быть достигнута только в редких специфических случаях (психологический
эксперимент, статистическое исчисление массовых явлений). В остальном мы
располагаем только возможностью сравнивать наибольшее число доступных нам
исторических процессов или явлений повседневной жизни, одинаковых во всём,
кроме одного - мотива.
7.Мотивом называется некое смысловое единство, представляющееся
действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной определённого
действия. Адекватным смыслу мы назовём единое в своих проявлениях действие
в той мере, в какой соотношение между его компонентами представляется нам с
позиций нашего мышления и эмоций типичным смысловым единством. Каузально
адекватной мы назовём последовательность событий, если в соответствии с
опытными правилами можно предположить, что она всегда будет таковой.
Правильное каузальное толкование конкретного действия означает, что
соответствие внешнего хода событий его мотивам познано правильно и что они
стали понятны по смыслу своего соотношения. Правильное каузальное
толкование типичного действия означает, что процесс, принятый в качестве
типичного, представляется адекватным смыслу и может быть установлен как
каузально адекватный. Если же адекватность смыслу отсутствует, то мы имеем
дело только с непонятной статистической вероятностью. Лишь такого рода
статистические виды регулярности, которые соответствуют субъективно
понятому смыслу социального действия, являются социологическими
закономерностями. Объектом статистических исчислений могут быть как
лишённые смысла, так и осмысленные процессы, социологическая же статистика
занимается исчислениями только осмысленных процессов (уголовные
преступления, профессии, цены, посевная площадь).
8.События, не подпадающие под определение “социологическких фактов”,
не становятся от этого менее важными, они просто перемещаются в другую
сферу, сферу условий, поводов, помех и.т.п.
9.Поведение всегда являет собой для нас действие одного или нескольких
отдельных лиц. Для интерпретации, основанной на предполагаемом смысле,
такой метод единственно приемлем. Для понимающей социологии такие
образования, как государство, ассоциация, учреждение, суть просто процессы
и связи специфического поведения отдельных людей, так как только отдельные
люди являют собой понятных для нас носителей смысла.
Но, конечно, социология пользуется такими понятиями как государство,
семья и.т.п., но под ними подразумевается совершенно иное смысловое
содержание - только определённый тип поведения отдельных людей. Следует
также учитывать, что подобные коллективные образования являют собой
определённые представления в умах конкретных людей, и на эти представления
люди ориентируют своё поведение. Современное государство, например, в
значительной степени функционирует как комплекс специфических совместных
действий людей, потому, что определённые люди ориентируют свои действия на
представление, что оно существует или должно существовать.
Мы также оставляем в стороне вопрос, в какой мере поведение животных
может быть нам понятным по своему смыслу, а также обратное6 в какой мере
смысл наших действий понятен животным. Другими словами, мы не ставим здесь
проблему, в какой мере теоретически мыслима социология, изучающая отношение
человека к животным. Для понимания субъективного смысла в поведении
животного мы практически не располагаем верными средствами. Совершенно
очевидно, во всяком случае, что это не будет способствовать нашему
пониманию поведения людей.
Мы, конечно, должны прежде всего знать, какое поведение функционально
важно с точки зрения данного типа социального действия, чтобы затем иметь
возможность поставить вопрос, как возникает подобное действие и какие
мотивы его определяют (Риккертовское понятие отнесения к ценности).
10.Законы понимающей социологии являют собой подтверждённую
наблюдением типическую вероятность того, что при определённых условиях
социальное поведение примет такой характер, который позволит понять его,
исходя из типических моментов и типического субъективного смысла, которыми
руководствуется действующий индивид. Руковдствуясь законами, можно лишь
утверждать, что при строго целерациональном характере поведения оно должно
быть именно таким, а не иным.
11.Социология конструирует типовые понятия и устанавливает общие
правила явлений и процессов (в отличии от истории, которая стремится дать
каузальный анализ инидвидуальных действий, в отличии от психологии, которая
истолковывает человеческие действия с точки зрения психических процессов, а
не осмысленности). Во всех случаях, как рациональных, так и иррациональных,
она отходит от действительности и служит познанию этой действительности,
показывая, что при определении степени приближения исторического явления к
одному или другому ряду социологических понятий оно может быть подведено
под них. Социология для выработки однозначности своих понятий создаёт
идеальные типы такого рода, чтобы в них могла быть выражена наибольшая
смысловая адекватность; однако именно потому они столь же редко встречаются
в реальности в абсолютно идеальной чистой форме, как физическая реакция,
полученная в условиях полного вакуума.
Конструированные социологические понятия идеально-типичны не только в
применении к внешним событиям, но и к явлениям внутренней жизни людей.
Предполагаемый смысл реального поведения в подавляющем большинстве случае
осознаётся смутно или вообще не осознаётся, действующий индивид лишь
неопределённо ощущает это смысл, а отнюдь не знает его; в своём поведении
он в большинстве случаев руководствуется инстинктом или привычкой. Об этом
необходимо помнить при исследовании реальности, но это не должно
препятствовать образованию социологических понятий посредством
классификации возможных типов предполагаемого смысла, то есть исходя из
того, что поведение действительно ориентировано на его субъективно
осознанный смысл.
Понятие социального действия.
1.Социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее
или ожидаемое в будущем поведение других. Другие могут быть отдельными
лицами или неопределённым множеством совершенно незнакомых людей (например,
в случае обращения с деньгами).
2.Внешнее действие не может быть названо социальным, если оно
ориентировано только на поведение вещных объектов. Внутреннее отношение
носит социальный характер лишь в том случае, если оно ориентировано на
поведение других. Так, например, действия религиозного характера
несоциальны, если они не выходят за пределы созерцания, прочитанной в
одиночестве молитвы и.т.п. Хозяйствование индивида социально только тогда и
постольку, если и поскольку оно принимает во внимание поведение других.
3.Не все типы взаимоотношений людей носят социальный характер:
социально только то действие, которое посмыслу ориентировано на поведение
других. (столкновение велосипедистов не социально, но последовавший за этим
конфликт социален).
4.Социальное действие не идентично ни единообразному поведению многих
людей, ни тому, на которое влияет поведение других. Если многие люди в
дождь открывают на улице зонты, это ещё не значит, что они ориентируются на
других, это просто единообразная реакция защиты. Индивид может оказаться
объектом массового воздействия толпы, “заражающей” его весёлостью, страхом
и.т.п., но между таким поведением индивида и фактом его причастности к
толпе может и не быть осознанной связи. Напротив, если поведению других
подражают потому, что оно модно, то такое подражание ориентировано на
других сознательно. Между данными примерами границы расплывчаты, далеко не
всегда можно разграничить простое влияние и осмысленную ориентацию, однако
концептуально их разделять необходимо.
II.МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.
Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть:
Целерациональным, если в основе его лежит ожидание определённого
поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого
ожидания в качестве условий или средств для достижения своей рационально
поставленной и продуманной цели.
Ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную -
эстетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность
определённого поведения, независимо от того, к чему оно приведёт.
Аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным
аффектами инидвида.
Традиционным, то есть основанным на длительной привычке.
1.Часто традиционное действие находят на самой границе осмысленно
ориентированных действий. Большая часть повседневного поведения людей
близка данному типу.
2.Часто аффективное действие также находится на границе, а то и за
пределами осознанной ориентации. Если действие, обусловленное аффектом,
находит своё выражение в сознательной эмоциональной разрядке, мы говорим о
сублимации.
3.Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от
аффективного поведения осознанным определением своей напрвленности и
последовательно планируемой ориентацией на неё. Общее их свойство состоит в
том, что смысл их состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в
самом опредлелённом поведении как таковом.
4.Целерационально действующий индивид рационально рассматривает
отношение средств к цели и побочным результатам. Выбор между конкурирующими
и сталкивающимися целями может быть ориентирован и ценностно-рационально,
тогда поведение целерационально только по своим средствам. С
целерациональной точки зрения ценностная ориентация всегда иррациональна.
5.Социальное действие очень редко ориентировано только на тот или иной
созданный понятийно тип рациональности, да и сама эта классификация не
исчерпывает типы ориентаций действия. Для нас доказательством их
целесообразности может служить только результат исследования.
III.СОЦИАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ.
Социальным отношением мы будем называть поведение людей, соотнесённое
по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. След. социальное
отношение полностью и исключительно состоит в возможности того, что
социальное поведение будет носить доступный осмысленному определению
характер.
1.Признаком данного понятия служит степень отношения одного индивида к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67