Абсолютное есть всеобщая и

единая идея, которая в акте суждения обособляет себя в систему определённых

идей. Идея вначале есть единая всеобщая субстанция, но в своей развитой

подлинной действительности она есть субъект и, таким образом, дух. Идея

существенно есть процесс, потому что её тождество есть абсолютное свободное

диалектичное тождество понятия. Идея есть процесс, в котором понятие как

всеобщность, которая есть единичность, определяет себя к объективности и к

противоположности этой объективности.

Жизнь.

Непосредственная идея есть жизнь. Понятие реализовано как душа в

некотором теле по отношению к внешности. Жизнь существенно есть “живое”, а

со стороны своей непосредственности она есть “это” единичное живое

существо.

Познание.

В деятельности познания снимается противоположность субъективности и

объективности. С одной стороны разум стремится снять односторонность

субъективности идеи путём принятия сущего мира в себя, в субъективное

представление и мышление, и с другой стороны, разум стремится снять

одностронность объективного мира путём определения его через внутреннее

содержание субъективного. Первое стремление есть стремление знания к истине

- теоретическая деятельность, второе стремление - стремление добра к своему

осуществлению - воля, практическая деятельность.

Абсолютная идея.

Идея как единство субъективной и объективной идеи есть понятие идеи,

для которой идея как таковая есть предмет, объект, объемлющий собой все

определения. Это единство есть абсолютная и полная истина, мыслящая самое

себя идея, и именно мыслящая себя в качестве мыслящей, логической идеи.

(Абсолютная идея есть единство практической и теоретической идеи, единство

жизни и познания. До сих пор мы имели своим предметом идею в её развитии, в

её прохождении через различные ступени, теперь же идея сама для себя

предметна. Абсолютная идея есть чистая форма понятия, которая созерцает

своё содержание как самое себя. Она есть своё собственное содержание как

система логического. В качестве формы на долю идеи не остаётся ничего,

кроме метода этого содержания - определённого знания о достоинстве её

моментов. Истинным содержанием идеи является не что иное как система,

развитие которой мы проследили.

Г. В. Ф. Гегель. “Энциклопедия философских наук.” (“Философия духа”).

Введение. Понятие духа. Деление. Раздел первый: Субъективный дух. А:

Антропология. В: Феноменология духа. С: Психология. Раздел второй:

Объективный дух. А: Право. В: Мораль. С: Нравственность. АА: Семья. ВВ:

Гражданское общество. СС: Государство. Раздел третий: Абсолютный дух. А:

Искусство. В: Религия откровения. С: Философия.

Введение.

Познание духа - самое конкретное. Следовательно, самое высокое и трудное.

Определение и ступени духа имеют значение только в качестве моментов.

Понятие духа.

Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной и тем

самым абсолютно первым в отношении нее. Идея достигшмя своего для-себя-

бытия - идея, об\ект которой, так же как и ее субъект есть понятие. В-себе-

и-для-себя сущий дух не результат. Сущность духа с формальной стороны -

свобода, абсолютная отрицательность понятия как тождества с собой. (Дух

может абстрагироваться от всего внешнего). Три формы откровения духа:

1) природа,

2) конечный дух в природе,

3) абсолютный дух (сам полагает свое бытие и является своим иным).

Высшее определение абсолютного: оно не только вообще есть дух, но

абсолютно себя открывающий, самосознающий, бесконечнотворческий дух.

Деление

Развитие духа состоит в том, что он существует:

I. В форме отношения к самому себе: субъективный дух. Идеальная тотальность

идеи.

II. В форме реальности. Порожденный духом мир, свобода как наличная

необходимость.

III. В себе и для себя сущее единство - абсолютный дух.

Субъективный дух:

А: Дух в себе, непосредственный. Душа, природный дух - предмет

антропологии.

В: Дух для себя - опосредованный. Сознание. Предмет феноменологии духа.

С: Себя в себе определяющий дух как субъект для себя - предмет пенкологии.

А - всеобщность, В - обособление, С - единичность.

Антропология:

Душа.

Дух стал в качестве такового истиной природы. Душа имматериальна для себя

и всеобщая имматериальность природы.

а) в своей непосредственной природной определенности - только сущая,

природная душа

в) вкачестве индивидуальной - абстрактно существует для себя - чувствующая

душа,

с)есть то же самое, что и ее телесность, получившая в ней образ -

действительная душа.

Феноменология духа.

Сознание

Сознание есть ступень рефлексии или отношения духа, его развития как

явления. “Я” есть бесконечное отношение духа к себе. Но как субъективное,

как достоверность самого себя. Цель духа как сознания состоит в том, чтобы

это свое явление сделать тождественным со своей сущностью, поднять

достоверность самого себя до истины.

Ступени этого возвышения.

а) сознание вообще, обладающее предметом как таковым.

в) самосознание , для которого предметом является “Я”,

с)Единство сознания и самосознания - тот факт, что дух созерцает содержание

предмета как самого себя и себя самого как определенного в себе и для себя

- разум, понятие духа

а) Сознание как таковое

1. Чувственное сознание.

Сознание - непосредственное сознание. Отношение к предмету - простая

достоверность , сам предмет определен как непосредственный, сущий,

непосредственно единичный.

2.Восприятие.

Сознание, вышедшее за пределы чувственности, стремиться восприять предмет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты